Добрый Дух Александр Ширвиндт

Ощущение, что Он был всегда.

На черно-белых, скверных, зернистых пленках шестидесятых годов - ехидный юнец, безупречные манеры и мощная актерская школа, капустничающий в окружении Мэтров, похохатывающих, с характерным прищуром оценивающих, и - постепенно ПРИВЫКШИХ к нему, и - не ущучивших, что аналогов-то Ему - нет.

Он - такой - был и есть - один.

Черт знает как, Он умудрялся в этом серпенто-арахно-бацилло-виварии быть сверхнадежным, архимудрым, гипервсезнающим, одетым в сияющую броню иронии, иногда шутовства, но всегда - достоинства.

У микроскопических и масеньких культуртрегеров и кино-плюс-театр-махеров вызывал инстинктивный ужас - вроде бы ходит-бродит большая и как бы безобидная глыба, но на всякий случай - надо бы to keep a distance, как говорят аглицкие аристократы и их батлеры, тьюторы, грумы...

И - каково было Ему пережить друзей всей жизни - авторов огромного куска истории искусства - воплощенный восторг, блеск, фейерверк - Михаила Державина, Андрея Миронова, Марка Захарова, Григория Горина, кошмар, всех и не назовешь - пережитых.

Похороненных.

Припомнилось - несколько Его собственных опусов - см.:

На собрании "Академии Дураков" в Питере:

- Мы с Мишкой Державиным протестуем. Нас выбрали членами-корреспондентами. Видимо, поделили одного действительного члена на двоих. Это возмутительно. (Зал, разумеется, лежит.) И вообще, на одном иностранном языке член-корреспондент - это "поц-шрайбер". Заявляю, что мы, как два "поцА-шрайбера", гневно... (  и т.д.)

В Приюте Комедиантов, после рассказа Льва Дурова о том, как он в детском театре играл разные овощи, как то - репка, кабачок:

- Мне не пришлось играть указанные тобой овощи - всякие огурцы и морковки, у меня немножко другой психофизиологический тип... Мне надо было бы играть.... патиссон, например... ( Швыдкой, ведущий программу, помирает со смеху, и кричит - Александр Анатольевич Патиссон!).

На юбилее Кинопанорамы - ох, и публикум - от Бурляева до Гафта плюс театральные всех мастей, плюс, плюс, плюс... :

- Вот тут прошел крупный кинофестиваль... в Атлантиде... под девизом - КИНО - ЗРИТЕЛЯМ, ФИЛЬМ - ЛЮДЯМ... (все синхронно ржут, невзирая на различия...)

 
Бог подарил - кроме всей жизни с Его лицом на экране и на сцене - случай, неимоверную удачу.

В 2007-м Александр Гордон позвал за "Закрытый показ" - смотреть фильм "Простые вещи". Н-да-с, ну и группа товарищей собралась... Кроме киногруппы, где, к слову были Попогребский, Пускепалис, сам Леонид Броневой - в студии - Виктория Токарева, Познер (х.з. - зачем?) и Александр Ширвиндт. Я, увидев их всех en masse, прикипел к стулу в полупараличе - ну-ну, и что я здесь делаю&... И вдруг - ААШ замечает меня, и, ядовито улыбаясь, идет! Ко мне!

- Здрастте, здрассте, позволь пару слов!
-(я, хрипя) Ага, то есь, конечно!
- А у меня дома живет твой поклонник!
- ( тут я поплыл от сюра ситуации. У него дома МОЙ ПОКЛОННИК?! Потом сообразил - в эти годы Своя Игра гремела - в некоторых отдельно взятых кругах...) и спрашиваю - Александр Анатольевич, а кто это? Что за поклонник?
- Моя жена. (и хихикает при этом) Она постоянно дико удивляется, как можно столько всякой херни держать в голове, и главное, вспоминать к месту и вовремя! (и все это под змеиным взглядом Познера, и под недоумение не понимающей, в чем прикол, Виктории Токаревой)...

Я, разумеется, позвал Его с семейством на Игру, сказал, что самое интересное происходит за кулисами, он приглашение принял, но - увы. Не сложилось.

Потом за несколько лет было еще несколько взаимных поклонов (мои были значительно ниже, а Его - как всегда, эффектны и безупречны).

И еще одна мааааленькая деталь Он творил добро. Много. Тихо. Без ПИАР-составляющей. Ученикам, коллегам, друзьям. Искренне удивлялся, как можно быть таким пошляком, или дамой настолько низкой социальной ответственности.

А ведь мог бы - с его головой - нанести любому недругу кошмарный разящий удар... Что за фигня - чьи-то эпиграммы или просто болтовня... Враги явно понимали, что наживут не просто смерть репутации и всеобщий смех, но еще и вьевшуюся в их шкуру - Его нетленку... уровня "Полу-милорд, полу-невежда".."

В общем так. Если у Вас, ААШ, будет время (хихихи) и, главное, желание, примите поклонника - чуть позже, разумеется.

Нам, поклонникам, даже ТАМ - нужны  положительные эмоции.

Будь Благословенна Память,
   


Рецензии
Хорошо. Вовремя, пока жива, не притупилась боль.
Кроме того, что это великий артист и режиссер, он был прекрасный писатель.
Почему - был? Писатели остаются навсегда. Слог, стиль, искрометный юмор с
горчинкой печали... Как у Вознесенского: "И в смехе грусть, как в вишне косточка".
Был у профессора на приеме, там все стены увешаны грамотами: "Поцеловал его в грамоты и ушёл". Больше никто так не скажет.
Неважно - иудей ли, православный - земля пухом обожаемому миллионами
Великому Человеку!
Царствие небесное!

Рина Приживойт   19.03.2024 11:08     Заявить о нарушении
Сегодня накопал:

1. Ширвиндт: Анкета у меня лежит, надо было захватить… “ Белоусова Наталья Николаевна – ведущий архитектор, член союза архитекторов”. Потом, значит: “ Александр Анатольевич Ширвиндт – муж члена"... У меня много званий, я лауреат всех театральных премий. Всех! Но высшая моя награда, что я “муж члена”!»

2. Ярмольник: Я хочу выпить за Александра Анатольевича, который помнит ещё те Новые года, которые встречали без ёлок! Ещё до Петра Первого.

Ширвиндт: Да, мы сидели на пальмах…

Александр Эдигер   19.03.2024 09:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.