Забытое чудо. Рецензия

Продолжаю, уважаемые читатели, обозревать российские православные мультфильмы, и сегодня у нас на очереди творение студии "Паровоз" под названием "Забытое чудо". В отличие от "Необыкновенного путешествия Серафимы", о котором я писал прежде, это - практически новодел: мультик был снят в 2022 году. Иными словами, были все основания надеяться, что наши аниматоры извлекли урок из собственных ошибок и выдали продукт, который безо всяких оговорок можно признать хорошим. Что же мы видим в итоге?

Сюжет вкратце таков. Трое тинейджеров - Дима, Гоша и Настя - отправляются на экскурсию в Троице-Сергиеву лавру (это не религиозное паломничество, а именно увеселительная поездка). Там они находят межвременной портал и проваливаются в XIV век. Поскольку в столь далеком прошлом мобильный интернет не ловится, а без интернета нынешнему подростку жить незачем, наши попаданцы намерены вернуться домой. Но вот незадача: в глухом лесу, куда их забросило, портал в обратную сторону не работает. Поэтому они решают дойти до Троицкого монастыря, уже существовавшего в то время, надеясь, что там повезет больше. Проводником для них становится местный мальчик Андрейка, который сам хочет попасть в обитель, чтобы стать учеником преподобного Сергия. По пути нашу компанию преследуют трое татарчат, юных сыновей хана, чтобы захватить "русичей" в плен, - преследуют с тем же маниакальным упорством, с каким команда R из "Покемона" гонялась за Эшем и Пикачу, и с таким же неутешительным результатом. Точнее, не трое, а двое: третий, самый младший и недотепистый, которого зовут Борчи, почему-то практически сразу проникается к "русичам" симпатией и всячески хочет их защитить. В конце концов несовершеннолетние странники добираются до монастыря, там знакомятся с преподобным Сергием и отправляются назад в XXI век. А очутившись там, первым делом заценивают фотки, которые нащелкали за время своего путешествия. На этом мультфильм заканчивается: вот и сказочке конец, а кто смотрел и слушал - молодец.

Хотя, положа руку на сердце, лучше было бы вовсе это не смотреть и не слушать. Ибо зрительского внимания, на мой взгляд, этот мультфильм не достоин.

Главная беда этой ленты, из которой вытекают все остальные, заключается в следующем: складывается впечатление, что ее создатели совершенно не умеют быть серьезными и даже не понимают, зачем это вообще нужно. В результате то, что происходит на экране, можно описать одним словом: балаган. При этом "Забытое чудо" отнюдь не позиционирует себя как эксцентричную комедию или пародию в духе "Шрека": это, по задумке авторов, вполне серьезное повествование, которое призвано воспитывать детей в духе патриотизма и любви к православной вере. Поймите меня правильно: я вовсе не против юмора в произведениях, поднимающих важные вопросы, поскольку он в ряде случаев позволяет оттенить их, сделать более выпуклыми. Это - необходимый элемент художественного приема, известного как эмоциональные качели. В конце концов, все аниме как явление на этом стоит: скажем, в "Ангельских ритмах" раздолбайская комедия может в пределах одной серии сменится душераздирающим флешбеком. Но проблема "Забытого чуда" как раз в том и заключается, что ничего похожего на драматические сцены из "Ритмов" там и близко нет. Даже если взять те же флешбеки: когда один из монахов кается перед Сергием в своем недостойном поведении, он делает это с такой же интонацией и с таким же выражением на лице, с каким дьяк Феофан отвечал на вопросы Жоржа Милославского. Но если Гайдай хотел просто рассмешить зрителя, то здесь по логике событий мы должны были увидеть сокрушение человека о своем грехе и желание стать лучше - то желание, в которое в итоге не больно-то и веришь.

