Березовский Е. П. сибирский казак, историк

Ефим Прокопьевич Березовский был похоронен в "номерной могиле" (№ Т-23) на кладбище поселка Абезь Интинского района КомиАССР.

В 1989 году Е.П. Березовский был полностью оправдан и признан незаконно осужденным.

Карьера Е.П. Березовского, русского офицера и сибирского казака, является типичным примером судьбы в истории. Вопрос о влиянии личности на исторические процессы является фундаментальным. Мнения по этому вопросу различны, от признания личности основным фактором социальных процессов до взгляда на нее как на существо, движимое общими законами бытия. Однако каждый индивидуум является продуктом своего времени и окружения. Биографии помогают нам понять прошедшие времена и увидеть общие черты за деталями.

Судьба Е.П. Березовского, русского офицера и сибирского казака, представляет интерес в контексте социальной революции в России. Он был одним из ведущих административных, хозяйственных и политических деятелей Сибирского казачьего войска во время революции и Гражданской войны. Он также играл важную роль в белоказачьем движении Азиатской России и дальневосточной эмиграции.

Ефим Прокопьевич родился 26 декабря 1869 года в семье станичного атамана П.И. Березовского. Он получил образование в Омске и Санкт-Петербурге, окончив кадетский корпус и Константиновское военное училище. После окончания обучения он был призван на службу в 3-й Сибирский казачий полк.

Во время Китайской войны в 1900 году Е.П. Березовский командовал сотней в 6-м Сибирском казачьем полку. После войны он вернулся в 3-й полк и был повышен в звании до подъесаула в 1903 году.
С началом русско-японской войны 1904 – 1905 гг. Ефим Прокопьевич снова стал членом 6-го Сибирского казачьего полка и совершил поход в Северную Корею, где принял участие во всей военной кампании. После войны он вернулся в 3-й полк.

В 1908 году Березовский перешел на службу в штаб, занимая должность помощника старшего адъютанта в казачьем отделении штаба Омского военного округа. 5 октября 1909 года он был повышен в звании есаула по высочайшему производству.

В 1910 году Березовский был избран советником Войскового хозяйственного правления Сибирского казачьего войска и возглавил арендное отделение. Он разработал новые правила аренды войсковых запасных земель и получил звание войскового старшины в 1913 году.

С началом Первой мировой войны в конце июля 1914 года, Березовский оставался советником Войскового хозяйственного правления и был выбран секретарем Войскового центрального комитета помощи семьям призванных на войну в Сибирском казачьем войске. Однако вскоре он был временно назначен атаманом 1-го военного отдела, управление которым находилось в г. Кокчетаве, с 16 августа 1914 года.

В августе 1916 года Березовскому было приказано стать помощником командира 3-го Сибирского казачьего полка. В это время произошли волнения среди казахов, которые начали переселяться со своих традиционных мест обитания. Березовский был назначен на подавление саботажа и бунтов и командовал специальным отрядом. После успешного выполнения задачи он возвращал казахов на их прежние места.

Только в ноябре 1916 года Березовский сдал должность атамана отдела и занял должность помощника командира 3-го Сибирского казачьего полка. В этой должности он руководил дивизионом из 5-й и 6-й сотен, дислоцированным в Омске и Новониколаевске.

Во время Китайской, Японской и Великой войн Березовский не участвовал в реальных боях и не получил боевых наград. За свою преданную службу Царю и Отечеству он был награжден орденами Святой Анны и Святого Станислава, а также четырьмя медалями.
После Февральской революции, Е.П. Березовский стал сторонником либеральных реформ и вступил в «Партию Народной Свободы» (кадетов). В марте и летом 1917 года он стал членом Омского коалиционного комитета. Был избран членом Войсковой управы на 1-м войсковом съезде депутатов Сибирского казачьего войска в Омске (25 апреля 1917 года). Как представитель сибирского казачества, Ефим Прокопьевич принимал участие во Всероссийском Учредительном съезде Союза казачьих войск в Петрограде в июне 1917 года. Он также посетил Томск на Сибирском областном съезде в октябре 1917 года, однако относился к этой инициативе скептически, считая ее преждевременной.

