Пушкин Гавриилиада и Адам Кадмон

Филон из Александрии, греческий еврей и один из основателей ранней патристики с Климентом и Оригеном в упряжи, комментировал Ветхий Завет по теме библейского антропогенеза:

«Существует большое различие между человеком, рожденным сегодня, и первым человеком, созданным по образу Божьему… [каковой есть] идея, или род, или печать, он постижим лишь разумом, бестелесен, ни мужчина, ни женщина, бессмертный по своей природе»
(De Mundi Opi;cio, i. 46);

«Род человеческий двояк, ибо один — небесный человек, а  другой  —  земной.  Небесный  человек,  созданный  по  образу  Божьему,  не  имеет  никакого касательства к подверженному тлению, земному естеству»
(De Allegoriis Legum, i. 12)

//См. The Works of Philo Judaeus. Vol. 1 / C. D. Younge, transl. L., 1854. P. 39, 60. См. также Giulea D. A. Pre-Nicene Christology in Paschal Contexts: The Case of the Divine Noetic Anthropos. Leiden, 2014. P. 56–60 (“Philo and the Invention of the two Adams”); Schmidt-Biggemann W. Philosophia perennis. Historical Outlines of Western Spirituality in Ancient, Medieval and Early Modern Thought. Dordrecht, 2004. P. 138–142//.

Обращаемся к подстрочному переводу книги Берешис (издание «Тора с комментарием Раши» Перевод Фримы Гурфинкель. Текст предоставлен "Маханаим") – к Главе 1 Недельного раздела Берешит:

«
26. И сказал Б-г Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему! И властвовать будут они над рыбой морской и над птицей небесной, и над скотом, и над всею землей, и над всем ползучим, что ползает по земле.
27. И сотворил Б-г человека в его образе, в образе Б-жьем сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он их.
«

Сотворил человека мужчиной и женщиной. Как двусмысленно и неоднозначно.
По одной версии это пара. Разнополая.

По другой версии это изделие «человек» (адам) суть мужчина И женщина = двуполое существо. Андрогин.

В этом смысле существует версия еврейской мистической каббалистической традиции – учение об Адаме Кадмоне = Первочеловеке , небесной богоподобной модели идеи Человека.

В Главе 2 этого же раздела книги Генезис Начало – Берешис или Берешит (для сефарда и ашкенази) говорится уже совсем об ином человеке – земнородном во плоти:

«
7. И сформировал Господь Б-г человека - прах с земли, и вдохнул в ноздри ему дыхание жизни, и стал человек живым существом.   8. И насадил Господь Б-г сад в Эдене, с востока, я поместил туда человека, которого сформировал. 
18. И сказал Господь Б-г: Не хорошо быть человеку одному, сделаю ему подспору соразмерно ему. 19. И сформировал Господь Б-г из земли всякое животное полевое и всякую птицу небесную, и привел к человеку, чтобы видеть, как назовет это; и как назовет человек всякое существо живое, таково имя ему.   
20. И нарек человек имена всякому скоту, и птице небесной, и всякому животному полевому; а для человека не нашел подспоры соразмерно ему.  21. И навел Господь Б-г оцепенение на человека, и он уснул. И взял Он одну из его сторон, и закрыл плоть под нею.  22. И отстроил Господь Б-г сторону, которую взял у человека, (чтобы ему быть) женой, и привел ее к человеку.  23. И сказал человек: Эта на сей раз! Кость от моих костей и плоть от плоти моей! Эта названа будет женой (иша), ибо от мужа (иш) взята она.   24. Потому покинет муж своего отца и свою мать, и прильнет он к жене своей, и станут они плотью единой.  25. И были оба они наги, человек и его жена, и не стыдились.
«

К. Ю. Бурмистров  в статье  «КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДВЕЧНОГО ЧЕЛОВЕКА (АДАМ КАДМОН)  В ЕВРЕЙСКОМ МИСТИЦИЗМЕ» комментирует этот факт так:
«
Представление об Адаме Кадмоне (ивр. «предвечный, первоначальный человек»), первой эманации божественного света, которая имела форму человека, встречается уже в ранней каббале с начала ХIII в. Истоки этой концепции, несомненно, восходят к намного более ранним временам. Уже Филон Александрийский (конец 1 в. до н. э. — первая половина 1 в. н. э.) утверждал, что первый, «небесный», человек, о котором говорится в рассказе о творении в Книге Бытия, не имеет непосредственного отношения к тварному миру. Этот Адам есть совершенный образ Логоса, бестелесный и бесполый разум
Именно об этом первоначальном Адаме и его создании сообщает Быт 1. 27, где сказано: «И создал Бог человека по образу его (бэ-цалмо)». По чьему именно образу был создан человек, здесь не уточняется, в отличие от Быт 1. 26, где прямо сказано о создании человека Богом (Элоѓим) «по образу нашему» (бэ-цалмену), т. е. образу божественному.
О сотворении же человека «из праха земного» рассказывается позже, в Быт 2. 7. В этих сообщениях использованы разные глаголы (ивр. бара, аса и йацар, «создавать», «делать» и «творить») и разные имена Бога (Элоѓим и ЙЃВЃ элоѓим), что не могли не заметить еврейские комментаторы, полагавшие, что здесь имеются в виду совершенно разные события.

