Масленица и Прощёное Воскресенье

Масленица и Прощёное воскресенье - что за праздники такие? Давайте узнаем подробнее о народных приметах и поверьях, обрядах и  традициях марта месяца.

Название третьего месяца года — марта — пришло в русский язык от византийцев. В старину этот месяц называли «сухым» или «березозолом», а первый день марта - «новичком», потому что вплоть до начала 15 века март был первым месяцем года.

Неделя до наступления дня весеннего равноденствия считалась особенно важной и значимой для очищения души и тела.
Март связан в народном сознании прежде всего с неделей Широкой Масленицы, считающейся самым веселым, разгульным праздником. В природе уже чувствуется приближение тепла, солнце пригревает по-весеннему, и в это время первых оттепелей русский народ празднует беспутную-«соромную неделю, предшествующую Великому посту.

Праздник связан с весенним возрождением к жизни светлой богини Плодородия – веселой красавицы Лады, которая отправлялась на поиски усыпленного зимой – Мораной своего возлюбленного Леля -бога месяца Мая. Лада шла, окруженная многочисленными веселыми, добрыми и проказливыми спутниками полубожественного, полусмертного происхождения, а злую зиму- Морану сопровождали духи тьмы, холода и бед.

Красавица Лада и стала Масленицей, справляющей языческую тризну по умирающей зиме и «всем, прежде почившим». Вся Масленичная неделя связана с поминовением правителей , что выражается в обычае печь блины, являвшиеся необходимой принадлежностью поминок.

«Первая оттепель – вздохнули родители» - говорилось в старину. Первый испеченный масленый блин клали на окошко, для родителей, приговаривая при этом: «Честные наши родители! Вот для вашей душки блинок!»

На Масленицу издавна существовала традиция строить из снега и льда снеговиков, возводить снежные крепости, кататься на санках с горки.

В первый день Масленицы – понедельник- встречали праздник. Масленицу, наряженную и разукрашенную лентами и тряпками, возили по деревне, снаряжая целый поезд из саней.

Вторник назывался «заигрышами» - народ играл и веселился, развлекаемый бродячими скоморохами. Специально возведенные снежные городки брали приступом, а иногда устраивались и кулачные бои «стенка на стенку», что доставляло удовольствие и зрителям, и даже самим участникам.

В масленичную среду «Лакомку» начиналось великое объедение, а в четверг все «съеденное» запивалось, шел самый широкий разгульный день, который назывался «разгуляй-четверг» или «Широкий четверг».

Пятница называлась «Тёщины вечерки». В этот день зятьям полагалось навещать тёщу.

Суббота считалась «золовкиными посиделками»(невестки приглашали к себе золовок), оба эти дня в народе посвящены хождению по родне.

Но «Не все коту Масленица…» - наступало Воскресенье, последний день Масленицы, имевший несколько названий: « проводы», «прощание», «прощённый день». На проводах сжигалось чучело зимы-Мораны. После народ расходился по домам и начиналось «прощание» - обряд, сохранившийся и до нашего времени. Просили прощения и прощали других родные, знакомые, первые встреченные. Обряд этот связан и с христианской традицией – Прощёным воскресением.

В «прощёный день» справлялись и поминки по родителям, которых не забывали поминать и всю праздничную неделю. Для тех, кто не успевал нагуляться за неделю, существовала «немецкая масленица». Так говорят в народе об опохмеляющихся в чистый понедельник .

«Широка река Маслена, затопила и Великий пост» - говорилось о тех, кто доедал в первый постный день оставшиеся от праздника кушанья и «полоскал рот» недопитым вином.

По народным приметам, если в воскресенье, перед началом Масленичной недели, будет ненастье, то летом можно ждать большого урожая грибов.

14 марта — назывался «Евдокеей-плющихой». Евдокея снег плющит. Если дождь или снег в этот день — то и лето будет дождливым. И наоборот, солнечный день предвещает хорошее, сухое лето. С Евдокеи молодежь начинает кликать весну и ждать ее окончательного прихода. День памяти Святой Евдокии. С Евдокеи снег, по старинному поверью, приобретает целительную силу. Его собирают в специальных местах на пригорках, прячут от посторонних глаз в кувшины и этой талой водой поят больных от телесных недугов.

17 марта — Герасим-грачевник. Единственный день в году, когда изгоняются кикиморы — демоны мщения, злые духи, появившиеся от человеческой злобы и проклятий. Прилетают они в этот день вместе с грачами и поселяются в человечьем жилище. И страшнее недугов телесных становятся недуги душевные.Кикимора начинает вредить людям. Сама она мала и убога - «тонешенька, чернешенька, голова у нее малым малешенька, с наперсток», но зато далеко видит, быстро бегает по земле и не стареет целый век. Если поселиться такая нежить в доме и душе — то выживет своего хозяина. Выпроводить ее можно только на Герасима-грачевника, к нему и обращаются.

21-22 марта — приходят сОроки. Сороки — день памяти сорока севастийских мучеников, которые предвещают еще сорок утренников ( морозов). Если сорок утренников пройдут подряд — лето будет хорошее, теплое, с дождями. В этот день прилетают жаворонки. Приходит вторая встреча Весны. Зима заканчивает свое правление. День и ночь уравниваются в долготе, наступает день весеннего солнцестояния или день весеннего равноденствия. Пекут «жаворонков» из теста, обмазывают патокой или медом и съедают, «выпуская на волю». Лечат тело и душу от всего ненужного. Обновление.

25 марта –С днем Григория Римского связана в народе примета о тумане. Если утром «на Григория» туман – можно ждать хорошего урожая конопли и белого льна. В этот день принято разбрасывать по двору несколько горстей конопляного и льняного семени – на корм птицам.

30 марта – «Алексей с гор вода» - весна уже окончательно вступает в свои права и изгоняет зиму с земли. Солнце греет ярче, появляются проталины , лед на реке вздымается и синеет – вскоре должен начаться ледоход.
***

Итак, март - первый весенний месяц, наполненный новыми надеждами и ожиданиями.
В этом году Масленица и Прощёно Воскресение пришлись на 17 марта.
"Бог нас простит, а мы и подавно простим!" - так отвечают тем, кто просит у нас прощения...
Надеюсь, статья была полезной и познавательной.

17.03.2024 г.


Рецензии