Места души моей 33

Следующий день был посвящен релаксации. По моим планам, она включала поход в поселок Тегенекли, в музей имени В.С. Высоцкого, вниз по Баксанскому ущелью. В 2022 году, мы с мужем и детьми уже приезжали (тогда на такси) в этот небольшой музей и сейчас мне снова захотелось там побывать. Неспешно прогуляться вдоль Баксана, посетить музей и вернуться.
Расстояние составляло всего восемь километров, восемь живописных километров пологого спуска. И, позавтракав, я отправилась. Перед тем как начать путь я набрала земляники, буквально заглянув за домик, в котором жила. Её было здесь так много, что хотелось собирать ещё и ещё.
Солнце светило сквозь облака. Идти было легко и приятно. Палки я сегодня не взяла, не было необходимости.

Вот уже скоро и Долина Нарзанов. Я почти дошла до моста, как вдруг впереди меня что-то треснуло в вышине над сосновым лесом. В следующий момент вверх вылетела ветка и повисла на высоковольтном проводе. По проводу пошла волна и я не на шутку испугалась, ведь он висел прямо надо мной. Я бросилась влево, по направлению к трассе. Вскоре все стихло.
Я дошла до автомобильного моста через Баксан рядом с Долиной Нарзанов. Воды сейчас я набирать я не стала. Можно сделать это на обратном пути. Пересекла торговое пространство и вышла на продолжение экотропы. Дальше я шла уже довольно далеко от трассы. Тропа поднялась и река оказалась уже с левой стороны. Вдалеке замаячила синяя табличка: "Байдаево", родовое село балкарского рода Байдаевых, вновь образованное после возвращения балкарцев на родину. Я прошла мимо высокого моста через Баксан и вдруг увидела женщину, собирающую шишки.

- Зачем они Вам? - поинтересовалась я. Хотя, догадаться было нетрудно. Но, видимо, в голове у меня были мысли другого плана.

- Вот, самовар поставим! -ответила женщина.

И я вспомнила, как в моем детстве бабушка топила самовар сосновыми и еловыми шишками. Ели здесь не растут, зато сосны...впрочем, об этом сказано уже достаточно. Сосны и черничные кусты...точно как в средней полосе. Может быть поэтому я люблю лес средней полосы, потому, что он похож на здешний...и любила его с самого раннего возраста? Не хватает только в нашем регионе гор, этих гор, вот именно этих! Тогда бы в душе моей встало все на свои места...

Я шла дальше. Теперь на моем пути вылизанная территория гостиничных коттеджей. Я села передохнуть и перекусить на лавочку. Напротив - резной мост. В 2022 году мы здесь тоже останавливались и перекусывали по дороге назад из музея.

Дальше мне нужно пройти через другой мостик, уходящий вглубь леса. К нему ведёт дорожка, по краям которой стоят фонарные столбики. А за этим мостом снова дикие места. С гор бегут притоки Баксана и переходить теперь уже нужно второй мост, но он сложен всего из двух стволов деревьев. Перил нет. Внизу бурлит по камням река. Координация движений здесь весьма важна! Что ж! Ступаю на бревна и иду, стараясь смотреть только под ноги. Мост прогибается под моим весом, но это всё мелочи! Успешно прошла! Ура! Дальше небольшой подъем.
Я вышла к палаточному лагерю. В прошлом году он здесь тоже стоял. Баксан пока всё так же с левой стороны, а я поднялась к подножию крутой рыжей стены. Перед началом тропы, проходящей под стеной, установлена табличка: "Осторожно, камнепад!"

Гул реки здесь был такой интенсивный, что никаких больше звуков различить не представлялось возможным.

Тропа в некоторых местах проходила по самому краю обрыва над Баксаном. Но, я шла и думала только о хорошем: о том, как сейчас приду в музей, пообедав перед этим в каком-то кафе неподалеку.

