Народный календарь 18 - 24 марта

 
18 МАРТА. КОНОН-ОГОРОДНИК.
  С этого дня, где возможно, начинали копать огороды. Где невозможно - хотя бы «почин» делали, чтобы огород был «добр» и «овощу» было много.
В северных областях, в частности в Новгородской, «почин» состоял в том, что копать  лунки с приговором: «Одна лунка для суши, другая для мошки, третья для червей». Полагали, что огородная зелень не будет после этого страдать от засухи, мошки и червей.
               
  20 МАРТА. ВАСИЛИЙ-КАПЕЛЬНИК.
  Если неделю назад Василий-капельник был для южных районов, то теперь пришёл и в северные. 
21 МАРТА
Идёт первая неделя Великого поста. Городские торговые ряды ломятся от постной пищи. Сюда везет крестьяне излишки из своих погребов и амбаров. «…всё  клюква, клюква.., синяя морошка и черника – на постные пироги  и кисели…  А вот капуста. Золотится от солнышка, сочнеет. Играют золотые  огурцы в рассоле, пляшут…Кадки солёного арбуза, под капусткой поблёскивает зелёной плешкой. Антоновка, морошка, крыжовник.  И как знамя великого  торга постного, на  высоких шестах – вязки сушёного белого гриба». (И. С. Шмелёв)
  Как-то в 1993 году угощался я в резиденции Патриарха. Шёл Рождественский пост…Так поститься я готов был круглый год.
  В России есть, что есть в любой пост!

            
  22 МАРТА. СоРОКИ, СОРОК МУЧЕННИКОВ.
  День сорока мучеников Севастийских в народе называтют «сОроки» (не птица, а цифра), а иногда «куликами». Хотя и птица эта вписана в присловья и поговорки: «На СОроки сорока кладет в гнездо сорок палочек».
  По народному поверью в этот день из жарких стран прилетает сорок птиц. Первая из них - жаворонок. «Бывает, уверяют опытные крестьяне, что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сОроки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет». (С.В. Максимов).

  Можно предположить, что в языческую пору именно в эти дни праздновалась встреча весны (лета), потому что в эти дни - весеннее равноденствие. Это был праздник Велеса, «скотьего бога», который впоследствии  вытеснился  Масленицей.
 СОроки был, в сущности, детским праздником. Мамы накануне пекли из ржаной муки «жаворонков» - с крылышками, хохолками, а утром раздавали их детям. Дети с криками, смехом несли их на высокие места: холмы, пригорки, а то и на крышу залезали - ближе к небу, солнцу, птицам - и закликали жаворонков или весну:
Жаворонки, прилетите,
Студёну  зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

  Закликали несколько раз, в разных местах, по всей деревне. И так до обеда: Затем съедали «жаворонков», а голову оставляли. Кончался праздник тем, что ребятишки целовались меж собой, поздравляя с весенним праздником, расходились по домам и вручали головы «жаворонков» мамам: «На-ко, мама, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лён твой высокий был!»
  Так же, как в «кресты», в «жаворонков» запекали предметы для гаданий: а кое-где запекали один предмет (как в «счастливый» пельмень). Кому попадал этот «жаворонок», тому выпадала честь разбросать первые пригоршни зерна во время начала сева.

  23 МАРТА.
  Выискивал крестьянин будущие радости в этом дне: если день туманом мглист – будет лён волокнист. А волокнистый лён – хорошая пряжа; больше волокна, а, значит, и прибыли в хозяйстве. С этого дня он начинал отсчитывать сорок утренников-заморозков. Если до Зосимы-пчельника (до 30 апреля) утренники продолжаются постоянно, то лето будет тёплым. А это – тоже хорошо. И хотя эти утренники безвредны, хозяйки ещё вчера приготовили из ржаной или овсяной муки сорок шариков-колобков («колобанов золотых»), чтобы каждый день выбрасывать по одному шарику за окошко, приговаривая:
     Мороз, красный нос,
     Вот тебе хлеб и овёс!
     А теперь убирайся
     По добру, по здорову!
  Верили: мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать крестьянину в его весенних посевных работах.

  Не сдвинуть зиму, не зазвать весну – всему своё время. Закликала ребятня вчера жаворонков, прилетели жаворонки. И скворцы прилетели, «на крыльях весну принесли». Вон дерутся с нахалами воробьями, выселяют их из своих скворечен. А крестьянин смотрит, под какой стрехой начнёт вить гнездо воробей: с южной, солнечной – к холодному лету, с северной – к тёплому. По расселению других птиц проверяет этот стратегический прогноз. Уж коли весна долгая, так хотя бы лето было тёплым. Дай-то, бог!
  Как весну ни приваживай, а тулуп поглаживай. Прошли послевласьевские (после 24 февраля) три крутых утренника, три сильных утренних мороза. С крыш капает, птицы прилетели, а зима не уходит. В амбарах да сусеках всё меньше хлеба. Скотина жуёт последнее сено. А до травки ещё далеко. Грустно.

  24 МАРТА.
  Уж больше двух недель прошло, как умельцы и нуждающиеся мужики ушли на заработки, на отхожий промысел; отошли от своих ежедневных забот на время. Кто до Егория весеннего (6 мая), а кто и до Петровок (12 июля). Это те, у кого дома хватает мужских рук и на пашню, и на посевную: ведь не вспашешь, не посеешь – ложись в гроб, семья по миру пойдёт.
  Другие мужики, наоборот, вернулись с отхожего промысла; тайно гульнули в строгий Великий пост и за работу: чинить и готовить сельхозинвентарь, валить лес, готовя его к весеннему сплаву и осеннему вывозу. Ещё идёт отёл и с телятами, как с малыми ребятами – забот да забот.

  Женщины возятся с рассадой, белят холсты, ткут. До того, как белить холсты, белили пряжу льняную: мотки и клубки её мыли, «вымачивали в овсяной соломе и в мякине, заваренной в горячей воде… Мокрые моты вымораживали во время ядрёных мартовских утренников. Вывешивали пряжу на изгородь…» (В. И. Белов).

  Из отбеленной пряжи ткали холсты. Сначала из самой тонкой пряжи: холст из неё пойдёт на бельё, рубашки, полотенца. Готовый холст, как и пряжу, белили на мартовских морозах. Летом этот холст будут белить под палящим солнцем, у речки на зелёном лугу. А пока – ткут и ткут во весь световой день. «Умелая и неленивая ткачиха… ткала за день стену холста длиною          семь-восемь метров» (В. И. Белов). И эта изнурительная работа будет продолжаться до самого весеннего сева.

  Дети в это межсезонье, да и зимой, перенимают опыт старших: прясть, ткать, вить верёвки, плести лапти, ремонтировать инвентарь, конскую сбрую.
  Это - те же ребятишки, которые в школе с нетерпением ждут  Пасхи, потому что после Пасхи занятия в школе прекращаются: весенние домашние заботы требовали участия всех членов семьи: всем находилось дело.
  Все ждут Пасхи: и те, кто говеет, и дети, и девушки, и взрослые, и скотина. После Пасхи начнётся новый период жизни крестьянина, новый цикл. А пока – Великий пост.

  Я поздравляю именинников.
18 марта: Ариадна. Правда. Федор. Константин.
19 марта: Аркадий.
20 марта: Евгений. Павел.
21 марта: Афанасий.
23 марта: Анастасия, Василиса, Виктор, Галина, Леонид, Ника, Павел.
 Всего вам доброго и светлого! 


Рецензии