Подобными эпизодами "Забытое чудо" прямо-таки полнится, и ничего удивительного в этом нет: если режиссер и сценарист не в состоянии быть серьезными со зрителем, когда это требуется, они не могут быть серьезными также с самими собой и относиться к своему делу без легкомыслия. Как результат - с психологией персонажей здесь вообще полный швах. О поведении Борчи речь уже заходила, но в мультике есть вещи и похуже. Когда Варфоломей, будущий Сергий, принял твердое решение стать монахом и остался на время в миру, лишь уважая просьбу родителей, что же он делает? Он предается чисто мирским забавам, скачет на коне и запускает воздушного змея! Подчеркиваю: это человек, который по сюжету в мыслях своих уже давно инок, который, согласно житию, и в детстве-то уклонялся от ребячьих игр. Думаю, дальнейшие комментарии здесь излишне.

Что же до действия, оно здесь продвигается вперед исключительно посредством роялей. Понадобилось героям построить плот, а топора под рукой-то и нет? Не проблема: тотчас находится топор, который кто-то забыл в лесу (хочу заметить, что в реальной жизни вероятность такого события и сейчас-то невелика, а в средневековье она и вовсе стремилась к нулю: железные инструменты были дороги, их берегли как зеницу ока). Захотелось авторам ввернуть мораль о пагубности сребролюбия? ОК, герои находят полный сундук золота, не выкапывают даже, а именно находят, буквально натыкаются на него. На фоне таких вещей звучащие в конце слова, что случайного в мире не бывает (видимо, с намеком на Божий промысел), выглядят просто фиговым листочком, которым создатели мультфильма прикрыли свою неспособность построить сюжет как-то более вменяемо.

Ляпов в мультике столько, что впору за голову хвататься. Действие отнесено к 1362 году, о чем сказано прямым текстом, а между тем Куликовская битва, в действительности состоявшаяся восемнадцатью годами позже, уже на носу. Ордынский хан, отправляясь на битву с Дмитрием, почему-то оказывается в окрестностях Троицкого монастыря со всем своим войском. Вблизи того же монастыря есть горы, пещеры и даже водопад! Да, в "Серафиме" тоже были нелады с матчастью, но они, по крайней мере, так бесцеремонно в глаза не лезли.

Однако самая мякотка не в этом. Мультфильм добивает то, что, хотя он и позиционируется как христианский, ничего христианского в нем фактически нет.

В чем заключается суть христианства, сама сердцевина христианского мировоззрения? В том, что земная жизнь есть приготовление к иной жизни, небесной. Иисус Христос, говоря: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное", именно это имел в виду, и точно с таких слов он начал проповедовать народу. И чем яснее в художественном произведении - книге или фильме - выражена эта мысль, тем более христианским это произведение является. В пресловутом мульте "Дети против волшебников" этой мысли вовсе нет, там персонажи о горнем и не помышляют - ни в отношении себя, ни в отношении других, но в "Забытом чуде" мы видим то же самое непростительное пренебрежение. Когда Дмитрий Донской говорит с пафосом, достойным Камины из "Гуррен-Лаганна": "Победим - свободными станем, а проиграем - навеки под Ордой останемся!", совершенно очевидно, что он думает лишь о тех, кто останется жить, а сотни и тысячи погибших воинов для него как бы не существуют, как не существует и духовного смысла их жертвы.

А вот для сравнения приказ Суворова, отданный по армии перед штурмом Варшавы:

"Идти в тишине, ни слова не говорить; подойдя же к укреплению, быстро кидаться вперед, бросать в ров фашинник, спускаться, приставлять к валу лестницы, а стрелкам бить неприятеля по головам. Лезть шибко, пара за парой, товарищу оборонять товарища; коли коротка лестница, - штык в вал, и лезь по нем другой, третий. Без нужды не стрелять, а бить и гнать штыком; работать быстро, храбро, по-русски. Держаться своих в середину, от начальников не отставать, фронт везде. В дома не забегать, просящих пощады - щадить, безоружных не убивать, с бабами не воевать, малолетков не трогать. Кого убьют - царство небесное; живым — слава, слава, слава"

