Автокалендарь. 17 марта Первый, блин...

Обычно главные автомобильные новинки представляют осенью – в Париже или Франкфурте. Весной в Женеве громких мировых дебютов немного, большей частью это новинки от кузовных ателье – красивые и дорогие фантазии на тему уже известных машин от итальянских, французских, швейцарских, английских мастеров. Вот и 17 марта 1949 года в «Выставочном дворце» Женевы из новых серийных моделей можно было отметить разве что немецкий «Боргвард-Ганза-1500». Отнюдь не писаная красавица, эта небольшая машина с 4-цилиндровым мотором оснащалась автоматической коробкой. Позволяя водителю «управлять без использования сцепления и не переключая передачи» - так говорилось в рекламном проспекте фирмы.

Приценившись, к новинке («Почти десять тысяч… Однако! Да за эти деньги можно «Мерседес» купить. Или два «Рено»») посетители только что открывшегося автосалона – он был всего лишь вторым после войны – с восхищением разглядывали роскошный «Спесьяль Седан» от «Туринга» на шасси «Изотта-Фраскини-Типо-8C-Монтероза» и футуристичный «Феррари-166-Интер Купе» той же итальянской «кароццерии». На стенде «Пининфарины» блистал величественный «Бентли-Mk VI-Дропхед Купе», «Саутчик» выставлял навороченный кабриолет «Тальбо-Лаго-T26GS», а чех Йозеф Содомка эффектно «раздел» «Татру-T600K». Все это были машины уникальные, баснословно дорогие.

На их фоне совсем потерялась скромная экспозиция совершенно новой марки – то ли немецкой, то ли австрийской «Порше». Маленькая, довольно неказистая черепашка с подслеповатыми окошками, изготовленная в австрийском Гмюнде всего в четырех экземплярах, явно проигрывала своим роскошным соседям. Моторчик в 40 сил позволял разогнаться до 135 км/ч, а стоило купе модели 356 аж 13 900 немецких марок, почти вдвое дороже «Мерседес-Бенца» и почти втрое – того самого «Фольксвагена», на шасси которого было построено.

Фамилия то Порше была хорошо известна – с разных сторон. Профессор-доктор-инженер, как его с почтением называли немцы, Фердинанд-старший в 30-е стал автором «народного автомобиля», а в 40-е проектировал танки и самоходки для гитлеровского бундесвера и сидел за это во французской тюрьме. Откуда его совсем недавно вызволила семья, уплатив, по слухам, миллион то ли марок, то ли франков. Так что первый автомобиль, носящий имя «Порше», сконструировали Фердинанд-младший и давний соратник Порше австриец Эрвин Коменда – между прочим, автор кузова «Жука». За настройку подвески и коробки передач отвечал Карл Фролих.

Процесс пошел 17 июля 1947 года, а 8 июня 1948-го спорткар на базе «народного» «жука» был готов. Первый кузов изготовили из алюминия, потом перешли на сталь. Машины строили практически вручную – потому и цена получилась такой высокой. В 1949-м две сотни рабочих сумели построить полсотни 356-х. Но в конце года Порше подрядили австрийскую фирму «Ройтер» изготовить 500 кузовов. План казался слишком оптимистичным, тем не менее, в 1954 году из ворот завода выехал уже пятитысячный автомобиль.

А дальше популярность «Порше» только росла. В чем ее секрет, для меня лично остается загадкой до сих пор. Ни внешностью, ни отточенной управляемостью – а именно эти качества можно считать главными для спортивного автомобиля – 356-я похвастать не могла. Расположенный за задней осью двигатель хорошо нагружал ведущие колеса, но передние часто оставались недогруженными. Особенно важно это было на горных дорогах с крутыми поворотами и на скользких шоссе. Частенько случалось, что на альпийских дорогах владельцам «Порше» приходилось брать заледенелые участки… задним ходом. И долгие десятилетия немецким инженерам приходилось прикладывать титанические усилия, чтобы исправить врожденный недостаток заднемоторной схемы. Но вот, поди ж ты, и 356-я, и сменившая ее 911-я считаются иконами, на них молятся поколения поклонников, готовые платить все дороже за их сомнительные достоинства. А куда более продвинутые с технической (да и с дизайнерской) точки зрения модели 924 и 928 быстро сошли со сцены.

Такая вот загогулина, понимаешь…


Рецензии