Владимир Высоцкий
Здесь, в доме местного охотоведа, опытного инструктора и альпиниста, ветерана войны Хусейна Залиханова, взявшего на себя роль консультанта съёмочной группы фильма "Вертикаль", дружески привечали московских киношников в далёком 1966 году. Когда творческая орбита упорно замалчиваемого Владимира Высоцкого, наконец-то, поднялась на должную высоту. Главным образом - благодаря его, ставшими знаменитыми, песням из задуманного Станиславом Говорухиным романтично-героического киноопуса про альпинистов:"Если друг оказался вдруг...", "Здесь вам не равнина..." и другим.
В Приэльбрусье, Высоцкому пришлось брать высоты одну за другой - какие со старенькой гитарой в руках, какие - в альпинистских башмаках и ледорубом. И гитара, и башмаки являются сегодня центром экспозиции уникального музея альпинизма имени выдающегося барда, что создал в этом балкарском селении четверть века назад друг Высоцкого Хусейн Залиханов. Под крышей его дома сгустилась не только вся горно-песенная эпопея Владимира Семёновича, но - и яркая история покорения Кавказских вершин в целом: от первых отважных проводников балкарцев, чувствующих себя на грозных 4 и 5-ти тысячниках, как дома, через подвиги горновосходителей в годы Великой Отечественной войны, до послевоенных и более поздних свидетельств доблести покорителей гор.
Давно ушли и главный герой, и главный вдохновитель музея. "Вот уже четверть века, как я здесь мёрзну одна",- зябко кутаясь в теплую кофту и толстый шарф признается единственная хранительница музея, вдова Хусейна Залиханова Шамкиз. Или, как её тепло и по-домашнему называли тогда Высоцкий и вся съёмочная группа - Шура. "Муж перед смертью наказывал, чтоб я сохранила этот музей, - продолжает Шамкиз Таукановна, - вот я и выполняю его просьбу..."
В пожилой и мудрой женщине, пережившей в детстве страшные годы сталинско-бериевской депортации балкар, посвятившей жизнь сбережению памяти о мужестве тех, кого история испытывала на прочность именно здесь, в горах Приэльбрусья, едва угадывается отважная покорительница высочайшей горы Европы, которая уступила юной Шамкиз ещё в далёкие 60-ые годы. Понятно, не без влияния её отважного избранника, вождя всех альпинистов Кабардино-Балкарии Хусейна Залиханова.
В заботливо и со вкусом оформленной просторной комнате музея из старого проигрывателя времён 60-х рубленным ритмом летит "Здесь вам не равнина, здесь климат иной. Идут лавины одна за одной..." Вокруг - сотни фотографий, картин, книг, дипломов - и все про те высоты, что по плечу могли быть таким людям, как Высоцкий и тем, например, как балкарцы Залихановы, а также - их скромные и отважные земляки, что смогли привить любовь к горам великому барду.
"Он стал для нас своим, настоящим балкарцем, - признается Шамкиз Таукановна. - Сразу показался простым и открытым. Почти родным... Хотя некоторые из местных ревновали: мол, у нас и своих хороших поэтов хватает...". Что в общем-то и правда. На одну малюсенькую Балкарию одного Кайсына Кулиева - уже много. Хотя последний, говорят, был сам влюблён в песни Высоцкого и то ли в шутку, то ли всерьез предлагал Высоцкого сделать народным поэтом Кабардино-Балкарии.
Легенды о пребывание Высоцкого в Приэльбрусье выходят далеко за пределы маленького Тегенекли. Из пересказывают и в близлежащем Итколе, где, размещалась съемочная группа, бильярд и ресторан со всеми вытекающими из этого соседства последствиями. И - в Терсколе, откуда до Эльбрусских горнолыжных трасс, по которым Высоцкий тоже не прочь был погонять - рукой подать. Здесь продавец единственного в поселке крохотного книжного магазина Нажават Жамаловна с теплом пересказывает любимую у местных жителей байку о том, как в честь очередного приезда дорого гостя срочно забивалась целая корова, хотя в традициях балкарского гостеприимства гостю обычно посвящался баран.
"Да, Высоцкого у нас, в маленькой Балкарии считают своим",- подтверждает уже ранее высказанную мысль жительница Терскола Нажават Жамаловна. Хотя не сказать, что память о выдающемся певце и поэте в этих местах может оказаться нетленной. Слишком уж малосильными выглядят сегодня искренние подвижнические старания тех, кто ещё может воскресить в памяти дни пребывания Владимира Семёновича в Приэльбрусье. Воскресить воспоминания, чтобы их не утратить. Как выяснилось, чаще всего, это удел скромных пожилых местных жительниц . Тех, что помнят о настоящем народном поэте и отдают все силы, чтобы эта память в маленькой горной Балкарии никогда не угасла...
На фото автора памятник В.С.Высоцкому в Приэльбрусье, в пос.Тегенекли.
Свидетельство о публикации №224031801400
Константин Кучер 25.05.2025 14:36 Заявить о нарушении
Алексей Мельников Калуга 26.05.2025 07:17 Заявить о нарушении
Тоже, получается, и там, тем, кто у власти, по барабану?! Вам не кажется, что это уже система вырисовывается?..
Константин Кучер 26.05.2025 10:35 Заявить о нарушении
Алексей Мельников Калуга 26.05.2025 11:56 Заявить о нарушении