Владимир Барсов. Золото для Гитлера
(Статья Владимира Барсова из журнала "Тайны двадцатого века" (номер тридцать два, август две тысячи двадцать первого года, двадцатая страница)).
Страны, оккупированные войсками Третьего рейха в ходе Второй мировой войны, по приказу фюрера превратились в источники поставок золота в берлинские хранилища. Расследования экспертов, проведённые в последние годы, позволяют хотя бы частично проследить, куда утекал беззастенчиво награбленный драгоценный металл.
Согласно официальным данным, первый крупный золотой транш гитлеровцы получили сразу после аннексии Чехословакии в тысяча девятьсот тридцать восьмом году. Они вывезли весь золотой запас страны (двадцать четыре тонны). Эсэсовцы, проводившие откровенный грабёж, удостоились похвал фюрера и были награждены Железными крестами. Поощрялись и дальнейшие акции по опустошению банковских хранилищ захваченных немцами стран. Самая крупная добыча досталась фашистам в Бельгии (двести тонн золота) и Нидерландах (сто восемьдесят тонн). Из Венгрии было вывезено двадцать восемь тонн, из Австрии - сто тридцать и из Норвегии - сто двадцать пять. После того как фашисты оккупировали Францию, правительство Виши отгрузило рейху бельгийский золотой запас (сто двадцать тонн), хранившийся в Париже. Кроме этого, в кладовые Рейхсбанка поступило сто тридцать тонн золота, награбленного у частных, физических и юридических лиц по всей Европе. Сто двадцать тонн золота передал немцам на ответственное хранение итальянский диктатор и союзник Гитлера Бенито Муссолини. Сто тонн поступило из Хорватии.
Мощными реками стекалось в Берлин золото из крупных концлагерей. Один только Освенцим принёс рейху десять тонн драгоценного металла. Из Майданека поступило в Берлин пять тонн. Перед уничтожением у заключённых изымались драгоценности, а также золотые коронки, зубные протезы и мосты. Всё это переплавлялось в слитки и оперативно отправлялось в Берлин.
В самой Германии у евреев, живших в стране, было изъято пятнадцать тонн золота. Из оккупированых районов СССР гитлеровцы в течение тысяча девятьсот сорок первого - тысяча девятьсот сорок второго годов отправили три вагона с драгоценным металлом. Спустя семьдесят пять лет после крушения и капитуляции Третьего рейха совместными усилиями некоторых стран удалось обнаружить всего триста двадцать девять тонн золота, хранившегося у нацистов. Но это лишь малая часть исчезнувших сокровищ. Встаёт резонный вопрос: куда девалось остальное золото Гитлера?
По одной из версий, предчувствуя падение рейха, Гитлер отдал приказ переправить часть золота в Южную Америку, где после войны нашли приют и безбедно жили недобитые фашисты.
Четыреста тонн золота оказалось в банках нейтральной Швейцарии. Фашистские бонзы надеялись, что этот золотой запас поможет в будущем возрождению рейха. Этим надеждам всячески помогали осуществиться власти Альпийской республики. Ещё в тысяча девятьсот тридцать четвёртом году швейцарские банки ввели новую систему номерных счетов, гарантирующих полную анонимность их обладателей. Известно, что в Швейцарии хранили свои огромные средства состоятельные евреи Европы и - по иронии судьбы - их жестокие палачи.
Политика банков нейтральной Швейцарии помогала фашистам обменивать золото на нужную им валюту и таким образом расплачиваться за поставки сырья и товаров из нейтральных стран.
Этот факт после войны признал и Вальтер Функ, глава немецкого Рейхсбанка.
- Происхождением золота швейцарцы никогда не интересовались! - подтвердил он.
В конце Второй мировой войны, когда полный разгром гитлеровской Германии стал очевиден, под мощным давлением властей союзных держав Швейцария выразила готовность заморозить счета фашистов и их золотые запасы.
Однако алчные банкиры не спешили выполнять взятые на себя обязательства. Они словно подавали сигнал фашистам, чтобы те прятали свои богатства. И действительно, некоторым из них удалось перевести деньги и золото в южноамериканские банки.
В восьмидесятые и девяностые годы двадцатого века международное сообщество продолжало давление на швейцарские банки. Оно требовало раскрыть тайну "спящих счетов" нацистских преступников. В международной прессе появился ряд статей о хранящихся в Швейцарии баснословных суммах. Вполне естественно, что местные банкиры прокручивали эти средства, получая огромную маржу.
Лишь в феврале тысяча девятьсот девяносто шестого года Ассоциация швейцарских банков удосужилась опубликовать отчёт о результатах исследования "спящих счетов". В отчёте сообщалось о семистах семидесяти пяти счетах, а обнародованная сумма, числящаяся на них, составила тридцать восемь целых семь десятых миллиона швейцарских франков.
Опять-таки под давлением мирового сообщества и еврейских организаций швейцарские банкиры в июне тысяча девятьсот девяносто восьмого года подписали договор, согласно которому согласились выплатить еврейским организациям шестьсот миллионов долларов.
