Мелетий, архиепископ харьковский и ахтырский

Архиепископ Мелетий, который ранее носил имя Михаил Иванович Леонтович, был сыном казака и полтавского дворянина. Он появился на свет в Полтаве 6 ноября 1784 года. В четырехлетнем возрасте отец мальчика погиб в несчастном случае на охоте.

Сначала Мелетий получал образование дома, затем учился в Полтавском училище и Екатеринославской бурсе и семинарии. Помимо смерти отца, его мать пережила еще одно несчастье - сосед-помещик отобрал у нее имущество, оставив сына и дочь в бедности.

Мальчик страдал от своей нищеты в условиях, неспособных обеспечить должное образование. Как можем видеть из его воспоминаний, он ходил в негожем форменном халате без шапки, как летом, так и зимой. Даже когда он стал архиепископом, ему доложили, что воспитанники обижаются пищей, но он ответил: "Теперь, говорят, - худо, а раньше мы, помнится, у дьяков учились и целые ночи ходили под хатами и пели псалмы для кормления".

Как ученик, он отличался своими способностями, старательностью и поведением. Его любовь к изучению Священного Писания свидетельствовала о его религиозных стремлениях и сосредоточенности.

После окончания семинарии Михаил Иванович был приглашен в Петербургскую Духовную Академию, которую он успешно закончил в конце 1829 года. Летом он отправился к матери в село Старые Сенжары Полтавского уезда, чтобы порадовать ее и восстановить силы после занятий и непригодного для его здоровья петербургского климата. Мать надеялась, что сын женится, и искала ему невесту. Однако Михаил по возвращению в столицу написал ей, что он нашел свою невесту - Святую Церковь Христову. Это вызвало отчаяние у матери, которую тяготила мысль о том, что ее сын станет монахом. Однако Михаил не сразу решился на этот шаг, а постепенно готовил себя к монашеству.

В Петербургской Академии его назначили преподавателем греческого языка, а через три года он был переведен на должность инспектора в Киевскую Духовную Академию. 11 февраля 1820 года он принял монашеские обеты под именем Мелетия. Обряд пострижения совершил митрополит Киевский Евгений (Болховитинов), известный своей эрудицией и благочестивой жизнью. В 1821 году отец Мелетий был назначен ректором Могилевской семинарии, где он проработал два года. Он оживил обучение, прекрасно излагая предмет и заставляя учеников интересоваться его учением. Он изменил грубое и иногда жестокое обращение со студентами, принимая заботливую, но твердую и милосердную позицию. Он часто присутствовал на играх и вылазках учеников, устраивал празднества в день своего именного дня и улучшил их питание, что позволило ему заслужить их общую любовь. После Могилева его перевели на аналогичную должность в Пскове, где он пробыл всего несколько месяцев, а в январе 1824 года он был назначен ректором Киевской Духовной Академии, а в конце 1826 года - епископом Чигиринским, викарием Киевской митрополии. В то же время его назначили настоятелем Златоверхого Михайловского монастыря, где находятся мощи святой великомученицы Варвары.
Когда сын просил мать переехать жить к нему, она была очень счастлива. Это было для нее большой радостью, так как в ее жизни не было много моментов счастья. Ей было приятно присутствовать на торжественных архиерейских служениях своего сына, которого она только недавно горько оплакивала.

В Киеве проявлялся строгий образ жизни, который всегда служил отличительной чертой для преосвященного Мелетия. Он умеренно относился ко всему в своей жизни. Весь год, кроме постов, в середине недели и пятницу, даже в дни праздников, он готовил грибное к обеду. Во время страстной недели он почти не ел, что вызывало удивление окружающих. Но он старался скрыть свои подвиги. Однажды, в день одного приходского праздника, он обедал у старосты, когда обычно ел грибное, но начали подавать ему именно это блюдо. Тогда он потребовал рыбу.

Он не проводил много времени на проповеди, так как его голос был тихим, а здоровье было слабым. Однако, когда кто-то навещал его дома, он рассказывал много поучительного. Обычно, провожая гостей, он произносил на прощание: "Спасайся" или "Спасайтеся!"

