Михаил Троицкий. Добрые друзья фюрера
На нацистов работала половина мира. Содаты вермахта утоляли жажду "Фантой", щеголяли в форме, пошитой Хуго Боссом, а предприятия развивались на деньги французских косметологов и американских банкиров. Сегодня многие известные компании не любят вспоминать о тех временах.
Нюрнбергский процесс, обличивший нацистов Германии, был инициирован Сталиным. Черчилль предлагал без суда и следствия показательно расстрелять главных преступников, как только они будут пойманы. Но Сталин настоял на соблюдении закона, и их судили. Мало кто знает, что результатами процесса генералиссимус остался недоволен - ведь на основном и на "малых" процессах были осуждены всего лишь около двухсот нацистских офицеров и политиков.
По сути, большая часть нацистов так никогда и не была наказана - иначе пришлось бы наказывать весь народ Германии. И уже совершенно безнаказанными остались владельцы компаний, которые поддерживали Гитлера, снабжали его армию или поставляли оружие, убивавшее славян, евреев, цыган - всех, кто не нравился Гитлеру или пытался противостоять ему. Были, конечно, исключения, вроде Альфрида Круппа, которого осудили на двенадцать лет за использование рабского труда и разграбление европейских предприятий, но такие случаи оказались единичны. Судимость Круппа не привела к ликвидации компании: выйдя на свободу уже в тысяча девятьсот пятьдесят первом году по амнистии, он тут же снова возглавил фирму. Компания пережила двадцатый век, слилась с другим концерном, и теперь объединённое предприятие ThyssenKrupp AG является ведущим производителем стали в мире.
Основатель фирмы IKEA Ингвар Кампрад весьма сочувствовал нацистам и даже был членом профашистской организации. Правда, позже он сожалел об этом эпизоде своей карьеры и даже в письменном виде извинялся перед евреями. О политических воззрениях владельца IKEA стало известно случайно - всплыла переписка одного из нацистских активистов, Пера Эндала. Владелец IKEA не просто сочувствовал - он был членом организации Svensk Socialistisk Samling - преемницы шведского отделения НСДАП, и поддерживал связи со сторонниками Гитлера до тысяча девятьсот пятидесятого года.
Широко известно, что основатель косметической компании L'Oreal, француз Эжен Шуллер, был сторонником Гитлера и Муссолини. Согласно некоторым данным, он даже спонсировал тайное общество Comite secret d'action revolutionnaire (Секретный комитет революционных действий), которое ставило своей целью свержение демократии во Франции. Во время оккупации немцами Франции Шуллер процветал. Часть заработанных средств он вкладывал в развитие германских компаний, а во главе отделов L'Oreal стояли члены пронацистской организации La Cagoule. Но, чтобы обезопасить себя на случай проигрыша нацистов, он одновременно финансировал и французское Сопротивление. Это позволило ему сохранить бизнес после войны.
Основатель сети магазинов Metro Group (Metro Cash & Carry), Отто Байсхайм, во время войны служил в элитном подразделении СС "Адольф Гитлер", которое фюрер контролировал лично. После войны большая часть служивших в этой части немцев таинственным образом оказалась на службе у правительства США. Возможно, именно тёмное прошлое заставило Байсхайма всю жизнь быть скрытным - он редко показывался на публике. Его сотрудники жаловались на "негуманность" руководителя, а общественность возмущалась странными рекламными лозунгами компании вроде "Жадность - это круто!".
На самом деле эсэсовцы после войны поддерживали друг друга. Именно этим можно объяснить тот факт, что многие из них не только остались богатыми, но и разбогатели ещё больше. Торговую фирму Байсхайм основал в тысяча девятьсот шестидесятых годах, и ныне она считается пятой в мире по величине.
Основатель компании Hugo Boss, Хуго Фердинанд Босс, был буквально спасён контрактами с вермахтом. Ещё в тысяча девятьсот тридцать первом году он вступил в НСДАП и со временем получил контракты на пошив формы для немецкой армии. Для бизнесмена средней руки это был настоящий Клондайк! На предприятиях Босса шили форму не только для солдат, но и для эсэсовцев и членов гитлерюгенда - молодёжной нацистской орагнизации.