Однако пресс-секретарь Всемирной организации по реституции Йорма Дори, а также подавляющее большинство остававшихся в живых жертв нацистского произвола, выразили резкое недовольство таким решением. Только в конце тысяча девятьсот девяносто восьмого года швейцарские банкиры соблаговолили увеличить сумму компенсации до одного с четвертью миллиарда долларов и основали соответствующий фонд.
В две тысячи первом году Ассоциация швейцарских банков опубликовала списки одиннадцати тысяч владельцев "спящих счетов", не имевших наследников. Это было сделано для того, чтобы родственники узников, замученных в концлагерях, могли обратиться за компенсацией. В две тысячи пятом году был обнародован ещё один список. На этот раз в нём числилось только три тысячи имён. Однако эксперты признают: сколько фашистских средств и золота сегодня хранится в банках Альпийской республики, остаётся тайной за семью печатями. Раскрывать реальные цифры банкиры не спешат. Они верят, что с течением времени давление на Швейцарию ослабнет, и у них развяжутся руки, которые можно будет запустить в "золотые закрома".
Остаётся неоспоримым тот факт, что во многом золото нацистов способствовало резкому обогащению Швейцарии. Сейчас страна гордится высоким уровнем жизни, забывая при этом, что золото в её банковских хранилищах обильно полито кровью жертв фашизма.
Документы, ставшие достоянием общественности, подтверждают, что на втором месте после Швейцарии по притоку золота стояла Португалия. По оценкам экспертов, в январе тысяча девятьсот тридцать девятого года золотой запас Португалии был всего шестьдесят три тонны. В течение войны он увеличился в несколько раз. На протяжении всей Второй мировой войны Португалия прямо или косвенно получила почти двести тонн золота от нацистской Германии.
Случилось это благодаря интенсивным экономическим связям между нацистской Германией и официально нейтральной фашистской Португалией, власти которой симпатизировали Гитлеру и активно поставляли необходимое Германии сырьё. При этом всячески скрывая размах торговли между двумя странами. Если к началу тысяча девятьсот сорок первого года только два процента португальского экспорта приходилось на Германию, то уже к концу тысяча девятьсот сорок второго года его доля достигла двадцати пяти процентов. Рейх расплачивался с Португалией золотом, причём в качестве посредника выступал Банк международных расчётов BIS (БМР).
БМР, функционирующий и в наши дни, координировался советом директоров из управляющих основными мировыми банками. Его штаб-квартира была расположена в Базеле. В годы Второй мировой войны руководителем данной влиятельной финансовой структуры был гражданин Соединённых Штатов Америки Томас МакКиттрик, который не скрывал своих симпатий к гитлеровскому режиму и всячески старался его укрепить.
Первая поставка нацистского золота в БМР состоялась четырнадцатого января тысяча девятьсот сорокового года. Этот факт удалось узнать швейцарскому журналисту Джану Треппу, который в тысяча девятьсот девяносто третьем году провёл собственное расследование. По его данным, БМР переправлял драгоценный металл в Португалию. В течение второй половины тысяча девятьсот сорок первого года состоялось шесть таких перевозок золота в Лиссабон. Всего туда было доставлено двадцать тонн золота, застрахованного швейцарскими фирмами.
Для тесных торговых контактов Германии и Португалии использовалась ещё одна преступная схема.
Президент Швейцарского национального банка SNB Эрнст Вебер впоследствии признал, что транзакции обрабатывались треугольником. В него входили Банк Португалии, Швейцарский национальный банк и Рейхсбанк. Банк Португалии платил своей национальной валютой (эскудо) за передачу золота, которое Швейцарский национальный банк в Берне держал для отправки в Лиссабон.
Рейхсбанк тоже приобретал значительные суммы эскудо через швейцарские коммерческие банки. Во время таких сделок Рейхсбанк расплачивался золотом. Португальский банк также оперировал швейцарскими франками для покупки золота у Швейцарского национального банка.
В начале тысяча девятьсот сорок первого года у Вермахта резко возросли потребности в готовой продукции и сырье, так как Германия готовилась к нападению на СССР. Стратегическим металлом для его военно-промышленного комплекса стал вольфрам. Его-то и поставляла Португалия Третьему рейху, который расплачивался с ней по различным секретным схемам золотом, награбленным в странах Европы. Португальских дельцов (как и их швейцарских коллег) совершенно не интересовало происхождение драгоценного металла.
Поток золота, шедший из Берлина в Лиссабон, уже нельзя было скрыть от разведки союзников. Под давлением английских властей в январе тысяча девятьсот сорок второго года Томас МакКиттрик объявил, что БМР отказывается в дальнейшем поддерживать как посредник поставки золота в Португалию. Лишившись канала БМР, португальцы повели более хитрую политику - они отказались от прямых поставок золота из Берлина, но зато получали платежи от немцев в швейцарских франках через банки этой страны. Португалия на эти франки выкупала золото нацистов у швейцарских дельцов. Таким образом банкиры Альпийской страны стали посредниками, имея доход с каждой сделки.
В результате подобной преступной схемы обогатились Португалия и Швейцария, которые своими действиями способствовали подпитке военной машины рейха.
Однако это не спасло Германию фюрера от полного разгрома в тысяча девятьсот сорок пятом году.
Свидетельство о публикации №224031800854