Он был преданным молитвенником. Он не пропускал ни одной службы, а также уделял определенное время для молитвы вместе со своей жившей с ним матерью. Молитва Иисусова никогда не сходила с его уст. Во время богослужения, особенно во время Божественной литургии, его благоговение доходило до высочайшего уровня и проявлялось в слезах. Он очень огорчался, если происходило какое-либо нарушение или запинка в богослужении. Часто певцы начинали петь раньше, чем он заканчивал свой возглас, так как его голос часто уставал и стихал до окончания. После обедни он говорил певцам: "Вы, вероятно, смеетесь надо мной, не дожидаясь окончания моего возгласа. Вы же знаете, что у меня проблемы с грудью и слабый голос. Пожалуйста, старайтесь лучше внимать".
Внешность его в это время имела следующие черты. Он был низкого роста, худощавого телосложения, слабой физической силы, его голос был тихим. У него было лицо с черными волосами, которые уже начали седеть.

Летом 1828 года, на 44-м году своей жизни, преподобный Мелетий покинул Киев, где он провел десять лет, чтобы занять новую должность в Пермской кафедре.

Он прощался с Киевом, отсылая водворенному игумену Михайловского монастыря следующее замечательное письмо в знак благодарности за чистые религиозные впечатления, которые Киев подарил ему: "Прости, возлюбленная во Христе братия и православный народ Богоспасаемого града Киева! Я глубоко впечатлен твоим высоким благочестием. Да будет благословено твое искреннее стремление к святой Церкви и ко мне, грешному архипастырю. Годы, проведенные вместе с вами, я считаю счастливыми. Вознесу молитву к Всемогущему, чтобы твоя вера и процветание сохранились в будущих поколениях и чтобы тебе были открыты врата Царства небесного после смерти".

В Киеве преподобный Мелетий должен был расстаться навсегда со своей матерью. Из-за старости и слабости она не могла отправиться со своим сыном в столь далекий и холодный район. Через несколько лет, эта истинно набожная и добродетельная женщина умерла в Елисаветграде, где ее дочь была замужем за священником.

За три года, проведенные преподобным Мелетием в Перми, он посетил практически все места в епархии, включая те, где его предшественники никогда не были. Везде он служил богослужение и вникал во все детали. Он наставлял и наказывал недостойных, поощрял трудолюбивых. В Перми он лично совершал службу в каждый праздник и воскресный день. В будни, после ранней обедни в своей церкви, он занимался делами службы, не терпя никакой задержки. За два года он построил огромное здание для семинарии, проявив при этом экономию. Недостроенную соборную колокольню он быстро закончил.

Преодолевая всю епархию, он вел дневник, полный записей. Слух о святом архипастыре-подвижнике разнесся по всей епархии, и он встречался с величайшей радостью повсюду, где бы ни приезжал. В его честь многие падали на колени и крестились, когда он въезжал в селение, он возглавлял их благословением. Он приносил бескровную жертву во всех храмах епархии с большим усердием, и с великим дерзновением воздевал чистые руки к небу за своих пасомых.
Он продолжал проявлять ту же стойкость и заботу, что и раньше, по отношению к молодым духовным студентам. Он был весьма требователен к священнослужителям; строго проверял знания кандидатов на знание правил, и не допускал посвящения диаконами до достижения ими 25-летнего возраста. В храмах он требовал абсолютной тишины.

Но несмотря на его неоспоримую строгость, он заботился о своих приходских архипастырях, деля с ними свои доходы, так что сам оставался в постоянной нужде. Он даже терпел обиды со стороны своих подчиненных с благодарностью.

Он заботился о своих семинарских хористах настолько, что даже приказывал своему повару готовить для них праздничные блюда и десерты, которые он сам не ел, а целиком отдавал им. Однако, он строго требовал от них знания уроков.

Его личная жизнь была также строгой. В народе широко рассказывали о его экстремальном посте и ночных молитвах. В беседах он выражал светлые вдохновляющие мысли. После службы он любил давать благословения людям, не торопясь. Он сам совершал службу без излишней протяжности, но и без спешки. Каждый месяц он исповедовался с глубокой смиренностью и слезами.

В лето 1831 года его перевели в Иркутск на должность архиепископа.

За четыре года пребывания в этой огромной епархии с ее огромными расстояниями и немногими храмами, из-за своих слабостей он не мог посетить все приходы. Воспитание молодых духовных студентов, борьба с коррупцией, миссионерская работа были его главными заботами.
По своей просьбе из-за сложных погодных условий, преподобный Мелетий из Иркутска был перемещен в Харьков.

В Харькове он провел последние годы своей жизни занимаясь управлением и оказывая благочестивую помощь.