В конце 1917 года - начале 1918 года по поручению своего Войскового правительства Березовский посетил Южный Урал и Юго-Восток Европейской России. Основной целью этой командировки было установление связей с войсковыми самоуправлениями казачества, особенно с Юго-Восточным Союзом казачьих войск. В декабре 1917 года он встретился с генералом Л.Г. Корниловым в Новочеркасске, который командовал Добровольческой армией, и возможно, был одним из тех, кто приглашал Корнилова в Сибирь. По возвращении в Омск Березовский был арестован в январе 1918 года Совказдепом и отправлен в Томскую губернскую тюрьму вместе с войсковым атаманом генерал-майором П.С. Копейкиным. Однако, в марте 1918 года его освободили, и он вернулся в Омск, чтобы представить доклад 3-ему войсковому кругу и передать свои полномочия члена Войсковой управы. В апреле 1918 года, получив рекомендательное письмо от Л.Г. Корнилова, Березовский ввел его тайного посланца генерала В.Е. Флуга в политический круг деятелей Омского военно-промышленного комитета, что позволило Флугу организовать финансирование белого военного движения в Омске. Затем, вероятно, Ефим Прокопьевич отправился на родину в станицу Антоньевскую. Вернулся в Омск поздно после антисоветского переворота, вступив в должность члена Временного Войскового правительства только 30 июня 1918 года.

Во время Гражданской войны Е.П. Березовский был одним из самых активных белоказаков-монархистов Сибирского казачьего войска. 17 июля 1918 года (по новому стилю) он был выбран председателем Войскового правительства и заместителем войскового атамана на 4-м войсковом круге в Омске. 19 сентября 1918 года Березовский был повышен в звании до полковника за отличия в служении Временному Сибирскому правительству и Сибирской армии.
С 1918 по 1920 годы Ефим Прокопьевич выполнял обязанности войскового атамана в течение нескольких месяцев. В это время генерал-майор П.П. Иванов-Ринов занимал должности управляющего военным министерством временного Сибирского правительства и командующего Сибирской армией, но Березовский временно исполнял обязанности войскового атамана в связи с отсутствием Иванова-Ринова. В это время Березовский представлял войско на Государственных совещаниях в Челябинске и Уфе и играл роль идейного лидера казачьей фракции. Он также поддерживал установление военной диктатуры и поддерживал адмирала Колчака. Березовский активно участвовал в политической и общественной жизни, занимая различные должности и принимая участие в конференциях.
Березовский был худощавым брюнетом среднего роста, хорошо сложенным, с голубыми глазами на рябоватом лице. Он носил маленькие усы и короткую стрижку «бобриком». Его личные качества позволяли ему иметь влияние в широких кругах сибирского казачества. Примером его авторитета и принципиальности служат омские события в октябре 1917 года. Совет казачьих депутатов арестовал большинство членов Войскового правительства, но он оставил Березовского на свободе и предложил ему возглавить коалиционное правительство. Однако Березовский отказался, полагая, что насильственное посягательство на органы самоуправления недопустимо.

Другой пример также является показательным. В конце 1918 года Березовский, временно исполняющий должность войскового атамана, отказался принимать поздравления с Рождеством и Новым годом, предлагая вместо этого произвести подписку на рождественские подарки для казаков, находившихся на фронте. Он сам первым внес сумму в 100 рублей, что было значительной суммой для тех времен.

После отступления из Омска вместе с чинами Войскового правительства, Березовский отправился на Восток и прибыл в город Читу. Он получил отпуск по болезни в августе 1920 года и воспользовался им, чтобы вывести свою семью из Читы в Харбин. Пересекнув русско-китайскую границу, он оказался в Маньчжурии, где остался как эмигрант из-за падения белого Забайкалья. Генерал-майор П.И. Блохин, временно исполняющий должность войскового атамана, призвал Березовского во Владивосток, но тот решил остаться с семьей на КВЖД, считая Гражданскую войну проигранной. Он просил Блохина включить его в запас армии и передать должность в Войсковом правительстве другому лицу.
Е.П. Березовский проживал в китайских городах Фудизяне и Харбине. Он работал на мельницах Урало-Сибирской компании, где занимался приемкой зерна (Фудизян, 1920–1925) и на Сунгарийских мельницах (Харбин), где начинал как продавец муки и приемщик зерна (1925–1928), а затем стал счетоводом-конторщиком (1928–1934). С 1 октября 1934 года он оказался безработным и содержал семерых детей (Анна, Павел, Надежда, Юрий, Николай от первого брака, а также Татьяна и Ирина от второго). Ефим Прокопьевич описывал свое материальное положение как «бедного казака». С 1934 года и в течение десяти лет он работал фрилансером для ряда русских эмигрантских издательств, заказывая и продавая их журналы, газеты и книги из разных городов мира и получая небольшое вознаграждение за свою работу.

