Мария Лапшина. Набатейское царство

Иллюстрация: реконструкция воинов набатейской армии первого века до нашей эры.

  (Статья Марии Лапшиной из журнала "Загадки истории" (номер двадцать пять, две тысячи двадцать второй год, двенадцатая страница)).
  Мало кто знает, что именно набатейцы заложили основу современной арабской письменности, оказав таким образом большое влияние на развитие всей арабской цивилизации. Но кем были эти жители пустыни?
  Туристы со всего мира прибывают в Иорданию, чтобы увидеть легендарный город Петру, который до сих пор стоит в узкой расщелине среди отвесных скал. Когда-то это была столица древнего Набатейского царства, которое простиралось от современного Йемена до сирийского Дамаска и от западной части Ирака до Синайской пустыни.
  Вообще-то, набатейцы (набатеи) - это народ, возникший из нескольких арабских племён, которые в результате миграции оказались на территории Эдома (Идумеи) - описанного в Библии государства, издавна существовавшего на юге Израильского нагорья (до создания собственного языка набатейцы говорили на арамейском). Кстати, город Петра тоже когда-то был столицей Эдома, однако именно набатейцы превратили его в ту жемчужину архитектуры, которой он является и по сей день.
  Издавна арабы-набатейцы были кочевниками, однако, оказавшись на новом месте, поняли, что есть более выгодное занятие, чем кочевать вслед за стадами. Дело в том, что Петра находилась на перекрёстке двух важнейших торговых путей: из Средиземного моря в Персидский залив и из Красного моря через Дамаск дальше в Азию. Так в Египет, Грецию и Рим попадали специи, масла, слоновая кость, жемчуг и шёлк, а в Индию и Китай шли хна, ладан, стекло и золото.
  Неудивительно, что завладеть таким стратегически важным городом мечтали все влиятельные соседи. Например, вскоре после появления набатейцев за Петру развернулась борьба между династиями, основанными ближайшими соратниками Александра Македонского. После его смерти и раздела империи за город боролись птолемеевский Египет и сирийское царство Селевкидов. А чуть позже в их борьбу попытался вмешаться ещё один соратник Александра - македонский царь Антигон Первый, которого прозвали Циклопом или Одноглазым (по легенде, во время осады Перинфа стрела поразила его в глаз, но он не позволил лекарям вытащить её, пока не одержал верх над неприятелем). Победителем в этой борьбе вышел Египет, который и завладел Петрой (сами набатейцы называли этот город Рекем) с близлежащими землями.
  Стоит сказать, что город был настолько знаменит, что его описание присутствует во всех летописях Греции, Египта и Рима, где он был известен под именем Петра ("камень"), и даже в письме посланника китайского императора. Кстати, то, что Петру строили именно набатейцы, а не более ранние жители Эдома, доказывает наличие сильного эллинистического и египетского влияния на её архитектуру. Фасады зданий и храмов города украшают фигуры амазонок и другие герои греческих мифов, а также египетская богиня Исида. А главный храм, Эль-Хазне, переводится как "сокровищница фараона". Впрочем, не стоит думать, что его строили египтяне. Просто набатейцы многое позаимствовали из эллинистической и египетской культур.
  Кстати, несмотря на то что стояла Петра в узком ущелье, там, по оценкам историков, проживало до пятидесяти тысяч жителей. А благодаря продуманной системе водоснабжения (в год в Петре выпадает лишь около пятнадцати сантиметров влаги) в городе посреди пустыни были разбиты сады, функционировал амфитеатр и били фонтаны!
  Через полтора века после распрей наследников Александра Великого, когда Египет ослаб от долгого противостояния с Римом, набатейцам удалось создать собственное государство - Набатейское царство. Первым правителем стал Арета Первый, который взошёл на престол в сто шестьдесят девятом году до нашей эры. Естественными врагами нового государства стали соседи: иудеи, сирийцы и египтяне. И в череде войн и сражений фортуна была на стороне набатейцев: внук первого царя Ободат Первый разбил иудеев в сражении у Гадары, а через десяток лет его сын, Арета Третий, включил в состав своих владений Дамаск. Пожалуй, на годы правления Арета Третьего пришёлся пик могущества Набатейского царства. Но уже скоро наметилось и его грядущее падение.
