Самокритика Елены Петровны Блаватской

Или как классические авторы, такие как Конфуций и Цицерон, могут помочь теософскому движению

Карлос Кардосо Авелине

Статуя Конфуция в Юнане, Китай, и бюст Марка Туллия Цицерона

Читатели эзотерической философии могут подумать об изучении трудов Конфуция и других классических авторов.

Хотя широкой публике нелегко получить доступ к подробностям эзотерической философии, хорошо известен документ, где Е.П. Блаватская выступила с суровой самокритикой незадолго до своей смерти в 1891 году.

В письме к членам своей эзотерической школы 1889-1890 годов она говорила, что недооценивала человеческую слабость в вопросах нравственности. Она преподавала слишком много «оккультизма» и выдавала конфиденциальную информацию о Пути цивилизации, нравственные основы которой были более хрупкими, чем она могла ожидать.[1] Она пыталась исправить это в своих более поздних сочинениях.

Если нынешние поколения теософов захотят воспользоваться этим горьким уроком, извлеченным Е.П.Б., когда она приближалась к концу своей миссии в 19 веке, их задача может включать в себя учреждение теософии на более прочной и долговечной нравственной основе. Численность и внешний вид не имеют значения; значение имеют лишь «немногие».

Было сказано, что наука нравственности – это искусство сеять добрую карму. Любой уровень знания неотделим от соответствующей ему степени долга и нравственности. Никакое истинное знание нельзя отделить от нравственного долга. Информация о жизни хуже, чем просто бесполезна без благородных намерений, как Жак-Жак Руссо блестяще продемонстрировал это в 18 веке. Естественная задача, вытекающая из такого факта, состоит в том, чтобы оглянуться вокруг и посмотреть, какие лучшие источники и руководства по этике доступны во всемирной литературе за последние 3000 лет.

Наиболее ценные учения на эту тему можно найти в таких произведениях, как «Об обязанностях» Цицерона, «Протагор» и «Софист» Платона, сочинения Эпиктета, книги Сенеки, «Размышления» Марка Аврелия и труды Конфуция. Во второй половине 20-го века Эрих Фромм внес большой вклад в эти учения. Есть и другие сочинения.

Этический вопрос является больным вопросом для эзотерического движения. Отсутствие этики и проницательности связано с первопричинами, из-за которых возникли такие явления, как псевдотеософия, нелояльность по отношению к основателям движения, принятие ложных ритуалов, погоня за НЛО и широко распространенное ложное ясновидение.

В статье, впервые опубликованной в декабре 1888 года, Елена Петровна Блаватская писала:

«...Мы (...) осуждаем (...) открыто и (...) яростно искажение первоначальных принципов, на которых в первую очередь было построено Теософское общество, а также постепенное ослабление и расшатывание первоначальной системы софистикой многих его высших должностных лиц…

Мы несем свою карму за недостаток смирения в первые дни существования Теософского общества, ибо наш любимый афоризм – «Смотрите, как эти христиане любят друг друга» теперь приходится ежедневно и почти ежечасно перефразировать в – «Смотрите, как наши теософы любят друг друга».

И мы трепещем при мысли о том, что, если многие из наших методов и обычаев в Теософском обществе в целом не будут изменены или упразднены, нам однажды придется разоблачать многие пятна на нашем геральдическом щите (например, поклонение Я, отсутствие милосердия и принесение в жертву тщеславию своей личности благополучие других теософов) более «яростно», чем различные подделки и злоупотребления властью когда-либо осуждались в государственных церквях и современном обществе.

Тем не менее, есть теософы, которые, забывая о бревне в своем собственном глазу, всерьез считают своим долгом осуждать каждый сучок, который они видят в глазу своего ближнего». [2]

Неприятности не начались в 20 веке. Отсутствие объявленных третьего и четвертого томов «Тайной доктрины» и сама дата смерти Е.П.Б., которая произошла раньше ожидаемого срока, возможно, связаны с пониманием «сильными мира сего» того, что нравственные основы западного общества и теософского движения в конце 19-го века не были прочными, как скала, и поэтому было лучше дать «ученице» немного отдохнуть, а человечеству время усвоить то, чему его уже научили.

Теософы должны прилагать долгосрочные, самостоятельные усилия на основе полученных учений. Человек должен полагаться на своё собственное сознание и безмолвную интуицию, а также учиться на своём опыте.

Теософская или всеобщая этика является одной из величайших потребностей человека. Теософское движение должно начать с изучения самого себя и своего отношения к узаконенному мошенничеству и святой лжи в своих рядах. Уже есть хорошие признаки, и можно предпринять сознательные усилия, чтобы ускорить пробуждение нравственности и освобождение от заблуждений. Один из главных уроков для нынешнего поколения и будущих поколений содержится в аксиоме «сначала заслужи, потом желай», которую Е.П.Б. включила в свою статью «Чела и чела-миряне».

Сноски:

[1] См. «Собрание сочинений», Е. П. Блаватская, TPH, США, Том XII, стр. 581-590, особенно стр. 583-584.

[2] Из статьи ЕПБ «Является ли обличение долгом?».


Рецензии