Глазами Достоевского
Достоевский, переживавший о упадке христианства, в какой то мере сам способствовал этому. Почитание его таланта шло в ущерб почитанию Христа. Образ писателя начал затмивать собою образ Спасителя. К художественной литературе стали обращаться чаще, чем к Писанию. И, что хуже всего, с таким же внутренним трепетом. Если не с Достоевского это началось, то с ним выразилось ярче всего. Текст романа стал выше Священного текста. Не случайно экзистенциалисты атеистического толка обращались к Достоевскому, как к своему предшественнику и единомышленнику. Из грязи и низости, где поневоле обретались его герои, он способен был выводить величие и чистоту духа. В этом его главная ценность. Прочие же, следовавшие за ним, подвергшиеся его влиянию, видели всюду только грязь.
Достоевский имел и другие существенные недостатки. Объективно, это был больной (физическим недугом) человек. Лев Шестов называл его «обратным симулянтом», что, притворялся здоровым, будучи больным. Мало того, Достоевский исхитрялся через свой непревзойдённый талант затягивать в своё состояние читателя. По сути, он передавал другим свой недуг. Сам страдая от эпилепсии, он наделял ею своих героев. Почти все главные персонажи у него припадочные, все они ведут себя как психически не совсем адекватные люди. Мир Достоевского крайне нездоров. Преобладает явная невменяемость. А ведь это чуть ли не самый читаемый за рубежом русский автор. Через него судят о России. Какими же полоумными мы все можем через это казаться? Хотя, оглядываясь на всю историю ХХ века, приходится признать, что такой оценке мы, видимо, соответствуем.
Глупо отвергать наследие самого важного и самого нужного в нашей литературе автора, но столь же глупо принимать его словно истину в последней инстанции.
Свидетельство о публикации №224031800122