Е.П. Березовский играл активную роль в белой эмиграции в Харбине и Маньчжурии, чему свидетельствуют его общественные должности и членство во множестве организаций. Он был председателем Восточного казачьего союза (1923–1933), затем стал членом его совета (1933–1935) и главой Войскового представительства Сибирского казачьего войска в Зарубежье (1924–1945). Он также был редактором газеты и альманаха «Сибирский казак», ктитором храма в харбинском «Доме милосердия» (1941–1945) и членом различных организаций, включая «Братство Русской Правды», Союз казаков на Дальнем Востоке и Русское национальное объединение. Березовский также был членом Харбинского комитета помощи русским беженцам, землячества «Сибирская казачья станица» в Харбине и Общества взаимопомощи бывших кадет 1-го Сибирского императора Александра I кадетского корпуса.

Он был одним из первых, кто присоединился к инициаторам объединения эмигрантов-казаков в Китае, и в 1923 году стал организатором Восточного казачьего союза вместе с полковником Г.В. Енборисовым и генералом В.Д. Косьминым. Березовский считал, что основная цель союза - защита православной веры, поддержка патриотического казачьего духа и помощь русскому народу в борьбе с коммунистическим режимом, если такая борьба возобновится. Он верил, что эмиграция должна объединиться под руководством одного сильного лидера - великого князя Николая Николаевича. Березовский уверял, что великий князь будет честно выполнять свои обязанности и после свержения советской власти не ограничит свободу народа при решении вопроса о будущем России.
В отличие от казаков-самостийников, Е.П. Березовский выступал за идею единой и неделимой России. Он считал, что лозунгом белоказаков должен быть "За Родину" в первую очередь, а затем "За казачество". Он отвергал коллаборационизм и запрещал своим детям работать в японских учреждениях и фирмах, несмотря на свои материальные нужды. В БРЭМ он описывал себя как казака-государственника, монархиста, противника социализма и коммунизма. Он был арестован и передан в советскую тюрьму после разгрома Японии и прихода Советской Армии в Маньчжурию.
Ефима Прокопьевича дважды допрашивали сотрудники Управления контрразведки "СМЕРШ" Приморского военного округа. Первый допрос провел майор П.Д. Петрухин 23 октября, а второй – старший лейтенант Кузнецов 29 ноября 1945 года. Во время этих допросов Березовский не избегал ответов, не отрицал своего враждебного отношения к коммунистам. На прямой вопрос о том, остался ли он противником советской власти в настоящее время, он ответил утвердительно. Он по-прежнему считает монархию более совершенной системой правления и не разделяет коммунистическую идеологию.

На основании этих допросов генерал-лейтенантом Д. Мельниковым, начальником Управления контрразведки "СМЕРШ" Приморского военного округа, была подготовлена справка. В этой справке Березовскому было вменено в вину, что он был арестован советской властью в 1918 году, служил в Сибирском казачьем войске, исполнял обязанности войскового атамана Сибирского казачьего войска в 1918-1920 гг., был членом Государственного экономического совещания при Колчаке, бежал заграницу, активно участвовал в организации Союза казаков, продвигал антисоветскую литературу и участвовал в издании контрреволюционных журналов.

В справке делался вывод о том, что Березовского следует направить в лагерь НКВД СССР. Из Гродекова его перевезли в город Тавда на востоке Свердловской области, в 6-е отделение Востурлага (Восточно-Уральский лагерь). Позднее, по инициативе Отдела контрразведки Уральского военного округа, было возбуждено уголовное дело в отношении Березовского. 9 сентября 1946 года его "арестовали" и отправили из Тавды в Свердловск, в тюрьму № 1 Управления МВД по Свердловской области.
10 октября 1946 года Березовскому было предъявлено обвинение по нескольким статьям Уголовного кодекса РСФСР в свердловской тюрьме. При медицинском освидетельствовании 16 октября 1946 года у него были обнаружены различные заболевания и общая слабость. Медики посчитали его способным к легкому физическому труду.

Ожидая приговора, Березовского перевели на содержание за Особым совещанием и в ноябре его отправили в тюрьму № 2 Управления МВД по Свердловской области в городе Нижней Тура на западе Свердловской области.

4 декабря 1946 года Особое совещание, проведенное в Москве при Министерстве государственной безопасности СССР, приняло решение заключить 76-летнего Е.П. Березовского на десять лет в исправительно-трудовой лагерь за его участие в антисоветской эмигрантской организации и агитацию против Советского Союза. Срок считался с 24 августа 1945 года.

