Этимология древнего термина - Гапцах
Начнем с того, что термин "Гапцах звучит в русской транскрипции. Она также имеет и другие формы произношения как: Гъапцах,Гъепцегьар ,Гъебц1агь, Гъебцегь... На лезгинском языке Гъабцегь е.ч.Гъабцегьар м.ч.
В данный момент она утвердилась в русской транскрипции в форме произношения - "Гапцах".
Нет сомнении в том, что этот термин один из древнейших терминов Кавказа.Об этом говорит языковые материалы древних Албано -лезгин. Об этом речь пойдет ниже.
Многие села в Южном Дагестане этнически относятся к большому Куьринскому роду( Племя куьрэ -Кюревияр).
Это был большой и влиятельный племя Кавказских Албан.
Они с древнейших времен занимались животноводством
в основном отгонным овцеводством.
Об этом пишет великий Страбон.( кн.11,4,1. ) "Албаны больше привержены к скотоводству и стоят ближе к кочевникам".
АК. имеется в виду отгонное животноводство в пределах Кавказского региона. Например: как и Курушцы перегон животных , зимой в Аран, летом в альпийские луга и т.д. Гъабцегь(Гъебцегь) это один из древнейших терминов времен Кавказских Албан - Г ъ а б ц е г ь . Эта его правильная форма произношения .
И она связанна именно с животноводством, это чисто животноводческий термин и т.д.В конце мы остановимся на этом вопросе.
Исторически село Гъабцегь расположена на южном склоне Самурского хребта в 1,5км. к Северо-западу от села новое Кара-куре.
В настоявшее время Гапцах -это переселенческое село в Магарамкентском района республики Дагестан.
Ранее она входила в Докузпаринский вольное общества и в Самурский Округ. Один из древних поселении Южного
Дагестана и т.д.
Расположен село Гапцах в 175 км.от г.Махачкала и в 6 км.
к северу от районного центра -Магарамкент.Современный с. Гапцах образован в 1960 году.В этом же году из старого села переехали сюда 32% населения. Последний житель старого села был переселен в 1964году. Через село проходит автомобильная трасса Федерального значения "Кавказ".
Географические координаты села: 41-40.с.ш. 48-22.в.д.
Высота центра села равна 318м.
Более подробно про историю села см. Даир Курчиев. 2016г.
В данной статье в основном мы коснемся - Этимологии
названия села.
Этимология .
В плане этимологии - настоящий термин до сих пор не разработан.В народе говорят ,что якобы название связанно с "ветреным- козлом",это народная этимология,
как правило она - бывает ложной этимологией...
При этом как, что и откуда не оговаривается...
Обратимся к языковым материалам.(ч/з. лезгинский язык.)
В русской транскрипции как мы уже подчеркнули она имеет форму звучания как "Гапцах",Гап - цах"и имеет совсем другую этимологическую значение не желе от первоначальной лезгинской.
Проанализируем термин . Термин состоит из двух частей
как в русской так и в лезгинской формах произношения .
В русской форме - Гап +цах, Гапцах ,транслитерация обеих слов меняется. По закону Дэвида Роля (2002г.)т.е. Гъеб,Гъаб на Гап и Цегь на цах, в итоге мы имеем "Гапцах".Здесь меняются или происходит смешение букв
в словах, по указанному закону.
/Гъаб превращается в -"Гап", Цегь превращается в -"Цах".
Если мы возьмем за основу вариант "Гапцах" Это ложный след, так мы никогда не придем к истине... А вед нам нужно истинное значение данного термина. Лезгинская форме произношения - Г ъ а б ц е г ь , и она должна звучат именно так а не иначе. теперь исследуем ,что же это такое?.И какую информацию или загадку она в сея несет?
Термин состоит из двух частей как:
Гъаб + цегь, Гъабцегь.
Гъаб - Это древняя система Мера веса равная 150 граммов. *Это мера веса также относится к Албанскому периоду и даже раньше.../к древнейшей системе мера весов лезгинского народа, но это уже отдельная тема.../ (Этот
вопрос мы опишем в отдельной статье на Проза.ру )
Это один из древнейших терминов. Здесь же приведем некоторые термина.
Гъаб - это горсть
Гъаб - шерсть с одного барана (вернее с одной козы).Скорее всего она связана с козлиным пухом и т.д.
Вот здесь мы и наталкиваемся на животное - коза.
Которая и содержится во второй части термина.("цегь"-коза на лезгинском языке.).
Гъаб - немного
Гъаба - гъаб - это вид игры.
Гъаб ягъун- брать горсть чего либо и т.д.
Приведем некоторые из Мера весов древней Албании:
1.Муьшкуьр-это древнейшая Мера веса равная 7 чувалам-
примерно 500 кг.(чувал это самотканый мешек вместимостью примерно 70кг.)
2.Рипе = 40кг.
3.Такъа= 18-30кг. 4.Кюринский Киле = 6 кг.
