Две роли Игоря Горбачева

В своём последнем интервью Игорь Горбачёв сказал: «Да, вот такие мы, русские. И великодушные. И милосердные. И добрые. И лживые. И подлые. И мерзкие. И все это — в одном человеке нераздельно.»

И, вполне возможно, что именно себя имел в виду этот талантливый актёр и не менее талантливый режиссёр. В нём все эти качества и сочетались, и уживались. А режиссёр и сценарист Александр Белинский в своей книге "Семьдесят лет в партере: заметки об Александринском театре" отвёл Горбачёву целую главу. В который очень откровенно и нелицеприятно высказался о своём коллеге и, в чём-то, протеже. Ведь именно Белинский в своё время дал Горбачёву роль Остапа Бендера в телепостановке, снятой Ленинградским телевидением, когда режиссёром там был Белинский. Таким образом, Бендер Игоря Горбачёва стал первым воплощением весёлого авантюриста на экране - задолго до Сергея Юрского, Андрея Миронова и Арчила Гомиашвили.

Родился будущий актёр и режиссёр 20 октября 1927 года в дворянской семье - его отец, Олег Борисович, был сыном есаула лейб-гвардии Казачьего полка, а мать, Вера Андреевна, до революции окончила Смольный институт благородных девиц, знала несколько языков, преподавала французский и немецкий. Двух старших братьев отца в 1917 году расстреляли на глазах матери и Олега. Поэтому он, когда у него родились сыновья, назвал их в честь своих братьев - Игорем и Борисом.

После окончания средней школы в 1945 году Горбачёв поступил в Ленинградский государственный университет на психологическое отделение философского факультета. Но до выпускного курса он здесь не доучился. Он увлёкся сценой, благо этому очень способствовали занятия в кружке любителей драматического искусства, который в ЛГУ вела актриса Евгения Карпова.

К слову, в этом же кружке, позже ставшем Студенческим театром ЛГУ, своё первое театральное образование получили такие, впоследствии ставшие знаменитыми, актёры как Сергей Юрский, Леонид Харитонов, Иван Краско, Елизавета Акуличева... В 1948 году в кружке начали репетировать спектакль "Ревизор" по пьесе Николая Гоголя. Премьера его состоялась 26 марта 1950 года на сцене Актового зала ЛГУ. Но исполнитель главной роли - Ивана Александровича Хлестакова - уже в ЛГУ к тому времени не учился. Любовь к сцене всё же взяла верх, да и все вокруг говорили о несомненном таланте - и в итоге страна лишилась философа Горбачёва, но приобрела великолепного актёра. Игорь бросил ЛГУ и поступил в Ленинградский государственный театральный институт имени Островского (класс Леонида Макарьева).

При этом он продолжал играть на сцене театрального кружка ЛГУ и даже руководил им. И в 1951 году "Ревизор" с Горбачёвым в главной роли получил первую премию на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности рабочих и служащих. Этот смотр снимала кинохроника, был выпущен документальный фильм "Народные таланты", в который попал и эпизод из "Ревизора". Игру Горбачёва заметил режиссёр Владимир Петров и пригласил тогда ещё студента, не имеющего полноценного актёрского образования, на главную роль в свой фильм. Горбачёв к тому времени уже имел небольшой опыт участия в киносъёмках - он сыграл годом ранее в байопике Григория Козинцева "Белинский". Правда, там роль была крошечная, и даже имени Горбачёва в титрах не было. Разумеется, на предложение Петрова Горбачёв сразу ответил согласием, и первого декабря 1952 года состоялась премьера бессмертной гоголевской комедии в постановке Петрова. К слову, многие критики и просто зрители до сих пор считают эту экранизацию лучшей. И я, пожалуй, с ними соглашусь. Хлестаков, сыгранный Горбачёвым, в этом фильме бесподобен. Молодой актёр совершенно не потерялся на фоне маститых Алексея Грибова (Осип), Юрия Толубеева (Городничий), Михаила Яншина (Земляника) и множества других, очень известных и знаменитых тогда актёров.

Но за этот успех в кино Горбачёву пришлось заплатить тем, что его...отчислили из театрального института. Пока шли съёмки, у него накопилась масса академических задолженностей, и он просто не был допущен к Государственным экзаменам. Первого июня 1952 года ректор института подписал приказ об отчислении студента Горбачёва. Впрочем, к тому времени он уже был приглашён в Ленинградский Большой драматический театр имени Горького и играл там в нескольких спектаклях. Так, зрителям особо запомнились в его исполнении матрос Швандя в "Любови Яровой" по пьесе Константина Тренёва, Дон Сезар де Базан в спектакле "Рюи Блаз" по Виктору Гюго.

А в 1954 году Игорь Олегович перешёл в Пушкинский театр, ставший ему домом практически на сорок лет. Здесь он сыграл в десятках спектаклей. Наиболее значимыми были роли в спектаклях "Годы странствий" по пьесе Алексея Арбузова (Ведерников), "На дне" Максима Горького (Васька Пепел), "Похождения Чичикова или Мёртвые души" по Николаю Гоголю (Чичиков), "Сирано де Бержерак" Эдмона Ростана (Сирано)... Кстати (или совсем некстати) в театре через несколько лет вдруг вспомнили, что у Горбачёва так и нет профильного образования и зарплату, как актёр, он получать не имеет права. Забавно, что к тому времени Игорь Олегович уже сам преподавал актёрское мастерство. В общем, помогло вмешательство Управления Учебных заведений Министерства культуры РСФСР, которое в виде исключения разрешило ему в течение 1958-59 учебного года сдать все задолженности, а также госэкзамен. И решением Государственной Экзаменационной Комиссии от 30 июня 1959 года он наконец-то, через одиннадцать лет после поступления, окончил институт с присвоением квалификации актёра.

