Историзированные пророчества
Эта практика привела к тому, что сегодня называют «историзированными пророчествами», т.е. когда фрагмент текста из книг Пророков используется в повествовании как основа для создания нового эпизода и его понимания.
Иногда трудно понять, используется ли "историзированное пророчество" для комментариев о чем-то, что на самом деле произошло, или старый текст используется для создания подходящего эпизода.
Псалом 21(22) как “историзированное пророчество"
Марк часто цитирует Псалом 21(22), который, как убеждены многие христиане, говорит о страданиях Христа.
Вступительные слова Псалма являются заключительными словами Иисуса:
"Боже мой, Боже мой, почему ты оставил меня?"
История о солдатах, бросающих жребий для одежды Иисуса, повторяет Псалом 21:18: «они меж собой делят одежду мою — кидают жребий, кто рубаху возьмет».
Две фразы из Псалма 21:7 повторяются, когда Марк говорит, что «Как увидят — смеются надо мной. Головою качают, глумясь» (21:29, 31).
В общих рамках христианских предсказания и исполнения Псалом понимается так, будто в нем содержатся предсказания деталей смерти Иисуса. В рамках “историзированного пророчества" они рассматриваются как использование Марком Псалма для интерпретации смерти Иисуса.
«Генерирует» ли Псалом некоторые детали истории, или он используется для комментариев о том, что произошло реально?
Например, действительно ли Иисус цитировал вступительный стих, когда он умер? -Возможно. Действительно ли солдаты разыгрывали одежду Иисуса, или Псалом создал эту деталь? - Кажется маловероятным. Но смысл в том,что использование Псалма 21 предполагает интерпретативную структуру Марка.
Как часть Ветхого Завета Псалом 21 - это молитва об избавлении. Молитва описывает человека, испытывающего огромные страдания и сильную общую враждебность. Как страдалец Иов,он не понимает, почему страдает, но чувствует себя брошенным Богом, которому он верен. Хотя он верил в Бога с самого рождения, теперь он презираем, и над ним издеваются. Он чувствует себя брошенным всеми друзьями и оставленным Богом. Он чувствует приближение смерти.
«14 Словно лев, что над добычей рычит, на меня раскрывают свою пасть! 15 Я как пролитая вода, кости больше не держат друг друга, сердце, как воск свечи, тает в моей груди. 16 Моя сила что сухой черепок, мой язык к небу присох. Ты низвел меня в прах могильный. 17 Окружили меня псы, свора злобная обложила, прокусили мне руки и ноги» (Пс 21:14-17)
Действительно, герой Псалма чувствует себя близко к смерти, видя, как зеваки начинают делить его имущество: “они смотрят и делают из меня зрелище; делят одежды мои между собой и об одежде моей бросали жребий".
Таков, общий смысл этого отрывка в контексте самого Псалма. Затем меняется настроение Псалма. Страдания и мучения первой половины сменяются во второй половине молитвой благодарения за освобождение и оправдвние. Обе части объединяются, чтобы создать общую картину боли и избавления праведного страдальца, в конце защищённого Богом. Частое использование Марком языка из этого псалма говорит о том, что он видел смерть Иисуса таким образом.
Свидетельство о публикации №224031801174