Его типичный день начинался с ранней литургии, после которой он выпивал чашку чая с двумя тонкими сушками. Затем он занимался делами в епархии. В обед он ел легкое блюдо, такое как щи, уха или кашица, но никогда не более трех порций. Он всегда брал только одну суповую ложку, и даже из этого малого количества он старался оставлять немного еды. Например, в постные дни он опускал хлеб в жидкость и затем убирал его, чтобы не есть. Он посвящал все ночи молитве, начиная с 9 вечера и заканчивая в 4 утра, всегда одетый в черную рясу. Он только на четвертом часу отдыхал и затем продолжал до утренней литургии и обеда.

Однажды, когда преподобный Мелетий проверял свою епархию, священник из села Преображенского Змиевского уезда заметил, что вечером, после того как преподобный Мелетий ушел спать, он молится на коленях, держа руки вверх. Он провел всю ночь в молитве, и только перед рассветом он положился на пол, используя свою рясу в качестве подушки. Он продолжал молиться с рассветом. Его также видели молящимся, когда он ехал в экипаже.

В Харькове преподобного Мелетия любили за его благочестие, преданность служению, справедливость, смирение, пост, молитву, милосердие и заступничество за несчастных. Он часто признавался своему духовнику как покаявшийся грешник, делая ему доверие в отношении своих мыслей, желаний, радостей и печалей.

До прихода преподобного Мелетия редко совершалось архиерейское служение в Харькове, поэтому его частое служение было причиной большой радости. Он вдохновлял людей новой жизнью словами, делами и примером, куда бы он ни появлялся. Его уважали, хотя он и не искал этого, и все опасались, чувствуя его истинность. Злые духи видели в нем особые дары благодати Божьей и трепетали перед ним, что видно было во время его богослужений, которые вдохновляли всю нацию.
Он так боялся принимать взятки любого вида, что когда благочинный принес ему в подарок рыбу, он сказал: "Ты зря, отец, беспокоился о таком подарке. Ведь я, как архиепископ, благодаря Божьей милости гораздо богаче тебя. Зачем мне брать твою рыбу, когда я могу купить ее на городском рынке каждый день? Лучше помоги своим бедным братьям, диаконам и прихожанам, которые не богаты. Ты сам возьми эту рыбу и покорми их".

Преосвященный очень осторожно решал дела. Он подписывал документы, перекрестившись и тщательно обдумывая каждый шаг.

Однажды, когда он служил три дня подряд, его спросили, не устал ли он. Он ответил: "Нет, когда я служу, я только отдыхаю. Мне гораздо сложнее разбирать письменные дела, чтобы не нарушить правду и закон. Я бы рад служить богослужения каждый день".

Во время обхода епархии, преосвященный предсказал восстановление Святогорской обители.

В Харькове ходят много историй о бескорыстии, милосердии, прозорливости и даре исцеления, проявляемых этим святителем. Он устраивал пиршества для бедных, посещал тюрьмы и усердно молился за тех, кто просил его молитвы и защищал обиженных.

Незадолго до своей смерти, Харьковская консистория послала жалобу в Святейший Синод, жалуясь на медленность в делах епархии. В ответ преосвященный пригласил архимандрита Иоанна, инициатора жалобы, и объяснил ему несостоятельность обвинений. Затем он снял часть одежды, чтобы показать ему раны, покрывающие его тело - многие места были видны светлые кости.

Этот архимандрит умер в больших страданиях.

С огромным напряжением воли, которое большинство не могло себе представить, архиепископ преодолевал последние дни своей жизни.

Он молился, сидя в постели, окруженный подушками и с открытой книгой перед собой. Так он проводил целые ночи. Он заранее знал день своей смерти. За три дня до этого события келейник архиепископа, который был ему очень предан, увидел видение о его близкой и блаженной смерти.

Когда он пришел к преосвященному, тот лежал с взглядом, обращенным к небу; его лицо светилось неземной радостью, комната наполнилась светом. Архиепископ призвал к себе келейника и тихо сказал ему, что через три дня придет его последний день.

В последние дни жизни он не ел, сделал несколько предсказаний и принял святые Таинства.
В ночь с 28 на 29 февраля 1840 года, непосредственно после полуночного богослужения, он пригласил священника, который принес священные предметы, взял Святую чашу в руки и, с глубоким вниманием, совершил причастие. Затем он прочел молитву "Ныне отпущаеши раба Твоего", а затем трисвятую и Отче наш молитвы. Его последние вздохи уже ускользали из его груди, но он продолжал читать: "Будь заступником моей души, о Боже, когда я прохожу по многочисленным сетям... Освободи меня от них и спаси меня, о милосердный, как Человеколюбец... Я возлагаю все свое надежды на Тебя, Богородица, сохраняй меня под Твоим покровом!" Сделав крестное знамение, он сказал: "Прости меня" и тогда своей душе предал его Богу.

