Красивый миф и горькая действительность

               
Могу предположить, что большинство читателей и читательниц, посмотрев кинофильм «Титаник», уверены, что в море в случае катастрофы действует неписаный закон:
 
женщин и детей спасают первыми, команда корабля уступает места в спасательных шлюпках пассажирам, а капитаны, крепко сжав руками поручни на мостике, уходят вместе с кораблём на дно.
 
Действительно, история знает два таких случая во время гибели  британских судов «Титаник» и «Биркенхед». На «Титанике» спаслись  семьдесят пять процентов женщин и детей, а мужчин - только семнадцать процентов.

На транспорте «Биркенхед» из 638 пассажиров и экипажа выжило только 193; но все женщины и дети были спасены.

Это был пример благородства. С того времени в литературе и кинофильмах описывались и показывались рыцарство и героизм мужчин по отношению к женщинам и детям.

Однако если ознакомиться с последствиями крупнейших морских катастроф, то станет ясно, что никакого рыцарства  по отношению к женщинам и детям  больше никогда не проявлялось.

Юридически нет никаких предписаний, чтобы женщины и дети садились в спасательные шлюпки раньше мужчин.

Исследования британскими учёными крупнейших морских катастроф показали, что у женщин меньше шансов выжить, чем у мужчин, а у пассажиров меньше шансов спастись, чем у капитанов и их команд.

Поведение людей, когда речь шла о жизни и смерти, определялось формулой: «Каждый за себя». Оставим в покое иностранцев, достаточно рассмотреть подробности катастроф и поведение людей на российских пассажирских судах «Адмирал Нахимов», «Булгария» и эстонском пароме «Эстония».
 
Мужчины физически сильнее женщин, более агрессивны, как правило, умеют плавать, а экипаж судна лучше ориентируется в корабельных помещениях, раньше пассажиров получает информацию, подготовлен к действиям в экстремальной ситуации.

Во время катастрофы на земле, например, при землетрясении, цунами, теракте,  понятно, что каждый спасается и выживает сам. Но на море, на любом судне имеется командир, капитан, от которого зависит многое. На «Титанике» командовал капитан.

Есть сведения, что офицеры стреляли в тех, кто не подчинялся его приказам.

Если капитан не отдаёт приказ спасать сначала женщин и детей, и не остаётся на борту судна, пока они не будут в относительной безопасности, тогда рушатся все моральные нормы, спасутся, в основном, мужчины, и  как правило, экипаж.

Меньше всего шансов выжить при катастрофе у детей. Женщин обычно спасается в два раза меньше, чем мужчин, а у членов экипажа самый высокий уровень выживаемости.

Сейчас пытаются ввести положение, чтобы при посадке в спасательные шлюпки преимущество получали люди с ограниченными способностями передвижения, инвалиды. Но пока этого нет.

При катастрофе с паромом «Эстония» у мужчин было гораздо больше шансов выжить, чем у женщин, потому что у них было больше сил выбраться из тонущего корабля и попасть на спасательные плоты, а также потому, что у них было немного меньше шансов замерзнуть насмерть в ожидании спасения благодаря одежде.

Погибли 852 человека, спаслись 138.

Спаслось 111 мужчин, в их числе 12-летний мальчик (22 % от общего числа мужчин на борту) и 26 женщин (5 % от общего числа женщин на борту). При этом членами экипажа были 12 женщин и 31 мужчина.

На теплоходе «Адмирал Нахимов» из числа пассажиров погибли 138 мужчин из 897, а из экипажа 34 мужчины из числа 346.   Погибли 221 женщина из числа пассажирок и 30 женщин из числа экипажа. Погибли все дети – 23 человека.

Я читал записки спасшейся женщины. Она писала, что мужчины отшвыривали их, занимая места в шлюпках, а оказавшиеся в воде отбирали у женщин спасательные средства.
 
Из 201 человека на борту теплохода «Булгария» погибли 122 человека, из них 28 детей и 83 женщины. Спаслось большинство членов экипажа. За спасательные жилеты была драка, их вырывали у женщин.

Выводы каждый может сделать сам.

На рисунке: гибель "Титаника"


Рецензии
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.