  Дело в том, что в шестьдесят седьмом году до нашей эры Арета Третий решил вмешаться в междоусобную войну в Иудее, где за власть боролись два брата - Гиркан и Аристобул. Арета поддержал старшего брата Гиркана, послав ему на помощь пятьдесят тысяч воинов. Но на беду обоих братьев к этому времени сюда уже добралась тяжёлая поступь римских легионов во главе с великим Гнеем Помпеем.
  Полководец отправил набатейцам ультиматум: они должны немедленно покинуть страну. Арета был вынужден подчиниться. Правда, и Аристобул недолго праздновал победу. Он попытался обмануть римского полководца, разгневал его и был взят в плен. Так Иудея оказалась в подчинении Рима, а Гиркану Помпей даровал титул этнарха (правитель зависимого от Рима народа), а также признал его первосвященником.
  На следующий год войска Помпея, продолжая движение на восток, даже вступили в пределы Набатейского царства, однако потом политические интриги отвлекли римского политика, и он отозвал свои легионы. Однако стало ясно, что над набатейцами нависла страшная угроза.
  Даже после ухода большой римской армии оставленные Римом наместники не бросали попыток присоединить к империи Набатейское царство. И после неоднократных военных столкновений преемник Ареты Третьего Ободат Второй был вынужден признать свою зависимость от Рима. Впрочем, правил он совсем недолго, а его преемник Малику Первый попытался половить рыбку в мутной воде.
  Дело в том, что в Риме начался период смут, и Малику решил, что это подходящий момент для возвращения полной независимости. Правда, сначала его фронду быстро подавили. И через несколько лет он даже исполнил союзнический долг, отправив Цезарю, осаждённому в Александрии, свою кавалерию. Однако чуть позже, воспользовавшись вторжением в Иудею парфян, Малику вновь поднял мятеж и отказал в помощи римскому ставленнику Ироду Великому.
  Впрочем, уже через несколько лет Рим показал, кто теперь на Ближнем Востоке хозяин: победоносные легионы Марка Антония сокрушили всех несогласных, в том числе и Малику. После этого он подвергся, казалось бы, двойному унижению: во-первых, Марк Антоний заставил его платить дань не Риму, а своей любовнице Клеопатре (двести талантов в год); а во-вторых, царица Египта поручила собирать дань тому самому Ироду.
  Однако вскоре расстановка сил вновь изменилась. Марк Антоний и Клеопатра вступили в жёсткий конфликт с будущим императором Октавианом Августом. Дошло до того, что, когда Ирод отправился выбивать у Малику положенную дань и разгорелась битва, на помощь набатейцам пришёл военачальник Клеопатры Афенион.
  Однако ставка Малику на Марка Антония оказалась проигрышной. Второго сентября тридцать первого года до нашей эры в сражении при Акциуме войска полководца были разгромлены, а сам он (а чуть позже и Клеопатра) покончил жизнь самоубийством. Малику же припомнили все его вольности, а также то, что в той роковой битве принимали участие и его воины. Так что вскоре он очень "вовремя" умирает, и на престол садится его сын Ободат Третий, а римское бремя становится всё тяжелее и тяжелее.
  Некоторое время Набатейскому царству ещё удавалось сохранять самостоятельность, демонстрируя полную лояльность Риму. Во времена многочисленных иудейских восстаний набатейские цари отправляли свои войска на помощь.
  После смерти Ирода (четвёртый год до нашей эры) Арета Четвёртый послал войска на помощь сирийскому наместнику Публию Квинтилию Вару, а во времена Великого иудейского восстания (шестьдесят шестой - семьдесят первый годы) Малику Второй отправил воинов на помощь будущему императору Веспасиану. Кстати, вспоминая двание обиды, именно набатейцы отличались при подавлении этих восстаний особой жестокостью. По крайней мере, в этом их обвиняет очевидец тех событий историк Иосиф Флавий.
  Последним же царём пусть и относительно, но всё же независимого Набатейского царства был Раббэль Второй. После его смерти римский император Траян окончательно присоединил Набатею к Риму, создав провинцию Аравия Петрейская. Византийский император Анастасий Первый даровал этим территориям фактическую независимость с условием, что они будут защищать восточные границы империи. А потом они вошли в состав зарождавшегося Арабского халифата.
  Затем европейцы на долгие годы позабыли о некогда великом Набатейском царстве и его столице - прекрасной Петре. Период забвения завершился в тысяча восемьсот двенадцатом году, когда швейцарец Иоганн Буркхардт заново открыл европейцам развалины древнего города.


Рецензии