Беса мэ мучо

Эту песню написала на испанском языке шестнадцатилетняя мексиканка Консуэло Веласкес Торрес в 1932 году. Песня покорила весь мир.

В пятидесятом и дальнейших годах пластинку кртили на танцах Советского Союза как на испанском, так и на русском языках. Большинство заблуждалось, полагая, что Беса мэ Мучо это имя молодого парня, в которого страстно влюблена девушка. А он любил другую. Возможно, что такая ситуация была в жизни у самой Консуэло.

На самом деле слова «Беса мэ мучо» по-испански означают «целуй меня очень».

У этой песни было много переводов на различные языки мира. И было несколько переводов на русский язык. Лучшим переводом считался выполненный советским поэтом и журналистом Эль-Регистаном.

Настоящие его фамилия и имя были армянскими - Габриэль Аршакович Уреклян. Он образовал псевдоним из трёх последних букв имени Эль и главной площади Самарканда -  Регистан. Он родился в Самарканде.

Эль-Регистан и Михаил Кольцов считались самыми известными журналистами СССР.
Настоящая фамилия Кольцова - Фридлянд. Его брат Борис Фридлянд с псевдонимом Ефимов был знаменитым художником-карикатуристом.

Когда в СССР построили гигантский самолёт, то Михаил Кольцов предложил назвать его «Максим Горький». А Сталин хотел, чтобы самолёт назвали «Иосиф Сталин». И Сталин истребил Кольцова. И самолёт из ревности тайно приказал уничтожить. А брат Кольцова, художник, прожил 108 лет.

Вот песня Веласкес «Беса мэ мучо» в переводе Эль-Регистана на русский язык.

Беса мэ мучо

Гордый мой, люди несмело
Мне говорят, что на свадьбу созвал ты гостей.
Гордый мой, как я сумела
Слёзы сдержать и не выдать печали своей.

Припев:

Помню, как сказку, я звёздные, ясные
Встречи, что в сердце храню,
Слово прощальное, голос твой ласковый,
Знаю, забыть не смогу.

Гордый мой, словно чужая,
Молча пройду я при встрече мимо тебя.
Гордый мой, ты не узнаешь,
Как я тоскую, сильнее, чем прежде любя.

Припев.

Гордый мой, люди несмело
Мне говорят, что ты связан навек с другой.
Гордый мой, что же мне делать,
Если люблю я, люблю я тебя, мой родной.

Припев.

На всякую популярную песню сочиняются пародии. Вот пародия на Беса мэ мучо.

Беса мэ, сидим и учим,
Трудный экзамен  с тобою нас ждёт впереди.
Беса мэ, что мы получим?
Сердце тревожно и больно забилось в груди.

Припев:

Помнишь, в году педагог и дирекция
Нам угрожали концом?
Но обходилось всё так же, как прежде,
Только краснело лицо.

Беса мэ, тетрадей куча.
Нас ожидает с тобою бессонная ночь.
Беса мэ, что мы получим?
Как же сумеешь теперь ты в беде мне помочь?

Припев:

Муча наскучила, лучше б не мучили
Сессии нас каждый раз.
Мы бы учили от случая к случаю
И напевали бы джаз.

Все думают, что Гимн Советского Союза написал Сергей Михалков. На самом деле – Эль-Регистан.
В 1943 году Эль-Регистан ночью позвонил Михалкову:
- Серёжа, давай напишем Гимн Советского Союза. Я уже придумал первый куплет:

Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русью
Да здравствует созданный волей народов
Великий, могучий Советский Союз!

Остальное они сочиняли вдвоём.

Когда опубликовали Гимн, первой поставили фамилию Сергея Михалкова (надо, чтоб первой была русская фамилия), а Эль-Регистана поставили вторым. А потом вообще отбросили Эль-Регистана, так как он умер в 1945 году, прожив всего 45 лет.
А первый куплет, написанный Эль-Регистаном, очень нравился Сталину.


Рецензии
Спасибо!
Не знала про Эль-Регистана.
Какой же подлец этот Михалков!
Памятник хотя бы поставил Эль-Регистану.
"
Его смерть была очень неожиданной. Это случилось 30 июля 1945 года в результате обширного инфаркта. Когда Габриэль явился в «кремлевку», все удивились, как он мог в таком состоянии прийти в больницу. В некрологе, подписанном членами правительства, известными писателями и композиторами, в том числе Симоновым, Шолоховым, Твардовским, Тычиной, Бажаном, Рыльским, сообщалось о непродолжительной тяжелой болезни. После прощания в помещении Союза писателей гроб с телом Регистана был доставлен на Новодевичье кладбище и захоронен недалеко от могилы Алексея Толстого, с которым он дружил при жизни…
"
Светлая память этому замечательному армянину - Габриэль Аршакович Уреклянц!

Надежда Шевцова   05.04.2024 09:14     Заявить о нарушении
Надежда! Благодарю Вас за то, что Вы добавили интересные сведения об Эль-Регистане.

Эсхаровец   30.04.2024 18:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.