Глубоко христианское содержание этих слов заключается не только в том, что предписано гуманное обращение с неприятелем и мирными жителями. Суворов подчеркивает: русская армия - Божье воинство, и Господь не оставит верных ему и присяге солдат, даже если попустит кому-либо из них быть убитым. Мультяшный же Дмитрий изъясняется так, как он изъяснялся бы в советской книжке для младших школьников. Однако если пятьдесят или семьдесят лет назад подобные вещи никого не удивляли и действительно были в порядке вещей, то в современном мультике, создание которого курировала Московская духовная академия, они выглядят по меньшей мере странно. В ту же копилку - диалог ребят о Пересвете. Когда Дима, Настя и Гоша рассуждают с высоты своего попаданства, что знаменитому воину-иноку суждено погибнуть и что нельзя вмешиваться в ход истории, Андрейка несмело произносит: "Господь Пересвета спасет". Если даже здесь подразумевалось "введет в рай", то в подобном ключе слова Андрейки могу интерпретировать я, человек взрослый и опытный. Но простой российский подросток, очень мало знающий о религии (а для таких и предназначен мультфильм), однозначно подумает, что Андрейка просто не верит своим друзьям и надеется, что Бог позволит Пересвету вернуться с Куликова поля живым. Можно вспомнить и другие моменты, в своем роде не менее показательные. Скажем, когда Сергий своей молитвой исцеляет Борчи, которого сдуру ранили собственные братья, юный татарчонок вскакивает, тискает своих друзей и лошадку... да вот, собственно, и всё. Никакого урока, что его вернул к жизни служитель истинного Бога, он не выносит и уж подавно не выказывает никакого намерения креститься или хотя бы поближе познакомиться с русской верой. Характерно, что и ребята из XXI века в этом эпизоде просто стоят вблизи Сергия со скорбными лицами, не присоединяясь к его молитве хотя бы из свойственной детям тяги к подражанию. Но и так уже много было сказано: пора подводить неутешительные итоги.

Мультик исполнен в шутовской манере, совершенно не соответствующей тем задачам, которые ставили перед собой его создатели. Сюжет развивается откровенно по-дурацки. Персонажи ведут себя не в соответствии с заявленными характерами или окружающей обстановкой, а исключительно подчиняясь сиюминутным хотелкам сценариста. Матчасть проработана настолько плохо, насколько это вообще мыслимо. Православие здесь - просто сбоку припека. Если в "Серафиме" заметно, что съемочная группа хоть как-то старалась, то в "Забытом чуде" она, похоже, вообще ничему не уделяла должного внимания, а работу свою делала по принципу: "И так сойдет!"

Но знаете, граждане, что самое скверное? Реально ведь "сошло".

На Кинопоиске рейтинг мультика 6,8 из 10 - гораздо выше, чем у "Серафимы" (да, я все время с ней сравниваю). На Отзовике - 4,7 из 5. На Айреке - 4,5 из 5. Немногочисленные критические отзывы просто тонут в восторженном хоре, какой же этот мультик замечательный и какие правильные вещи он пропагандирует.

Причина тому, как я считаю, заключается в следующем. Что греха таить, современный российский зритель не избалован мультфильмами, посвященными истории родной страны. "Крепость" - это, разумеется, замечательно, как и Жюль Верн - замечательно, однако хочется, чтобы были и другие мультфильмы, подобные "Крепости", как после Жюля Верна были и Уэллс, и Беляев, и Лем, и Саймак. Поэтому наша публика склонна относится к историческим мультфильмам весьма снисходительно, особенно если эти мультфильмы вдобавок эксплуатируют духовно-патриотическую тему, извинять недостатки, которые там есть, и выдумывать достоинства, которых там нет. Проще говоря, судят не по результату, а по намерениям.

Хотя в данном случае, скорее всего, даже намерения сделать мало-мальски хороший мультфильм не было. Ибо даже при отсутствии таланта, но при искренней любви к искусству, к своей работе состряпать такую хрень, как "Забытое чудо", просто невозможно.


Рецензии