После его смерти было найдено всего восемь рублей в виде серебряной монетки-ассигнации, что не было достаточно для его похорон; жители Харькова собрали деньги.

На третий день после его смерти он появился во сне своему духовнику и попросил положить в его руки забытые четки. Когда духовник исполнил его просьбу, рука была такой же подвижной, как будто архиепископ был живым. Затем духовник посчитал нужным исправить его омофор во время его похорон, и в то время, когда духовник поставил его, мертвец сидел как живой, пока духовник исправлял его омофор.

Тело архиепископа Мелетия, которое не разлагается, было похоронено в подземной части Харьковского Покровского монастыря. Там был построен небольшой храм, посвященный Трем Святителям, и часто люди, чтя память святителя и ища его молитвенной помощи в загробной жизни, служат поминальные службы и ритуалы за его заслуги перед Богом, которые неоднократно проявлялись в необыкновенных явлениях.

Ист.: Письма и записки А. Н. Муравьёва к С. Д. Нечаеву // РА. 1893. Кн. 2. № 5. С. 141-142, 147; Письма митр. Филарета к С. Д. Нечаеву // Там же. Кн. 1. № 2. С. 130; № 3. С. 223.
Лит.: Прокопович И., прот. Речь при отпевании тела преосв. Мелетия, архиеп. Харьковскаго и Ахтырскаго. Х., 1843; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. М., 1852. Отд. 1. С. 27, 48; Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 351, 368; Аскоченский В. И. История КДА по преобразовании ее в 1819 г. СПб., 1863; Ковалевский А. Ф. Из восп. о почившем архиеп. Харьковском Мелетии (Леонтовиче) // ДЧ. 1867. Ч. 1. № 4. С. 164-168; он же. К биографии преосв. Мелетия (Леонтовича), архиеп. Харьковского // Харьковские ЕВ. 1869. № 21. С. 255-259; Малышевский И. И. Ист. записка о состоянии академии в минувшее 50-летие. К., 1869; Солнцев П., свящ. Краткие сведения о харьковских иерархах. Х., 1869; Попов Е., прот. Великопермская и Пермская епархия. Пермь, 1879; Кулжинский Г. И. Свт. Мелетий (Леонтович). X., 1881; он же. Святогорская Успенская общежит. пуст. в Харьковской епархии. Од., 18965. С. 70-74; он же. Возлюбленный Христом: Житие свт. Мелетия Харьковского. М., 2001; Киево-Златоверхо-Михайловский мон-рь: Ист. очерк от основания его до наст. времени. К., 1889. С. 136; Буткевич Т. И., прот. Ист.-стат. описание харьковского кафедр. Успенского собора. Х., 1894. С. 95-98; Шестаков И. В., свящ. Краткий ист. очерк 100-летия Пермской епархии. Пермь, 1899. С. 118-123; он же. Преосв. Мелетий (Леонтович), еп. Пермский и Екатеринбургский. СПб., 1907; Ефимов А., свящ. Архим. Сергий, настоятель Ахтырского Св.-Троицкого мон-ря. Од., 19072. С. 6, 7, 33; Нестор (Анисимов), иером. Православие в Сибири. СПб., 1910; Поселянин Е. Н. [Погожев]. Рус. подвижники XIX в. СПб., 19103. С. 70-80; [Стефан (Проценко), архиеп.] Харьковский свт. Мелетий Леонтович // ЖМП. 1948. № 11. С. 60-67; ЖПодв. Февр. С. 324-329; Наумова О. Е. Иркутская епархия: XVIII - 1-я пол. XIX в. Иркутск, 1996; Никодим (Руснак), митр. Сб. служб и акафистов. М., 1996; Калинина И. В. Правосл. храмы Иркутской епархии: XVII - нач. ХХ в. М., 2000; Иркутская летопись, 1661-1940 гг. / Сост., предисл. и примеч.: Ю. П. Колмаков. Иркутск, 2003; Багалей Д. И., Миллер Д. П. История г. Харькова за 250 лет его существования: (1655-1905). Х., 2004. Т. 2; Дулов А. В., Санников А. П. Правосл. Церковь в Вост. Сибири в XVII - нач. XX в. Иркутск, 2006. 2 ч.; Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского. М., 2010. Т. 2. С. 3, 189, 261, 295; Талалай М., протодиак. «Я прославлю прославляющих Меня...»: Новые мат-лы к истории канонизации свт. Мелетия, архиеп. Харьковского и Ахтырского // Вестн. Харьковской ДС. 2013. № 3. С. 4-15.


Рецензии