Отыскать себя на земле

ОТЫСКАТЬ СЕБЯ НА ЗЕМЛЕ…
                Вьюжится от холода ночь,
                Затерялся месяц во мгле.
                И никто не сможет помочь
                Отыскать себя на земле.

                Аркадий Северный


     Когда я трудился на севере, то из тех суровых краёв всегда думалось о своей малой родине, о
деревне, в которой я родился и вырос. И вот северная житейская эпопея позади. Я снова в своём
древнем селении. Приходится с горечью констатировать, что я в том селении, которое тихо и неприметно умирает. Она умирает необратимо и своими строениями и людьми. И, глядя на омертвелость и ветхость этого исторического процесса, возникает вопрос: это явление вполне себе закономерное?  Или исключительно искусственное и в перспективе подлежащее корректировке и исправлению? То есть кто виноват: сама история в изменении нашего существования (экзистенциализма*) или мы, люди, со своим человеческим фактором, живущие в этом пространстве и времени здесь и сейчас? Скорей всего, что ответ на это явление кроется во второй части вопроса. Он неоднозначен и противоречив. Я иногда сам себя спрашиваю: почему бы самому тогда не остаться в деревне, да и не жить бы поживать, никуда не уезжая? Ведь известно: где родился там и пригодился. Но именно наше поколение 60-70 годов рождения стало массово разъезжаться по городам и весям Советского Союза. И, конечно же, не только из чувства обретения легкой городской жизни, но и из-за наших неспокойных характеров, жаждущих испытать самих себя на стройках века, где бурлила и кипела жизнь. Трудовая романтика увлекала и звала в путь-дорогу. Помните? «Манит и зовёт, манит и зовё-ёт…» гр. «Воскресенье». Или: «В севера, в севера от насиженных мест, \ Нас суровые манят ветра…» В. Высоцкий.
     Какой-то десяток лет и жизнь в деревне замерла, а потом и вовсе стала, как вечерняя заря, меркнуть и угасать.  То есть на тот момент жизненные (экзистенциальные) обстоятельства стали складываться так, что деревня оказалась в плане проживания не привлекательной. Здесь и духовная и материальная составляющие сыграли свою отрицательную роль. Особенно, конечно же, материальная. Народ увидел, что жизнь в городе
и легче и комфортнее. И это на самом деле так и было. Остановить процесс урбанизации было невозможно.  Тысяч деревень и сёл уже нет на карте нашей России.
И что характерно: нет, не только самих сёл и деревень, но нет и народа. Демографическая ситуация катастрофическая. Только за 2021 год убыль населения страны составила 1 млн. 40 тыс. человек. И эта ужасающая тенденция убыли населения так и сохраняется. Вот к чему мы пришли, бросив на произвол судьбы наши деревни и сёла? И, по большому счёту, мы так пока всего свершившегося с нами и с нашей сельскою жизнью – не осознаём. Но настанет момент и, вознёсшуюся над нами катастрофу ощутим и увидим, как на блюдечке. Нам станет страшно от того, что мы сделали и сотворили. Многого чего мы недосчитаемся. И на фоне фактически свершившегося негатива, напрашивается сам собой вопрос: через чего и как нам прийти к осмыслению и осознанию всёй пагубности такого иждивенческого и пессимистичного отношения и к самим себе, к Природе и к нашему неясному, совершенно не просматривающемуся будущему, которое, несомненно, наступит. Не окажемся ли мы у разбитого корыта? Не пора ли буквально каждому здесь и сейчас включаться и встраиваться в парадигму по созданию и строительству нового общества на исключительно  близких и родных нам культурно-исторических принципах и основах, соответствующих нашим традициям и быту. Наверное, пора.
     Однозначно, что многие из нас живут одним днём. Сознание старших поколений охвачено
мыслью, сидящей с Советских времён в подсознании, что всё равно кто-то найдется и станет всё в нашей стране упорядочивать, восстанавливать и преображать. Одним словом, этот  «кто-то» будет наводить порядок. Среднее поколение, можно сказать, вообще ничего не думает. Живёт себе и живёт! Или выживает. И им действительно некогда думать о мнимом будущем, когда надо просто как-то удержаться на ногах. То есть, в обществе нет, не только единения, как такового, но и нет самого понимания, как нам дальше действовать и сосуществовать. Мы потеряли это понимание, это мироощущение и мировосприятие. И нам во что бы то ни стало их надо обрести. Каким образом? С чего начать? Вот давайте и начнём с борьбы за наши деревни и сёла – за их существование. Будем бороться за выживание наших сёл и деревень, значит, будем отстаивать интересы нашей Родины в целом.
     Мне думается, что демократы (либералы) 90-х не случайно начали свои «реформы» с
уничтожения сельского хозяйства. Они прекрасно понимали, что не будет колхозов и совхозов –