Филон, рассуждая в духе платонизма, рассматривал изначального, небесно- го, человека Адама как идею земного человека. Согласно раввинистической традиции, дух Адама существовал еще до творения. Так, мидраш Берешит раба 8:1, комментируя слова Псалтири «Сзади и спереди Ты объемлешь меня» (Пс 139. 5)2, утверждает, что их следует понимать как «до первого и после последнего дня Творения»3: человек «был создан наполняющим весь мир — с востока на запад».
Сотворение человека по некоему архетипу также обсуждалось мудрецами Талмуда. Так, согласно рабби Акиве (Авот 3. 14), слова «Благословен человек, ибо создан по образу» подразумевают, что он был создан по некоему предвечному образцу (бэ-целем), как о том сказано в Быт 9. 65.
Представление о первоначальном человеке, Протоантропосе, занимало важное место в учениях ряда гностических школ, взаимоотношения которых с древними течениями в еврейском мистицизме остаются предметом научных споров.
Ириней Лионский сообщает о традиции, согласно которой вечный Эон (Барбело) испускает из себя совершенного Антропоса, «начало света и происхождение всех вещей», в котором покоятся все вещи.
 Согласно учению офитов, «[В начале] был первый Свет в силе Бездны, благословенный, нерушимый и беспредельный. Он был Отцом всего, именуемый Первым Человеком».
Другие гностики учили, что высший Предел (Бифос) обладает нематериальным, беспредельным светом, и свет этот формирует Первочеловека, от союза которого с Эннойей возникает Эутерантропос, Сын Человеческий.
Согласно коптскому трактату «Троеобразная Протенноя», «Сын, совершенный во всем, а именно Логос <…> выступил в выси, имея в себе имя, будучи светом, явил бесконечные (вещи)».
Сходные представления о Первочеловеке можно обнаружить и у других гностиков, в частности у Валентина, в «Пистис Софии», в гностическом «Евангелии египтян» и коптском «Трехчастном трактате», в учении наассенов, в манихействе, а также в герметической литературе («Асклепий») и др.
Идеи о соответствии между строением вселенной и устройством человека лежали в основании мусульманских концепций первочеловека, нашедших выраже- ние в понятиях «совершенный человек» (ал-камил ат-тамм) Абу Язида Бистами (IХ в.), «первоначальный человек» (инсан аввал) в арабоязычном неоплатоническом трактате «Теология Аристотеля» (VIII–IХ вв.) и, в особенности, в представлении о «Великом Человеке»,
Макроантропосе (ал-инсан ал-кабир), которое встречается в различных источниках начиная с «Посланий» «Братьев чистоты» (Х в.).
Заслуживающим отдельного исследования представляется сопоставление каббалистической идеи Адама Кадмона с разработанной Ибн Араби (1165–1240) концепцией «совершенного человека» (ал-инсан ал-камил), который связывает скрытую и явленную стороны Абсолюта и благодаря которому «мир остается в сохранности», а также развитием этой концепции у суфийского мыслителя Абд аль-Карима аль-Джили (1365–1424).
«

В этой связи рекомендую, дорогой фра АИЯ, попросить  б.у. монашку Лизу  сесть в лодку и сходить по воде Мсты  из Сурики  на почту селения Мстинский Мост, где тебя ждут три подарка на одной флешке:

1) Видеофайлы:  Дональд Хоффман: Реальность - это иллюзия - Как эволюция скрыла правду | на русском #293 Подкасты на русском  и  Подкаст: Лекс Фридман - Рэй Курцвейл. Сингулярность https://www.youtube.com/watch?v=AMP4aTPs0lc
2) Сборник Мидраш раба (Великий мидраш)  из пяти книг
3) Подготовленный мною материал «Скрытый смысл поэмы Пушкина «Гавриилиада»

Прошу по поводу последнего не гав-кать: в материалах содержится оригинальный комментарий к тексту Гавриилиады.
Основная идея: Пушкин ведет речь о Марии как эманации реликтового Первочеловека или Протоантропоса, соитие которой с апостолами и с самим Творцом в образе Голубя, является не половым плотским актом, а  духовным слиянием с Богом = ритуальным религиозным актом – чистейшим проявлением религиозного  чувства Девы, духовно непорочной для Создателя и Сингулярности.


Рецензии