Закончилась рыжая стена и я спустилась к площадке, где стояли информационные стенды, которые расположены в разных местах экотропы, начало которой в начале ущелья Юсеньги, а конец - на Поляне Азау. Собственно, эта большая экотропа делится на три: Юсеньги - Поляна Нарзанов, Поляна Нарзанов - Поляна Чегет, Поляна Чегет - Поляна Азау.

Когда я подошла к одному из информационных стендов, то увидела то, о чём прочитала совсем недавно: о перевале Бечо, через который в 1942 году жители Тырныауза, работники молибденового завода эвакуировались в Грузию, неся с собой молибден, так необходимый для производства танков. Даже дети несли металл! Шли люди по сложнейшим участкам, под контролем альпинистов.
Как же глубоко зашла война...Кавказ имел для нацистской Германии стратегическое значение...

Ещё немного и я спустилась к трассе. Крутой поворот дороги и Баксан уже по ее левую сторону. Открылся вид на домики Тегенекли. Тропы здесь не было, пришлось идти прямо вдоль дороги. И вдруг я увидела как мне навстречу идёт тот самый мужчина -фотограф, с которым я повстречалась на Пике Терскол.

- О, мы с Вами опять встретились! - обрадовалась я.

- А я рядом с Адыл-Суу жилье снимаю. Теперь, вот, иду на Поляну Нарзанов.

- А понятно...

- А я в музей, в Тегенекли. Вы там были?

- Нет, пока ещё не побывал. А далеко ли здесь до Поляны Нарзанов? - спросил мужчина.

Я объяснила как дальше идти и мы распрощались. И кто бы мог подумать, что это не последняя наша с ним встреча.


Я побрела дальше вдоль трассы и дойдя до остановки, перешла дорогу. Нужно было подкрепиться. Напротив располагалось здание, выстроенное из вулканической породы. Кафе, в нём, в которое я зашла, носило название: "У шефа Кязима". За одним из столиков сидела мужская компания. Атмосфера здесь была очень приятная и цены пониже, чем выше по ущелью. Я заказала суп, хычин и чай.
Ждать пришлось совсем недолго. Теперь мне нужно было пройти мимо памятника В.С. Высоцкому, повернуть налево и пересечь мост. Река здесь особенно красива...Здание музея, как и придорожное кафе выполнено из вулканического камня. Подхожу к калитке. Около входа в музей стоит женщина в возрасте. Второй раз вижу её и снова поражает эта уравновешенность и спокойствие.

Женщина пригласила войти. Как оказалось, это была вдова Хусейна Залиханова, основателя музея и друга В. Высоцкого, который очень много сделал для развития альпинизма в регионе.
Внутри, если не обращать внимание на сувениры, царит атмосфера двадцатого века, я бы сказала так...В прошлом году как-то я не обратила на это внимание, наверное, потому, что моя дочь Олеся увидела чучела животных с левой стороны от входа и очень расстроилась. А я на одной волне с ребёнком, хочу я этого или нет...
Сегодня у меня появилась возможность рассмотреть здесь все более детально, чем в прошлый раз. Вот, огромный атлас с ледниками Эльбруса. Я листала его очень долгое, пока не изучила тщательно именно те ледники, которые я уже знала хорошо достаточно -Терскол, Гарабаши, Азау. Как же они уменьшились! Ещё в середине двадцатого века язык ледника Терскол свисал глубоко в ущелье! Рядом с атласом, на стене висела картина, на которой был изображён Приют 11.
Чучелами животных была заставлена вся левая стена. Кавказские туры, рыси, шакалы...Раньше, бывая в различных краеведческих музеях, я спокойно могла смотреть на чучела зверей, птиц. Сейчас же мной овладели негативные переживания, связанные с убийством этих несчастных живых существ...
Напротив "природной стены" был прикреплен газетный лист "Московского комсомольца" за 2019 год, где в статье "Вертикаль Владимира Высоцкого", написанной, в основном, по рассказу Шамкиз Залихановой, вдовой Хусейна Залиханова, рассказывалось о моментах его жизни, связанных с Приэльбрусьем. Женщина много поведала о достижениях своего легендарного мужа и свёкра, о восхождениях на Эльбрус и другие горы, о строительстве музея, об обороне Приэльбрусья в годы войны и наградах мужа. Когда я приехала домой, то нашла эту статью в интернете и изучила ее детально. Как же я могла не знать этого раньше!
Дальше я снова, как и в прошлом году, прошла к фотографиям с кадрами из фильма "Вертикаль". На одном из фото - несколько строк от Ларисы Лужиной, написанных в 2013 году. Рядом с фотографиями из фильма были прикреплены благодарственные письма, адресованные опять же хранительнице музея - Шамкиз Таукановне. Письма эти были написаны к 25-летнему юбилею музея, от двоюродной сестры Владимира Высоцкого и от коллектива дома творчества В. Высоцкого.
Над всем этим висела семиструнная гитара, которую в дар музею приподнесла дочь поклонника барда Светлана Кочесокова.