После приговора Березовского направили в Усольлаг МВД, который находится в городе Усолье Пермской области. Заключенные в этом лагере работали на шахтах.

Последние три года своей жизни Березовский провел в особом лагере Минлага, куда был доставлен 15 октября 1949 года из Усольлага. Минлаг был минеральным лагерем МВД в Коми АССР и достиг наибольшего развития в 1951 году, когда в нем находилось около 28 тысяч заключенных, большинство из которых было осуждено по политическим статьям.

Особый лагерь Минлага, расположенный в поселке Абезь, был известен как "лагерь инвалидов", так как в него перевозили заключенных-инвалидов и неизлечимо больных со всей страны. Учитывая суровый климат региона, особенно приполярную зону, в которой находится поселок Абезь, с длительными зимними ночами, сильными морозами и пургами, условия содержания в лагере были крайне тяжелыми. В связи с недостатком топлива, воды, теплой одежды, непосильным трудом, голодом, плохой гигиеной и переполненными бараками, смертность в лагере была очень высокой. Березовский и другие заключенные называли этот лагерь "крематорием", так как только немногие выживали и возвращались оттуда.
В итоге произошло предсказуемое событие. 6 февраля 1953 года Ефим Прокопьевич Березовский скончался в возрасте 83 лет, всего за месяц до смерти И.В. Джугашвили (Сталина), от осложнений вызванных сердечными проблемами. Его похоронили в кладбище поселка Абезь Интинского района КомиАССР, вместе с другими заключенными, в могиле с номером Т-23.

В мае 1989 года Е.П. Березовский был официально реабилитирован, признанный невиновным по незаконному обвинению.

Таким образом, перед нами типичный пример судьбы русского офицера и казака.

Е.П. Березовский имел высокое образование, в том числе военное, и успешно продвигался по иерархии службы. Он являлся ярким представителем провинциальной военно-административной элиты и, если бы не Гражданская война, несомненно, достиг бы генеральского звания.

В качестве опытного руководителя с обширными знаниями, Ефим Прокопьевич выступал против радикального переворота в России, считая, что постепенные умеренные реформы при сохранении монархии являются более подходящими и продуктивными. Как истинный патриот России, Березовский всегда рассматривал политические проблемы с точки зрения интересов своей родины и русского народа. Он выразил свои убеждения в сентябре 1918 года на Государственном совещании в Уфе, сказав: "Прежде всего - Россия. Прежде всего - государственность. Только в независимой России, с мощным государственным устройством, народ может наладить счастливую жизнь для себя".

Е.П. Березовский имел прочные принципы, независимые взгляды и не боялся защищать свою точку зрения перед сильными мира сего. Весной 1919 года, при обсуждении проекта "Грамоты Российского правительства казачьим войскам", он смело спорил с большинством участников и даже адмиралом А.В. Колчаком, настаивая на удалении из проекта пункта о неприкосновенности казачьих земель, так как он считал, что такое положение может ущемить интересы общества и государства.

Эфим Прокопьевич Березовский, как профессионал с большим опытом и четким мышлением, мог бы принести большую пользу своей стране. Однако он провел почти пятнадцать лет своего творческого возрождения, занимаясь в эмиграции работой на мельнице, продажей муки и бухгалтерией. В отличие от многих других белых эмигрантов, ему удалось относительно успешно устроиться.

Существуют еще более удивительные примеры, которые показывают, какой интеллектуальный и духовный потенциал потеряла Россия из-за победы большевиков. Например, выпускник высших учебных заведений В.К. Абданк-Коссовский (1885-1962), после прохождения службы в армии и достижения ранга полковника, вынужден был уехать из страны вместе с генералом бароном П.Н. Врангелем. В эмиграции Абданк-Коссовский работал на рудниках и водителем такси в Париже, несмотря на великолепное знание 14 иностранных языков. Он известен своей научной и публицистической работой, которую выполнял в свободное от основной работы время и которая была опубликована в белоэмигрантских изданиях.
Русская диаспора в Париже имела удачу, так как она не оказалась под влиянием Советского Союза, в отличие от Харбина, и избежала массовых репрессий. В то время как тысячи русских жителей Харбина, включая Ефима Прокопьевича Березовского, понесли наказание за свою прошлую деятельность, связанную с противостоянием советским властям и сохранением своей непохожей на официальную точку зрения на жизнь.


Рецензии