III-1-20. Вирус смердяковщины

 
                Новым смердяковым.   Александр Онищенко.               
               
                Вы – творцы намерений и фраз,
                Распылители клятв, обещаний,
                Мастера оглупления масс
                Потаканием низких желаний.

                Вы бездарны, глупы и тщеславны,
                Сановиты, лощёны на вид -
                Вас прельщает богатство державы,
                Вы бюджеты привыкли «пилить».

                Вы - сластёны до яхт и наложниц,
                Вам по вкусу поместья, дворцы -
                Жрёте, пьёте, страдальцы бессонниц,
                И ведёте страну под уздцы.

                Имя вам «легион», вы при «теле»,
                Хоть и пользы от вас никакой,
                А пока вы страну не доели,
                Прописать бы вам вечный покой.
                11.03.2024

Откуда родом Смердяковы?
               
                Зарегистрировал первого Смердякова в реестре литературных персонажей, конечно, Ф.М.Достоевский. ПризнАюсь, что я не люблю читать Достоевского, хотя он достаточно давно и хорошо представлен в моей домашней библиотеке. И имею свой взгляд на причину его популярности. Мы с ним – дети из разных сторон улицы… И его герои меня всегда напрягали. И хотя я сама росла в скромной советской семье, но духовный Свет всегда ощущала в себе в любых ситуациях. Но стихотворение гениального (и никто меня в этом не переубедит…) поэта А.Онищенко оказалось вдруг триггером для моих поисков «генеалогических корней» отвратительного типажа из «Братьев Карамазовых». Начала с Википедии:
               
                «Смердяковщина – выражение, описывающее презрение и ненависть российских подданных, а впоследствии граждан (в первую очередь русских) к России; разновидность русофобии.               
                Смердяковщина – это бунтующее лакейство перед западом, пресмыкание перед всем иноземным. Это явление вжилось в русское общество как "прививка" европейской культуры от ПетраI».
               
                Неожиданно быстро вышла и на большую статью Сергея Цветкова «Русофобия внутренняя»: https://sergeytsvetkov.livejournal.com/2026620.html  Сразу начала  компиляцию:
 
                =  «Смердяковщина — это высшая форма внутренней русофобии в обывательском сознании, то, во что превращается либерализм, революционный демократизм, западничество при, так сказать, осмыслении этих понятий в обывательской среде. Смердяковщина характеризуется крайней озлобленностью против России и всего русского — истории, нравов, обычаев, исторических перспектив и проч. Короче говоря, смердяковщина на дух не переносит русскую самобытность, в чём бы она ни проявлялась.

                =  Н.А.Бердяев писал в своей книге «Духи русской революции. Кризис искусства»: «Достоевский предвидел торжество смердяковщины. Он знал, что поднимется в России лакей и в час великой опасности для нашей родины скажет: „я всю Россию ненавижу“. …Пораженчество во время первой мировой войны и было таким явлением смердяковщины.
                =  «Учёная», «интеллигентская» русофобия XIX века ярче всего выразилась в стихотворных строках Владимира Печёрина: поэта, мемуариста, религиозного мыслителя, профессора Московского университета, одного из первых русских диссидентов и невозвращенцев. После недолгого преподавания в Московском университете Печёрин бежал на Запад в 1836 году. Свой поступок он объяснял тем, что не может жить среди людей, на челе которых напрасно было бы искать отпечатка их Создателя. Свои философские взгляды Печёрин отразил в воспоминаниях и письмах, которые были изданы сборником под названием «Замогильные записки». В них он представлял Россию как «Некрополис» — город мёртвых, который не имеет никаких перспектив для своего развития.
                =  После либеральных реформ Александра II Печёрин изменил своё отношение к будущности России и оправдывался в своей ненависти к николаевской России: «Да из-за чего же было мне любить Россию? У меня не было ни кола, ни двора — я был номадом, я кочевал в Херсонской степи, — не было ни семейной жизни, ни приятных родных воспоминаний, — родина была для меня просто тюрьмою, без малейшего отверстия, чтобы дышать свежим воздухом. Неудивительно, что впоследствии, когда я выучился по-английски, Байрон сделался моим задушевным поэтом. Я напал на него, как голодный человек на обильную пищу. Ах! как она была мне по вкусу! Как я упивался его ненавистью!.. Неудивительно, что в припадке этого байронизма я написал (в Берлине) эти безумные строки… Не осуждайте меня, но войдите, вдумайтесь, вчувствуйтесь в моё положение!». Но — поздно, слово ненависти было сказано, и оно нашло отклик во многих русских сердцах.

                =  Крайним и наиболее отвратительным проявлением внутренней русофобии является радость от военных поражений России.      
                - Польское восстание 1830 года: Примечательно высказывание А.С. Пушкина по поводу проявления восторга со стороны русских дворян в связи с военными неудачами российской армии в ходе подавления польского восстания 1830 года: «Грустно было слышать толки московского общества во время последнего польского восстания. Гадко было видеть бездушных читателей французских газет, улыбавшихся при вести о наших неудачах».   
                - Русско-японская война: Самое ранее упоминание о приветственных телеграммах микадо от русской интеллигенции после Цусимы — донесение в Департамент полиции начальника Петербургского охранного отделения подполковника Кременецкого от 23 марта 1904 г. № 4906 о том, что петербургские студенты-путейцы планировали направить микадо сочувственную телеграмму. Это — пик русофобии. Или, можно сказать, низшая точка нравственного упадка личности и политика.