И ещё раз я подумала о том, что никогда бы не могла представить, что, будучи ещё подростком и слушая песни Высоцкого, творчество которого так любил мой покойный уже брат, я окажусь здесь, "в местах души моей", которые являлись, оказывается, таковыми и для этого человека-легенды!

В феврале 2023 года отмечалось восьмидесятилетие сброса с вершин Эльбруса немецких штандартов, установка знамён СССР и окончание тяжелейшего этапа битвы за Кавказ. В честь этого события, девятого мая, калининградские альпинисты подняли на одну из вершин копию легендарного советского флага. Погодные условия в мае на высоте ещё непростые, но несмотря на все, группа выполнила задание.
Отмечены в музее и такие исторические события как поднятие на одну из вершин Эльбруса бюстов В. Ленина и И. Сталина.

Много фотографий, связанных с Великой Отечественной войной.

Вспоминая сейчас военные фото, мне на ум пришла песня В.С. Высоцкого: "Баллада о борьбе".

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,

Средь военных трофеев и мирных костров

Жили книжные дети, не знавшие битв,

Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден

Их возраст и быт —

И дрались мы до ссадин,

До смертных обид,

Но одежды латали

Нам матери в срок,

Мы же книги глотали,

Пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,

И сосало под ложечкой сладко от фраз,

И кружил наши головы запах борьбы,

Со страниц пожелтевших слетая на нас.

И пытались постичь

Мы, не знавшие войн,

За воинственный клич

Принимавшие вой, —

Тайну слова «приказ»,

Назначенье границ,

Смысл атаки и лязг

Боевых колесниц.

А в кипящих котлах прежних боен и смут

Столько пищи для маленьких наших мозгов!

Мы на роли предателей, трусов, иуд

В детских играх своих назначали врагов.

И злодея следам

Не давали остыть,

И прекраснейших дам

Обещали любить;

И, друзей успокоив

И ближних любя,

Мы на роли героев

Вводили себя.

Только в грёзы нельзя насовсем убежать:

Краткий век у забав — столько боли вокруг!

Попытайся ладони у мёртвых разжать

И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев

Ещё тёплым мечом

И доспехи надев, —

Что почём, что почём!

Разберись, кто ты: трус

Иль избранник судьбы,

И попробуй на вкус

Настоящей борьбы.

И когда рядом рухнет израненный друг

И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,

И когда ты без кожи останешься вдруг

Оттого, что убили его — не тебя, —

Ты поймёшь, что узнал,

Отличил, отыскал

По оскалу забрал —

Это смерти оскал!

Ложь и зло — погляди,

Как их лица грубы,

И всегда позади

Вороньё и гробы!

Если мяса с ножа

Ты не ел ни куска,

Если руки сложа

Наблюдал свысока,

И в борьбу не вступил

С подлецом, с палачом, —

Значит, в жизни ты был

Ни при чём, ни при чём!

Если путь прорубая отцовским мечом,

Ты солёные слёзы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал что почём, —

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

1975 г.


Продолжение следует...


Рецензии