Тупица

Главное не стать лучше другого,
а лучше себя вчерашнего"
(восточная мудрость)

В семье Лугиных было двое детей. Родителей у них не было, и воспитание сына Матвея и  дочери Риммы было полностью на них. Внимания детям уделялось много, занимались ими в основном одинаково. Различие было в одном: необходимое привить  мальчику, впитывалось сыну и наоборот. Брат был старше Риммы на семь лет. Она его очень любила, и на удивление окружающим, между ними была крепкая дружба. Ему Римма  доверяла всё и делилась с ним своими самыми сокровенными детскими, а потом и девичьими секретами. Родителей посвящала лишь в школьную жизнь.

Римма была спокойной девочкой. Часто уединялась, предаваясь мыслям и мечтам. Близких друзей не заводила, товарищей почти не было. Любила иметь всё своё, и чтобы этого никто не касался. Внешностью её природа не одарила, но комплексов по этому поводу у девочки никогда не было. Она говорила так: на красивую девушку заглядываются только потому, что она красива, не стараясь заглянуть в душу и попытаться найти связь красоты и внешности. Невзрачные девушки зачастую замкнуты, но внутренний мир их очень богат, рассмотреть который может далеко не каждый.

Училась Римма неплохо, выделяя из всех дисциплин химию: с ней она была на ТЫ. Затевала споры с учителем химии, отстаивая свою точку зрения. Не сумев доказать, копалась в дополнительной литературе, справочниках и снова возвращалась к неоконченному спору, выходя из него победителем. Эти споры не обижали  учителя, напротив, он гордился и спорами, и ученицей: любовь к предмету и знания его как науки привил девочке он, нисколько не сомневаясь, что способная ученица своё будущее обязательно свяжет с химией.

Так Римма и поступила: с легкостью сдав вступительные экзамены, она была зачислена в институт нефти и химии. Окончила его с отличием и её оставили работать в родном городе, предоставив неплохую должность в крупном нефтяном объединении. Встретила парня. Полюбили друг друга. Поженились. Но прошло около десятка лет, а желанный малыш в семье не появился. Взять ребёнка на воспитание муж не соглашался. Развелись. Оставаться одной ей не хотелось, и решила женщина попросить дальних родственников, в семье которых было девять детей, отдать ей самую младшего – десятимесячную девочку. Отказа с их стороны не последовало, так как семья жила в нужде, и согласно документам Римма забрала ребёнка. К тому времени девочке было чуть больше года. Так Римма стала матерью.

Внешне Ирочка резко отличалась от невзрачной Риммы: большие тёмные глаза, пухлые щёчки и губки. Во время необыкновенно красивой улыбки появлялись настолько плотно прилегающие друг к другу зубки, что казалось их в два раза больше положенного количества. Волосы были прямыми и почти чёрными. Рост обещал быть высоким.

Новизна положения понравилась Римме, и поначалу она с радостью предалась родительским обязанностям. Но очень скоро ей это наскучило. Привыкшая посвящать время только себе, Римма не захотела обременяться чрезмерными заботами и отдала ребёнка в детский сад с группой ночного пребывания (в далёкие годы были такие). Она отводила дочку в понедельник перед работой, забирала в пятницу вечером. Проявляя заботу,  Римма дважды  в неделю приносила для неё фрукты, смену белья. Часто по средам малышка ночевала дома, чтобы чувствовать, что мама есть, любит дочку, заботится о ней.

Зарабатывала Римма неплохо, материально обеспечивая себя и девочку. Ирочка ни в чём не нуждалась. Но главное – развитию ребёнка мама уделяла времени немного, почти не занимаясь с ней, изредка читая ей книги. «Девочка одета, обута, накормлена, в коллективе всю неделю, общением с детьми не обделена, часто по три ночи в неделю бывает дома. Это немало», – думала Римма, считая достаточным. Когда девочка была дома, большую часть времени она была предоставлена телевизору. По выходным дням мама выделяла время для Ирочки, гуляла с ней.
В положенный срок Ирочка пошла в школу. Не приученная мамой трудиться, она едва выдерживала время занятий. Рассеянно слушая учителя, приходила домой, не усвоив и половину необходимого, жаловалась на усталость и головную боль. Вечерами Римма не успевала справиться с домашними делами,  просиживая с первоклассницей за тетрадями и учебниками, гневалась, называла дочку тупицей. Ирочка со слезами готовила домашние задания, обижалась, утверждая, что она не глупая, просила маму: «Научи меня учиться», подразумевая, вероятно, под  этим – трудиться. Кое-как с тройками она дотянула до третьего класса. Только к четвёртому году девочка поняла, что учёба – труд, её работа, и если мама постоянно ею недовольна, нужно научиться работать самой. Только теперь она разобралась, что и как нужно делать. Преодолевая трудности, начала заниматься, не обращаясь за помощью к маме. И это была её первая победа. Римме такой поворот дела понравился: наконец-то она перестанет бестолково проводить вечера. Быстро оценив самостоятельность дочки, перестала заглядывать в тетради, довольствуясь оценками в дневнике, подписывала его в конце недели, интересовалась датами проведения родительских собраний. Их она не пропускала. Вот, пожалуй, и всё.

