Воспоминания о Николае Рубцове

...Неожиданно, во всей своей пронзительной силе, живо и рельефно, вставал образ самобытного руского поэта. Яркая, негасимая звезда Николая Рубцова, взошла еще в середине шестидесятых и не угасает поныне. Много на Руси добрых, значимых поэтов, но таких как Пушкин, Есенин, Тютчев и Рубцов, пожалуй и не сыщешь.

   Позже мне удалось встретится и с другими русскими писателями и поэтами, хорошо знавшими Николая Рубцова. Это были алтаец Василий Нечунаев, вологжанка Нина Груздева, поэт и прозаик Борис Шишаев, москвич Станислав Куняев. Побывал я и на родине поэта, на вологодчине. Помню долго бродили по Вологде с Ниной Груздевой и большей частью по тем местам, где когда-то гулял Николай Михайлович. Вышли на набережную реки, откуда можно было полюбоваться знаменитым Софийским собором и церковью Александра Невского. Здесь же, на набережной, стоит памятник Николаю Рубцову. Уже возвращаясь домой к Нине Груздевой, мы остановились подле пятиэтажной хрущевки, - последнего пристанища Рубцова. Скромная мемориальная доска установленная на стене этого дома, говорила о том, что здесь трагически оборвалась жизнь великого русского поэта.

   Почти три дня город заливали дожди и мне, фактически, пришлось ехать на кладбище в непогоду. Отыскав могилу поэта и положив к надгробию букетик цветов, я присел на краюшек скамейки и какое-то время, сидел молча. Низкое, серое дождливое  небо, словно бы оплакивало участь этого человека. У основания памятника были начертаны следующие слова: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»...
   Тридцатипятилетний Николай Рубцов разделил трагическую судьбу своих предшественников – Александра Пушкина и Сергея Есенина, уйдя из жизни столь рано и не по своей воле. Когда же мы научимся защищать своих пророков? И почему в России до сих пор так и не научились беречь самое ценное, самое дорогое, – жизни наших соотечественников... Я возвращался с кладбища угнетенным, с чувством горькой, невосполнимой утраты, и уже в автобусе, глядя сквозь заливающие дождем стекла, на желтые и понурые поля, слышал все тот же,  проникновенный голос:
   
                - Так что же нам делать? Узнать интересно
                - А ты, - говорит – полюби и жалей,
                И помни хотя бы родную окрестность,
                Вот этот десяток холмов и полей...               

   Вечером того же дня из-за плохой погоды, приковавшей нас к месту, Нина Груздева с какой-то особой хитринкой произнесла:
   - Сейчас к нам придет очень интересный и дорогой гость!
   - Опять сюрприз? Нина, вы меня интригуете: вчера мы посмотрели петровский музей, где состоялась встреча с поклонниками рубцовской поэзии; сегодня была экскурсия по городу, а что же такое намечается сейчас?
   - Немножко терпения и вы все узаете! – все так же заговорчески произнесла Нина.
   Буквально через несколько минут раздался звонок в дверь. На пороге дома стояла уже немолодая женщина, небольшого росточка, русоголовая, с простой прической в удлиненном темном платье и светлой кофточке.
   - Саша, познакомьтесь – это Александра Белова!
   - Белова? Но я знаю писателя Василия Белова, - словно бы оправдываясь произнес я.
   - Так это же его родная сестра, Шура!
   - Вот те на!..
   Мы поздоровались, обменявшись несколькими фразами. Я внимательно посмотрел на сидящую рядом знаменитость, конечно, может быть не столь интересную, как ее брат, но все же.
   - Саша, а я ведь тоже пишу. Хотя брат ругается: «Не смей, говорит, позорить мое имя!» Даже тетрадку с моими сочинениями порвал, но я знаю себе цену! Я вам подарю свою книгу: рассказы простые, но только на первый взгляд.

   Я поблагодарил Александру. Тем временем скипел чай и мы сели за стол. Начались расспросы, не обошлось и без шуток, и как говорится, градус настроения был поднят на должную высоту. Александра, Саша, Шура, как ее называли подруги, изучающе посмотрела на меня из под бровей, словно собиралась задать какой-то каверзный вопрос. Вела она себя непринужденно и даже озорно:
   - А знаете Саша, я, кажется, начинаю в вас понемногу влюбляться, а потом, через какое-то время, опять разлюблю. Я всегда так – влюбляюсь в человека, а потом разочаровываюсь.
   И она засмеялась. Я понимающе, в знак согласия, кивнул головой. Мы еще довольно долго сидели за столом и вели беседы, а город в это время заливал такой не летний, августовский, дождь.
   - Ну вот, мне пора идти. Провожать меня не надо, я тут рядом.

   Мы попрощались. На следующий день, еще раз прослушав записи с голосом Николая Рубцова, я начал собираться в дорогу. Нина вызвалась проводить меня до остановки, что подле ее дома по улице Герцена.
  – А знаете, Саша, что я вам скажу? – доверительно произнесла Нина. – Как-то Николай спросил меня: - «Тебя кто-нибудь любит?» - «Да!» - ответила я. «А меня никто», - с отчаянием произнес Рубцов.
   Я поцеловал Нину Груздеву и пожелал ей счастья.
   – Приезжай, Саша, один или с семьей, места на всех  хватит. Я вам комнату отдам – живите сколько хотите!
   В это время подъехал автобус и мы расстались.


Рецензии
Александр, мне понравилось уважением, с каким Вы рассказали о поэте Николае Рубцове.
У меня есть небольшой сборничек его стихов.
Ещё вспоминаю вот такой (давний)рассказ одного из моих знакомых. Он повторял воспоминания кого-то.
Эпоха Н. Рубцова - эпоха физиков-лириков. Физики Дубны не один раз приглашали Н. Рубцова и он читал им свои стихи. Вроде бы, и пел под гитару свои стихи. Успех был большой. Жил он скромно; скромно был одет. Физики его угощали обедами.
Всего хорошего! Новых произведений Вам желаю!
Посмотрела на фото поэта. Да, мой знакомый говорил, что Н. Р. ходил в пальто и у него был длинный шарф.

Лариса Прошина-Бутенко   21.04.2024 21:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса!.. Не всё было гладко в жизни Николая Рубцова. И как это бывало не раз, Рубцов повторил судьбу Пушкина, Есенина... При жизни Николая вышло всего два маленьких сборника стихотворений. Один из них "Звезда полей", подписанный поэтом, была подарена другу, Борису Шишаеву, с которым мы дружили. Доброго дня!
http://proza.ru/2018/11/26/1469

Александр Грунский   22.04.2024 08:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.