Литературная медитация 15

(продолжаем свободные размышления на заданную тему, по пр-ю В.Пелевина "Желтая стрела")



Тема: "Религия"


"-Еще  Серегу  видел  недавно.  Очень  сильно изменился. Не пьет, не курит. Утризм принял.
- Это еще что?
- Это религия такая, очень красивая. Они верят, что нас тянет  вперед паровоз типа "У-3" - они его еще "тройкой" называют, - а  едем  мы  все  в светлое утро. Те, кто верит в  "У-3",  проедут  над  последним  мостом,  а остальные - нет." (Виктор Пелевин "Желтая стрела")



Внутри "Стрелы" как будто нет верующих. не встречается там и каких-либо "служителей культа".  Да и вообще пассажиры "Стрелы" как-то не особо проникнуты религиозными чувствами (может сказывается советское атеистическое послевкусие тех лет?)
В остальном,  радикально-максималистический месседж молодого писателя прост и понятен: остановить "Стрелу" могут только герои-одиночки, свободные от предрассудков, не принимающие ничего на веру, отвергающие любые формы организации, где есть иерархия, авторитеты, писание и предание.
Правда, немногим дальше Пелевин сам себе противоречит, так как посвящение героя в тайну разрушенного моста не обходится без атрибутики, присущей разного рода культам и сектам. Есть тут и традиция(в лице Хана, её последнего носителя) , есть и писание (письмо, нацарапанное на стене вагона), есть и предание (были те, кто "Стрелу" покинул).
Да и сама идея разрушенного моста преподносится так, что её смело можно оформлять под видом какого-либо "мостизма" и продвигать в виде конкретных заповедей и предписаний (см. ЛМ№6) (http://proza.ru/2024/03/05/1293)
Довольно радикальным выглядит  разделение  всех пассажиров "Стрелы" на "верунов"(понимай, бездеятельных терпил) и "практиков" (читай, парней и девчонок в стиле Нео  и Тринити). Первые, мол, только и делают, что тупо верят, а вторые реально практикуют, всё проверяют на собственном опыте, ну и т.д.

В противовес этим "героям невидимого фронта" представляется ещё один из бывших друзей Андрея, который принял "утризм". Хотя даже не представляется, а небрежно так, даже слегка пренебрежительно упоминается между делом.
Что же можно сказать про "утризм" и на что похожа эта "очень красивая религия"?

1. "Утризм" -  открытая для пассажиров (толпы) "религия", что противопоставляется тайному "знанию"  продвинутых одиночек (таких как герой и его учитель).
2. "Утризм" - понятен и прост, а потому доступен для бабушек и прочих "простых" пассажиров. А вот "учение Хана" эзотерично, закрыто для непосвященных. Тут не место для обывателей и прочего интеллектуально-обедненного люда, тут всё по-взрослому.
3. Последователи "утризма" верят(!), что "Стрелу" тащит локомотив У-3, который видимо пролетит над разрушенным мостом и вывезет всех верующих пассажиров в счастливое будущее (светлое утро).




Вопросы для ЛМ№15



1.Герой верит в разрушенный мост. Другие пассажиры верят во что-то другое. Как понять, чья вера - истинна?
2. Почему те, кто верят в "паровоз У-3" не проедут над разрушенным мостом?
3. Можно ли назвать героя последователем "культа разрушенного моста"?
4. Что может значить выражение "вера без дел - мертва" в контексте происходящего внутри  "Стрелы"?


Рецензии
Видимо, автор не хотел трогать религии, от греха, но в е же без этого не обошлось. С уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   18.03.2024 18:06     Заявить о нарушении
Иносказательно "потрогал") С уважением!

Ястребов   02.04.2024 12:10   Заявить о нарушении