При этом он ещё и продолжал преподавать в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. В 1984 году он стал профессором по кафедре основ актёрского мастерства - среди его учеников такие известные сейчас актёры как Николай Фоменко, Сергей Селин, Андрей Толубеев, Игорь Ливанов.

Всё это время он не переставал сниматься в кино. Всего в фильмографии Горбачёва около семи десятков кинокартин. Во многих он играл главные роли, хотя не отказывался и от совсем небольших. Картины эти самых разных жанров - от мелодрам до комедий. Фильмы с участием Горбачёва выходили на большой экран с середины пятидесятых практически ежегодно, порой по две-три кинокартины. Причем, он одновременно мог сниматься и в мелодраме, и в комедии, как было, например, а в 1956 году, когда он сыграл в комедии Андрея Тутышкина "Безумный день" и в драме "Искатели", поставленной Михаилом Шапиро. В 1964 году его пригласил на небольшую роль в свой дебютный фильм "Зайчик" Леонид Быков.

Но настоящее признание и всесоюзная слава пришла к Горбачёву после исполнения им главной роли в фильме "Операция "Трест"", снятом в 1967 году режиссёром Сергеем Колосовым. Шпионский детектив, о ликвидации на территории СССР контрреволюционного и монархического подполья, пользовался большой популярностью у зрителей, а исполнитель главной роли - бывшего дворянина Александра Якушева - был чрезвычайно органичен. В этой роли в полной мере чувствовалось дворянское происхождение не только героя, но и актёра.
Потом была небольшая, но запоминающаяся роль главы Коллегии иностранных дел Никиты Панина в драме "Емельян Пугачёв".

В спортивной киноповести "Одиннадцать надежд" Горбачёв сыграл руководителя федерации футбола СССР. Часть этого фильма, кстати, снималась на базе "Зенита" в Удельной.

Опять же небольшая, но довольно яркая роль была у Горбачёва в трагикомедии "Прохиндиада, или Бег на месте", где он снова играл большого начальника. К слову, наверное, половина его ролей - это в той или иной степени руководящие работники.

Ну а самый главный "руководитель" был сыгран им в эпизоде фильма "Серебряные струны". Это был последний фильм, снятый режиссёром Павлом Кадочниковым. Игорь Горбачёв исполнил в нём роль императора Александра Третьего.

Последней ролью в кино Игоря Горбачёва был дедушка-чревовещатель в детской драме Владимира Быченкова "Я тебя первый увидел", вышедшей в 1998 году.

Игорь Горбачёв руководил Пушкинским театром до начала девяностых. Но в 1991 году труппа провела собрание и настояла на том, чтобы он покинул должность художественного руководителя и главного режиссёра театра. Да, такие вот были времена - можно было подчинённым уволить неугодного начальника. Но, очевидно, причины для такого решения труппы были. Уже упоминавшийся мною Александр Белинский так охарактеризовал Горбачёва: «Он загубил во многом свое светлое дарование, а, главное, он предал профессию. А профессия актёра не выносит предательства...Он много пил, его перестали снимать, болел, совершенно потерял внешнюю привлекательность, а, главное - предал всех своих друзей и разорил, именно разорил труппу Александринского театра...Умнейший, интеллигентный человек, русский дворянин по стати, манерам, владению словом (какой был оратор!) он всё предал ради вхождения во власть, удержания этой власти и мечты о политической карьере.»

А когда в декабре 1979 года умер Юрий Толубеев, и Игорь Горбачёв, приехав на прощание, хотел подойти к гробу, то Галина - жена Толубеева - встала перед ним и сказала, что покойный просил не пускать к гробу Горбачёва. И на глазах десятков людей Горбачёв развернулся и пошёл к выходу. А ведь они долгое время были друзьями...

Впрочем, наверное, далеко не все согласятся с такой оценкой жизни Игоря Горбачёва. В конце концов, он за свой труд получил множество наград. В 1972 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР, а в 1987-м - Героя Социалистического труда. Он был удостоен пяти орденов и награждён множеством медалей, в 1973 году получил Государственную премию РСФСР имени Станиславского - с формулировкой "за создание образа нашего современника в спектаклях последних лет".

20 октября 2006 года на фасаде дома по адресу переулок Джамбула, 15 была открыта мемориальная доска в память об Игоре Горбачёве авторства скульптора Юрия Евграфова. А в 2011 году, после смерти его жены Людмилы Ивановны, по её завещанию их бывшая квартира стала музеем-гостиницей при Александринском театре.
Игорь Олегович Горбачёв скончался 19 февраля 2003 года в возрасте 75 лет. Он похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища. В 2004 году на могиле была установлена гранитная стела с горельефным бюстом. Автор скульптуры Юрий Евграфов. В 2010 году здесь же упокоилась и его жена.


Рецензии