не будет и сельских поселений. В адрес  тех «реформаторов» эти факты звучат и резко и зло, но ничего не попишешь – такова Правда жизни. Давайте отбросим иллюзии и наивность – откроем пошире глаза и признаем, что со стороны доморощенных преобразователей это было, будем говорить, неосознанное вредительство и саботаж. Всё равно это со временем именно так и будет охарактеризовано. И смотрите: пятая колонна этим самым убила двух зайцев. Целились в деревню, а попали  в Россию. Ведь это неоспоримый факт.
     Депутат ГД, бывший губернатор Иркутской области Сергей Георгиевич Левченко на телеканале «Грань» озвучил цифру убыли населения с 90-х годов по настоящее время. Эта цифра в 31 млн. и устрашающая и шокирующая. И всё равно она мало кого пугает, и кто над ней глубоко задумывается. Но придёт время и мы (народ) ахнем от той демографической катастрофы, в которой сейчас пребываем.
     А что наши деревни и сёла?  Они так и продолжают тихо и безвозвратно исчезать. А ведь именно в сельской местности сохранялись  традиции, быт, диалект, фольклор, национальные ремесла. А, значит, и наша русскость. И это в нас самое ценное, то, что мы должны хранить как зеницу ока. Потеряем русскость – потеряем самих себя. Наша идентичность живёт и зиждется именно в деревенском жителе. Именно он был охранителем нашей самобытности и культуры. Вот как о проблеме русскости высказывается философ Фёдор Гиренок.
     «…Мы никогда не будем жить, как в остальном мире, по географическим причинам. Равно как и то, что у нас крестьянское земледелие носит особенный характер. Еще 60 лет назад мы были крестьянской страной, половина населения которой не жила в городе. Что такое город? Это место где народ забывает свои традиции. Ландшафт определяет характер крестьянина. А, значит, он определяет и русский характер, и особенности русской цивилизации. Город определяет характер горожанина. У горожанина нерусский характер. У него дисциплина без энтузиазма и энтузиазм без дисциплины. У русских, по выражению Н.Я. Данилевского, заметен дисциплинированный энтузиазм».
     Исходя из вышеописанной логики, рассматривая нашу современность, её деловые качества, то непременно увидим исключительно чиновничий энтузиазм, который можно назвать энтузиазмом от фонаря. Чиновники, что захотят, то и делают. Они строят ледовые дворцы, миллиарды вкладывают в переустройство зон отдыха и парков, в туризм, в экотуризм, в строительство лыжных трасс, и ещё во много чего, что вызывает удивление на фоне длящейся почти два года СВО. Где в самом её начале воины нуждались в беспилотниках, танках, бронежилетах, обмундировании и т.д. Вспомним и то, что тысячи оставшихся сёл и деревень, так и остаются не газифицированы. С\Х многих регионов лежит под спудом полного забытья и колышущегося на ветру высокого густого чертополоха. И если где-то и проявляется народный энтузиазм, то зачастую он уходит, как вода в песок, по причине отсутствия финансовых средств. К примеру, захотели селяне отремонтировать в своём населённом пункте дорогу – иди, добивайся грантов или участвуй в программе «Вам решать» и прочих сомнительных социальных инициативах. Но прямого финансирования от местных администраций не дождётесь. Нет средств. Русский народ с тех же 90-х поставили на колени и унижают. Его превратили в слёзников, вымаливателей и попрошаек. Повторяюсь, чтоб решить в деревне мало-мальскую проблему надо идти к чиновнику и выпрашивать для решения практического вопроса  денежные средства или материал. И теперь мы наглядно убедились в том, что создание муниципальных округов вылилось в чиновничий саботаж и похороны местного самоуправления. Чиновничий саботаж ярко проявляется в том, что надо в тех же деревнях, сёлах, районных центрах, моногородах решать насущные проблемы, а действий по решению этих проблем нет или они показушные и мизерные. В Советском Союзе руководители районных центров, председатели колхозов и совхозов занимались решением именно (прошу прощения за тавтологию) насущных дел и проблем. Они прокладывали в населённых пунктах водопроводы, строили для колхозников жильё, облагораживали полевые станы, закупали сельскохозяйственную технику, строили и асфальтировали дороги и т.д. И, заметьте, это делали сами колхозы и у них  самих на всё это имелись средства?! И к чему мы пришли сейчас?! Это ведь просто смех! Идите, люди, участвуйте в программе «Вам решать»! Соревнуйтесь, бейтесь, а мы посмотрим, кто из вас победит! Это ли не глупость? Это ли не чиновничий шабаш и уродство?
     В этой социально-политической системе, в которой мы пребываем, мы никогда не найдём самих себя. Нам русскому и другим коренным народам России  нет места в своей стране. Мы в своей родной стране как бы чужие. И в этом мы лишний раз убеждаемся, глядя на объективную реальность и на нашу обескураживающую действительность.

Экзистенциализм* - (Существование). Иррационалистическое направление в философии и литературе. Считает, что предметом философии является человеческое существование, человек, который рассматривается лишь как духовное начало.

СЕРЕГЕЙ АНКУДИНОВ
    


Рецензии