Сейчас люди охотно раскупают одежду из коллекций бренда, но при этом забывают, что нацисты, совершавшие самые отвратительные преступления, носили форму, пошитую этой фирмой. На фабрике Босса трудились военнопленные и рабы, вывезенные с оккупированных территорий. То есть палач Хатыни Григорий Васюра, расстреливающий из пулемёта детей, выбегавших из огня, мог быть одет в щеголеватую форму от Хуго Босса.
После войны Босса судили. Приговорили его к штрафу в восемьдесят тысяч марок и к лишению избирательного права. Штраф он заплатил, а право пытался вернуть себе в судебном порядке. Умер в тысяча девятьсот сорок восьмом году, но не в тюрьме - от зубного абсцесса.
Фармацевтическая компания Bayer до тысяча девятьсот сорок пятого года была дочерним предприяием концерна IG Farben и прославилась тем, что проводила медицинские опыты над узниками Освенцима. Это стало известно благодаря переписке с начальством лагеря, которая была опубликована в тысяча девятьсот сорок седьмом году. Компания просила прислать сто пятьдесят женщин-заключённых, остановилась на цене в сто семьдесят марок "за голову", а позже сетовала, что узницы умерли в ходе опытов.
Что же до концерна IG Farben, то он производил газ "Циклон B" для газовых камер. После войны концерн расформировали и поделили активы между компаниями Bayer, BASF (крупный химический концерн) и Hoechst (немецкий фармацевтический бренд). И теперь наследники бизнеса заботятся в том числе и о нашем здоровье.
Страховая компания Allianz была основана в тысяча восемьсот девяностом году в Германии. Глава компании Курт Шмитт был министром экономики в правительстве Гитлера, а сама компания активно отслеживала застрахованных евреев - их выплаты в случае утраты имущества или смерти получали нацисты.
В две тысячи шестом году компания выплатила евреям триста шесть миллионов долларов, но потерпевшие считают, что компания должна им ещё два миллиарда. В две тысячи тринадцатом году в штате Флорида прошла демонстрация протеста: узники концлагерей протестовали против проведения в Бока-Ратон турнира по гольфу, спонсором которого стала Allianz.
После войны даже появилась поговорка, что немецкие компании лучше не спрашивать, чем они занимались во время войны. Но на нацистов работали не только немцы. Американский банк JPMorgan Chase & Co помог нацистам получить двадцать миллионов долларов в тысяча девятьсот тридцатых годах и заработал на этом больше миллиона долларов. Во время оккупации Франции банк заморозил счета евреев ещё раньше, чем того потребовали немцы. Какая предусмотрительность!
Основатель компании Ford Генри Форд в тысяча девятьсот тридцать восьмом году получил высшую награду нацистов, учреждённую для граждан иностранных государств, - орден Заслуг германского орла. Он был ярым антисемитом и обвинял евреев в начале Первой мировой войны. Немецеок отделение фирмы во время войны выпускало треть всех военых грузовиков вермахта, легковые автомобили и авиационные двигатели, активно использовало труд военнопленных и узников концлагерей, начиная с тысяча девятьсот сорокового года - когда фирма ещё сохраняла контроль над отделением.
С нацистами сотрудничало издательство Random House, которое издало брошюру "Стерилизация и эвтаназия - вклад в прикладную христианскую этику" и работы националиста Вилли Веспера, инициировавшего сожжение книг. Дочерние отделения фирмы Kodak освоили изготовление взрывателей, детонаторов и другой продукции для фронта.
Компания Coca-Cola продолжала сотрудничать с нацистами все тысяча девятьсот сороковые годы. Правда, официально поставки сиропа, необходимого для изготовления колы, были запрещены. Именно тогда в немецком отделении компании изобрели "Фанту". После окончания войны компания вернулась к распространению в Европе кока-колы. Швейцарская компания Nestle во время войны одинаково успешно поставляла свои продукты как войскам англо-американских союзников, так и армии Третьего рейха. Отличались только этикетки. А её филиал, компания Maggi, изготавливал консервированные супчики для солдат вермахта.
В общем, знайте, кому вы отдаёте свои деньги. Правда, сейчас многие западные компании уходят из России. Может, и к лучшему, ведь недаром аналитики называют этот уход экономическим освобождением экономики России от оккупации Запада.
Свидетельство о публикации №224031800869