Со временем Ирочка подтянулась в учёбе, и в пятом классе успехи были заметны, а в шестом – в журнале напротив её фамилии редко появлялись четвёрки. Римму это мало интересовало, в её глазах дочь оставалась тупицей. К этому времени Ирочка узнала об удочерении – «помогли» соседи, но не расстроилась. Маму она уважала, была благодарна за заботу, воспитание, содержание, за всё, что имеет. Но главного у Ирочки не было: маминой любви, ласки. Только раз она спросила Римму, для чего она её удочерила, на что та  ответила: «Мне было скучно одной». Этот «исчерпывающее» объяснение девочку-подростка обидело, она с трудом сдержалась, чтобы не заплакать при матери, промолчала. Что могла она сказать?

Родители Ирочки изначально дали слово Римме, что не будут искать встреч с дочкой, заявлять о себе. Они изредка приходили к школе, видели её на расстоянии.  Внешний вид их удовлетворял. Изредка Римма звонила им, рассказывала о ребёнке.
Путём упорного труда Ирочка окончила школу с одной лишь четвёркой и, пойдя по  стопам мамы, поступила в институт нефти и химии. Она дала себе слово «назло маме» окончить его с отличием. К этому времени Римма охладела к дочке и, можно сказать, ею не интересовалась совсем, считая однако своим долгом материальное обеспечение.

Так и жили мать с дочерью каждая своей жизнью. Вечерами Римма развлекалась, как хотела: часто уходила к подругам, в компании, в театр. Ирочка же, с головой окунувшись в учёбу, тщательно готовилась каждому зачету и экзамену, с интересом проводила лабораторные и практические исследования, с удовольствием и смело бралась за рефераты самой сложной темы, просиживала в институтской библиотеке, листая научные труды. Ей нравилось учиться, а ещё она хотела доказать маме, на что способна "тупица": это слово навсегда врезалось в память. В институте помнили Римму; Ирочке же прочили великолепное будущее.

С блеском окончив институт, Ирина, как выразился один из профессоров, не поступила – наскоком взяла аспирантуру. Вот и кандидатская защищена, Ирина уже обдумывает тему докторской диссертации. Встретилась в научной библиотеке с бывшим однокурсником, которого в студенческие годы не замечала, он её – тоже. Разговорились. Геннадий, так звали парня, рассказал о своей жизни, она – о себе, о семье,  которой в сущности никогда не было. Вскоре после этой встречи родилась новая семья. Больше всех этому событию рада была Римма: наконец-то она «сдаст» дочку в другие руки. Ей не терпелось остаться одной. Ирина с радостью покинула дом, в котором выросла, сказав напоследок Римме: «Ты никогда не любила не только меня, детей вообще. Уж лучше бы я жила в нужде, чем обделенная родительским теплом и любовью. Только теперь об этом поздно говорить. А родителей своих я найду», – с твёрдостью уверила она Римму. С тем они  расстались.

С Геннадием сразу договорились делить бытовые заботы поровну. Он с пониманием отнёсся к научной деятельности жены. Считая, что для мужчины нет ничего невозможного, стал ей первым помощником. Лучший повар – мужчина, это известно.  Опираясь на этот неоспоримый факт, работу по кухне, которая отнимает львиную долю времени, он взял на себя. Замужество не отразилось на работе Ирины: она не прекращала научную и творческую деятельность и с появлением первенца. И здесь большинство забот Геннадий взял на себя. Ирина не забывала, что за все годы учёбы не испытывала материального недостатка, вспоминая об этом с благодарностью к маме, помогала ей. Через её родственников ей удалось разыскать своих родителей. Ирина с Геннадием жили в достатке и, выделяя из семейного бюджета определенную сумму, делили её поровну: Ирина  регулярно отправляла деньги матери и приносила родителям. Те отказывались от них, но дочь настаивала. Римма принимала материальную поддержку как должное, не выражая ни недовольства, ни благодарности, никогда не звонила, не искала встреч с дочерью.

Прошли годы. Защищена докторская. Опубликован первый научный труд Ирины. Его публикация появилась в руках Риммы (к тому времени она уже не работала). Зависть захлестнула её, когда она ознакомилась с работой: "Дочь, которая воспитывалась мною, училась с трудом – тупица (!) и научный труд! Быть этого не может! Материально она обеспечена, могла бы мне присылать больше», – рассуждала она. Не общаясь много лет, даже не зная, где проживает дочь, Римма решила разыскать её. Узнав, что  дочь помогает ещё и родителям, возмутилась: «А им-то за что? Я вырастила и содержала, а помощь им? – рассуждала она. –  А не подать ли на неё в суд: мол, обязана матери помогать, если не хватает на проживание. Вряд ли она сможет доказать, что все эти годы я от неё получаю деньги». Поступила, как решила.

Пришёл день, когда на работе Ирине сообщили, что на её имя поступил исполнительный лист. Бессовестная ложь её поразила; Геннадий негодовал. «Это сделала моя мама? Как она могла додуматься до такого? Это же безумие! Пенсия у неё неплохая, мы ежемесячно помогаем. Неужели недостаточно»? – задавала она себе один вопрос за другим, не находя на них ответы. Геннадий как мог, успокоил её, предложив обжаловать в суде. Так и сделали. Каково же было удивление Риммы, когда в процессе суда она увидела документы, подтверждающие регулярное отправление ей денег.

Решением суда Ирину освободили от выплат по исполнительному листу. Более того,  она получила выбор – продолжать отправлять Римме деньги или нет. С согласия Геннадия она остановилась на втором.

Февраль 2009 г.


Рецензии