                = Поражение России в Первой мировой войне исповедовали и большевики. Они признавали только «социалистический патриотизм». A.B. Луначарский, выступая в сентябре 1918 года перед учителями с лекцией «О преподавании истории в коммунистической школе», был по-революционному безапелляционен: «Преподавание истории в направлении создания народной гордости, рационального чувства и т. д. должно быть отброшено; преподавание истории, жаждущей в примерах прошлого найти хорошие образцы для подражания, должно быть отброшено».
                - «Конечно, идея патриотизма — идея насквозь лживая», — продолжал Луначарский «просвещать» учителей на Всесоюзном учительском съезде, утверждая, что в проповеди патриотизма были заинтересованы только эксплуататоры, для которых «задача патриотизма заключалась в том, чтобы внушить крестьянскому парнишке или молодому рабочему любовь к «родине» заставить его любить своих хищников».

                =  Наибольшим влиянием в 1920-е годы пользовалась школа академика М.Н. Покровского. Ратуя за марксистский подход к истории, историки этой школы проповедовали, что патриотизм не бывает иным, кроме как казённым и квасным, и всегда оборачивается национализмом и шовинизмом. В 1922–1923 годы во многом благодаря усилиям Покровского была закрыта для изучения в государственной общеобразовательной школе русская история. В школе ставились под сомнение и отрицались сами понятия «Россия», «патриотизм», «русская история». Никаких общенациональных патриотических чувств к такому отечеству-тюрьме, по логике историка, быть не могло. Патриотизм, утверждал он, это болезнь, которой могут страдать только мелкие буржуа, мещане. Ни капиталисты, ни тем более пролетарии ей не подвержены.

                =  Название «Россия», по Покровскому, по-настоящему надо писать в кавычках, «ибо «Российская империя» вовсе не была русским государством. Это было собрание нескольких десятков народов… объединённых только общей эксплуатацией со стороны помещичьей верхушки, и объединённых притом при помощи грубейшего насилия». Старая Россия с её многовековой историей приговаривалась революцией к забвению. В августе 1925 года в «Правде» был помещён оскорбительно-издевательский стихотворный «некролог» В. Александровского по поводу её мнимой гибели. Никаких героев в отечественной истории при таком понимании патриотизма быть не могло. Считалось, что время героического понимания истории безвозвратно ушло. У всех героев (начиная с былинных богатырей) и творцов культуры прошлого всегда находили одни и те же изъяны: они или представляли эксплуататорские классы, или служили им.
               
                = Позднее дело дошло до того, что конференция историков-марксистов «установила» в январе 1929 года полную неприемлемость термина «русская история», из-за того, что этот старый, от царской России унаследованный термин был будто бы насыщен великодержавным шовинизмом, прикрывал и оправдывал политику колониального угнетения и насилия над нерусскими народами. Устанавливалось далее, что, начиная с XVI века царская Россия «всё более и более превращается в тюрьму народов», освобождение из которой свершилось в 1917 году.

                =  Историки школы Покровского упраздняли определение «отечественная» из названия войны 1812 года. Историк М.В. Нечкина в начале 1930-х годов, писала: «Отечественная» война — это русское националистическое название войны». В переводе с «националистического» в данном случае оказывалось, что никакого нашествия Наполеона на Россию не было — «войну затеяли русские помещики». Поражение французской армии объявлялось случайностью, и с сожалением отмечалось, что «грандиозность задуманного превосходила возможности того времени».
                - Никакого подъёма патриотического духа в России, естественно, не обнаруживалось, просто «вооружённые чем попало крестьяне защищали от французов своё имущество. Победа в войне, по Нечкиной, «явилась началом жесточайшей всеевропейской реакции». При таком изображении русской истории герои «Грозы 12-го года» (М.И. Кутузов, П.И. Багратион, атаман М.И. Платов), как и подлинные патриоты — участники других войн (генерал М.Д. Скобелев, адмирал П.С. Нахимов), не должны были заслуживать у «настоящих советских патриотов» доброй памяти».
               
                Надеюсь, что прививкой от этого вируса «смердяковщины» стало объявление 24 февраля 2022 года президентом России Владимиром Владимировичем Путиным СВО на Украине и последующие за этим события.
                А сегодня, 28.03.2024, года русский народ  отмечает новые выборы В.В.Путина президентом России и 10-летний юбилей возвращения Крыма в Россию.

                "ОСВ - прививка от вируса смердяковщины". АС.


Рецензии
http://www.youtube.com/watch?v=aEQnYypSDvs - Иноагенты. Фильм Аркадия Мамонтова

Екатерина Истоомина 2   08.05.2024 21:25     Заявить о нарушении