Наследие бабушки. История любви, мудрости и силы

   Грусть и радость часто ходят по одной тропе и никогда не говорят друг без друга. Это как прошлое и настоящее, сплетающиеся в воспоминаниях о будущем, для того чтобы мы помнили о том, кто мы есть. Для меня это мысли о моей бабушке, память о уже минувшем – лежащем грустной тенью на моей душе и одновременно воспоминания о светлом, теплом и родном, ставшем уже неделимой частью меня. Часто вижу во сне уютный двор моей бабушки, зелёный от разнотравья и цветущих грушевые деревьев, где с видом важных особ, озабоченных своими делами, расхаживают пёстрые куры. Кошка лежит на пороге дома, лениво впитывая горячее весеннее солнце, а мир пронизан спокойствием, уютом и вкусными ароматами бабушкиной снеди. Я, наверное, даже улыбаюсь во сне в такие моменты.

   Тяжёлые годы войны выпали на долю моей бабушки – проводив на фронт деда, она трудилась на благо страны. Тогда ещё огромного и несокрушимого Советского Союза, как и огромное количество других народов. Ждать любимого человека с войны – это ещё больший труд, да и выстраивание послевоенной жизни тоже было сродни человеческому подвигу. Оттого и считаю, что то поколение – люди из стали. Но при этом она оставалась женщиной, мамой и бабушкой. Она была Бабушкой с большой буквы и огромным сердцем, в котором хватало места и любви для каждого члена моей большой семьи. Бабушка и дедушка вообще стали для меня жизненным примером. Их отношения были настолько тёплыми, что согревали всех вокруг. Деда на пару недель пережил бабулю, слишком много она для него значила. А существует ли сейчас на земле любовь, которая их соединяла? Постоянно с нежной грустью вспоминаю наши семейные праздники, особенно главный праздник нашей страны – 9 мая. Дедушка был одним из нескольких человек, вернувшихся с той войны живым на весь наш район, и местный глава лично приезжал поздравить каждого фронтовика. В доме в тот день всё приобретало торжественный оттенок, и бабуля с дедулей казались в этот день молодели. Хоть это и был праздник со слезами на глазах, но было видно счастье в их глазах, потому что они рука об руку прошли этот нелёгкий путь. Мне кажется, именно от них я получил особое чувство ко Дню Победы. Я горжусь ими обоими, я потомок достойных людей.

   Помню, как летними вечерами мы сидели за столом на веранде, пили сладкий чай с грушевым вареньем. На коленях бабули всегда лежала кошка, прядя ушами, как бы внимательно прислушиваясь к историям, которые она рассказывала. Солнце ныряло за вершину горы, а я проваливался в чудесные истории бабушки, в которых всегда было что-то сказочное и поучительное. И тогда мне казалось, что в моей жизни всегда всё будет так интересно и уютно, а бабушка вечно будет рядом – поддерживать, подсказывать и вкусно угощать. А ещё помню руки бабушки – натруженные, но тёплые и нежные, согревающие и ласковые, заряжающие любовью, мудростью и духовными силами. Мудрость – вот то, что было стержнем моей бабули. Оттого и счастливо жили с дедом, оттого и счастливо живут мои родители. Бабуля щедро делилась со всеми своим опытом и мудростью, без нравоучений и нажима. Она отдавала и мне часть великих знаний, которые получила, прожив долгую и не всегда простую жизнь. Но прожила она её с гордо поднятой головой. И когда жизнь прижимает меня к стене и кажется, что обстоятельства выше меня, я вспоминаю её жизненные уроки и истории. И всегда, абсолютно всегда, нахожу в себе силы идти дальше. Потому что мои предки научили меня вставать каждый раз, когда падаешь, и сохранять в себе этот момент как опыт, как урок того, как лучше избегать ошибок или неправильных поступков. Но главное – двигаться вперёд. Ведь жизнь сегодня и сейчас – это часть вклада в то, что останется после меня: стихами, прозой или просто хорошими воспоминаниями в чьей-то душе, как моя бабушка осталась светлой звездой даже после её ухода, озаряющей мой жизненный путь.


Рецензии
В Баку, где я жила училась, моей первой подругой была даргинка Джаннет Амирханова, дочь Президента АН Даг-на, Хабиба Амирханова, которого давно нет, его именем названа улица в Махачкале. А я, наверно, ровесница ВАШЕЙ БАБУШКИ-СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ЕЙ! Мне уже 91 год... Но, мои предки с Владикавказа-долгожители...
Желаю и Вам-красивому молодому писателю-долгих лет жизни! Храните традиции Кавказа!
Иншалла...

Эмма Гусева   03.04.2024 13:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.