5.Большой Ман равна 3кг.(ман - это весовая гиря).
6.Четвертая часть большого Мана = 750 граммов.
7.Гъаб = 150 грм.* ( АК.в кн.История Лезгин эта мера веса отмечена ,как мера сыпучих тел и т.д.). История Лезгин. Махачкала 1990.С .38-41.
Зато она есть в словаре профессора Акимова К.Х.(2017:65.)
Эти и другие Меры весов, люди уже почти забыли и редко- кто пользуются этими терминами т.д. Однако они зафиксированы в словарях и т.д.
Раз эти меры весов наиболее древнейшие то и люди которые их придумали и пользовались в обиходе естественно являются коренными аборигенами древнего Кавказа и корни их уходят в (КАК.)Кура-Аракскую культуру. В том числе и жители древнего Куьре и сёл ,
которые туда входили в т.ч. и Гъаб-цегь. Этимологи древнего термина дословно и в оригинальной
форме означает - "Мера веса - козла" конечно в переносном смысле. Вот такой вот неожиданный поворот в значении термина, такое я и сам встречаю в первые за более чем 20 лет моих исследовании слов и терминов...
Так ,что предания ,которые сохранились в народе для нас
оставили загадку в такой форме в термине он также сохранился и т.д. И мы должны били его разгадать и расшифровать ,что мы и сделали благодаря Аллаху Аминь!
Этимология слова или термина - это сложная наука здесь нам приходится имеет дело с историей, географией,
языкознанием тем более с древними языками, с которыми мы уже давно не имеем дело и т.д.
Различными- Наречиями, диалектами и говорами древне -лезгинского языка и т.д.
В истиной этимологии терминов почти ни когда разгадка не лежит на поверхности, она надежно спрятана в глубине веков и т.д.
На этом я бы хотел завершит .Всего Вам Доброго мой
дорогие земляки . Удачи!
PS.
Немного о козах и их разведения на юге Дагестана.
Исследователи считают, что козы неприхотливые животные к условиям содержания, они могут пастись и в
лесах, и на лугу, и в степях, в горох и в высокогорьях , они легко взбираются на горные и опасные склоны и скалы и т.д.
В этом смысле их в действительности можно называть-"ветреными" они гуляют как ветер и для них нет никаких преград в горах и т.д.
Козы хорошо приспосабливаются к различным климатическим горным условиям .Специалисты считают, что козы(как и овцы)начали приручать одомашнивание -доместикация в древнейшие времена: от 12 до 8 тыс.лет назад, в позднем каменном веке(неолите), о чем свидетельствует ископаемые останки и наскальные изображения и т.д.
Виды коз.
На сегодня определены разные виды коз как:
Европейские, Азиатские, Африканские, Американские.
К Европейским относятся : Альпийские,Безоаровые,Европейские,Пиренейские козы:
Дагестанский,Кавказский,и Западно-Кавказский (или туры). пароды коз подразделяются на пуховые, молочные, шерстные.
Пуховые пароды с них снимают от 250 до 470г. (это сейчас)
раньше они давали намного меньше -пуха.
У всех коз шерстяной покров состоит из грубой и мягкого пуха. Белые поместные козы из Дагестана местная порода коз ,они не большого размера, средний вес 30-31кг. настриг не однородный шерсти 280г.начёст 40г.
Молочная продуктивность за 5мес.локтации-70ли. Плодовитость состовляет 140козлят на 100маток. По этому
Дагестанскую породу начали улучшат эта работа началась в 1967году в горах Северного -Кавказа и т.д.
Овцеводством и козоводством в Дагестане занимались спокон веков. Не исключено, что животноводы села Гъабцегь (Гапцах) занимались этим видом животноводства, т.е. козоводством - только они это уже давно позабыли и осталось она в термине т.е в названии села- Г ъ а б ц а г ь .
Что же давало козоводство хозяйству ?
В паевую очередь- добротный- пух, шерсть и кожу.
Из пуха козы делали: шали, косынки, шарфы, варежки, перчатки, свитера, безрукавки, жилеты и т.д.
Которые так нужны были народонаселению особенно в горных условиях и т.д.
Всего Вам Доброго!
Литература.
Акимов К.Х. Лезги -Урус гафарган. Махачкала. 2017.
М.Б.Бабаханов. Лезгинско - русский словарь. Махачкала.2019.
З.Ризванов . Р.Ризванов. История лезгин. Махачкала 1990.
С.38-41. "История села Гапцах". Автор Даир Курчиев . 2016г. Ок.ру
М.-А.Садыки. Древняя история лезгин и письменные источники. М.1996. С.72.
Дэвид М.Рол. Генезис цивилизации.Москва-2002.ЭКСМО.
"О текучести языковых форм".
Русский перевод с англ.С.Голова. А.Голов.
Разведение коз. Автор Пигулевская Ирина. 2012г.
Свидетельство о публикации №224031801812