К нему тянулись и Достоевский и Толстой

Достоевский, Толстой и Циолковский считали Николая Фёдорова выдающимся русским философом и мыслителем. Николай Федорович не сомневался что настанет момент когда человечество сможет воскрешать предков, достигнет бессмертия и симбиоза с природой.

Фёдоров родился в 1829 году в тамбовском селе Ключи в богатом имении, он был незаконнорожденным сыном князя Павла Гагарина, чьи корни восходили к самому Рюрику. Всю последующую жизнь Фёдоров стеснялся своего происхождения.

После 15 лет учительствования Николай как когда-то Михайло Ломоносов пешком пришел в Москву и устроился на работу в «Каталожный отдел» «Румянцевской библиотеки». Мало того что Федоров старался максимально полно подобрать читателю интересующую его литературу, случалось, что он покупал на собственные накопления отсутствующие в библиотечных фондах книги.

В читальном зале он познакомился и со Львом Николаевичем Толстым. Впервые увидев бесчисленные ряды книжных полок, недовольный и чем то раздраженный граф в гневе сказал: «Это ж надо было столько глупостей и мерзостей накалякать. Моя бы воля, свалил бы все у Кремля и сжег прилюдно». В ответ Федоров эмоционально воскликнул: «Дураков на своем веку повидал изрядно, но ихнего императора узрел впервые».

Позже сын писателя Илья Толстой вспоминая о Фёдорове говорил, что безусловно это был святой человек. Его отец человек резкий, вспыльчивый всегда слушал Николая Фёдоровича с повышенным вниманием и никогда не позволял себе говорить в его адрес мерзости.

Заработанные деньги Фёдоров жертвовал нищим и убогим, довольствуясь, чаем, хлебом и колбасой. Все свои труды он выпускал в «самиздате» с запретом указания его имени, его ученики настояли, чтобы его авторство хотя бы указали в «Философии общего дела».

Философ считал, что люди вместо извечной погони за богатством, славой, любовными утехами, должны вступить в решительную схватку со смертью. Достигнув бессмертия человек покончит с ксенофобией, нацизмом, войнами. Создав искусственную еду ученые из недалекого будущего победят голод. Николай Фёдорович писал, что разработав систему «Патрофикации» люди смогут возвращать к жизни умерших предков, а затем научаться управлять природой Земли, Солнечной системы и Вселенной.

Отталкиваясь от идей философа, Циолковский разработал теорию освоения космического пространства за счет использования ракет и орбитальных станций.

Фёдоров разорвал с Толстым все отношений после его нападок на Православную церковь и череды антипатриотичных высказываний, например таких:

«Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых - отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти.

Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.

Патриотизм есть рабство».

«Патриотизм» - чувство безнравственное потому, что, вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководящимся своим разумом, — всякий человек, под влиянием патриотизма, признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести».

«Патриотизм, как чувство исключительной любви к своему народу и как учение о доблести жертвы своим спокойствием, имуществом и даже жизнью для защиты слабых от избиения и насилия врагов, - был высшей идеей того времени, когда всякий народ считал возможным и справедливым, для своего блага и могущества, подвергать избиению и грабежу людей другого народа».

Николай Фёдорович был воцерковленным человеком и активно участвовал в жизни Православной церкви. Не получая гонораров за издание своих трудов Фёдоров выступал категорически против авторского права, и яро пропагандировал международный книгообмен.   


Рецензии