МОЁ. сб. стихов 41

***
Гуляя дивным садом,
Вовсю стремлюсь постичь
За что немирный атом
Сожжет и люд и дичь?

Да, заслужили люди
За весь скопленный грех.
За это их не будет.
Но винен в чем орех?!

Останется лишь небо.
Но звезды пусть кому
Расскажут быль и небыль,
Про чью-нибудь куму?..

Оно полезно: сплетен
И зависти – ни-ни!
Не надо будет плетен
Для тех, кто обвинил…

Не будет пандемии
И тягостных забот,
Когда от бомбы-мины –
Ни сред и не суббот.

Но для чего веками:
Искусства и прогресс?
Нет! Бейтесь кулаками:
Болван, глупец, балбес.
                20.04.2023

            
***
Ужасно, если враз сомненье
Перечеркнет надежды и мечты.
Его подруга, прозванная ленью,
Враз разнесет все то, что Ты.

Ты не узнаешь, в чем твой гений,
Не разожжешь искру таланта.
Падешь ты жертвою сомнений,
Тебе не стать себе Атлантом.
                21.04.2023
 

***
Рожден – прибыл в командировку.
Задание – не объявили…
Определи, яви сноровку.
Найди свою - средь многих линий.
                22.04.2023


***
Господь создал для счастья мир,
Так и зовем всё это миром.
Но варвар взял войну кумиром,
Грабеж, убийства – его пир.
                22.04.2023

***
Звеня на все лады,
Лилась вода ручья, шурша,
Как косы девам молодым,
Свисающими вербами чеша.
                8.05.2023


***
То в гору, то в овраг
Судьба меня ведет.
Сама себе я – враг.
Что впредь произойдет?
                24.05.2023


***
Как по клавишам, по листьям
Пробегает крупный дождь.
Пальцы-струи стоном-свистом
Целый мир вгоняют в дрожь.

Когда после грозы природа
Застынет, тихая, без сил,
Услышит голос  огорода:
«Я сильно влаги попросил».
                30.05.2023





***
Бывает день утерянных вещей,
Когда поверишь в шутки домового.
Но жизнь сама – меня взашей,
Пути лишь к смерти не лишив прямого.
                21.06.2023


***
Сегодня день короче, чем вчера.
На две минуты. Много или мало?!
Махнули те мгновенья-веера…
Устало Солнце, иль Земля устала?

Становится короче белый день.
Чем станут две минуты? Мраком?
Чем вечером порхает свечек тень:
Рождением любви иль прахом?
                14.07.2023


***  (усопшему первому мужу)
Ты искренне любил меня,
Считал красивой, восхищался гордо.
Ты не бранил – хвалил, а не пенял,
Но от тебя ко мне – несчастий орды.

Ты не виновен. Горе было общим.
Сам мир оставил в этом январе…
Забавно: веселимся, ропщем…
Все прекращается в своей поре.

Ты не хотел идти за ту межу.
А я бы – с радостью, но мне нельзя.
Вот, день за днем на ниточку вяжу,
И копятся они, по нити той скользя.
                14.07.2023


***





***
Забыли поливать цветы –
Они усохли, жертвы суеты…

(Ой, как уместна рифма: ты)
                18.07.2023


***
Бог жизни срок распределил
На детство, юность, зрелость, старость…
В начале души так разбередил,
Что под конец скопил усталость.

Так начиналось безобидно:
Веселье, радость, красота!...
Потом – все планы напрочь сбиты,
И перед смертью – пус-то-та.

И утешать себя привыкли
Легендою о жизни вечной.
Был путь прямой иль заковыки…
Жаль, не случилась жизнь беспечной.

Одно лишь еврейское слово, но:
Испытать и возвысить – значит!
Боль любая – шанс нам, словно.
…Такой перевод озадачит…
                19.07.2023


                23.07.2023
                КАРТИНКИ

С раннего детства абсолютно все воспринимаю сразу в картинках, образах, цвете, звуках и запахах…
Хорошо это или плохо?!. Бывает тяжко. Часто что-то незначительное рассказывая в обычной беседе постоянно «перескакиваю»… И рассказ обрастает такими картинками! Хотя считают, что слушать меня интересно… Но – каюсь…
Попробую сказать то, что отвечать на вопрос о самочувствии одним словом назвалось бы…

Начну отвечать.

В Днепре, прежде,  Екатеринославе, а с 1926 года – Днепропетровске – старом и очень красивом городе, огромном, расположенном по обе стороны Днепра, бомбят больше левую.
(Вот у меня, на правой, окна выходят на балку и пустырь, на север, к великому счастью, к счастью же, не всем не землякам понятной, почти не слышно воя тревог. Но я постоянно и днем и ночью, проснувшись, смотрю в мобильник или включаю телевизор, чтобы увидеть значки об объявлении тревоги. Облегченно вздыхаю, когда их нет, но напрягаюсь – скоро будет…).
Так вот, там, как и по всему городу (у моего бывшего мужа в 14-ти этажном доме на берегу правого Днепра, в противоположной стороне растянутого города,  напротив стоит дом, на его крыше установка – от гула дрожат окна) и сигналы тревоги и взрывы видны и слышны просто рядом. Дрожат дома, сыплются стекла из окон.
Через полтора месяца после начала у внучки моей сестры (живут в частном секторе на левобережье у Днепра, дальше начинается огромная часть города – высотки), а девочке было одиннадцать с половиной лет, длинные густые  кудрявые волосы посекла седина…

На левом же берегу не так давно ракета разнесла ветлечебницу и поликлинику для психически больных. Окна и крыши пострадали в частном секторе вокруг. Погибло 5 и ранено больше тридцати, некоторые умерли уже в больнице. Я долго пыталась звонить туда (надеялась, что на новом месте для поликлиники оставят тот же телефон) и медсестре врача моего сына. Просто покоя не находила, нескоро узнала – живы.
Ой, я же была в том здании поликлиники (бывший прежде еще детский садик, куда ходил внук моей близкой знакомой - город, при когда-то двух с половиной миллионов населения, буквально «спит под одним одеялом». Я так подружилась с одной, которая обо мне всегда слышала от нашей общей подруги лет пятнадцать. И когда та стала записывать мой адрес, чтобы прийти «на чай» (надолго из-за моего больного сына – нельзя), воскликнула: «Над тобой же жила моя мама!» С той ее мамой, естественно,  я почти близко общалась многие годы).

И вот, здание разрушенной совершенно тогда, во время приема больных…  поликлиники – лабиринт! Охранник, едва я вошла туда, сразу встал и проводил меня к кабинету врача моего сына, а потом меня проводили к выходу – я бы не сориентировалась. Потому первая же моя, просто паническая, мысль о взрыве туда: как же они оттуда выбегали… потому столько жертв. Иногда ведь сигнал тревоги  - уже после взрыва, и люди не успевают укрыться. Ну, куда укрываться, когда от взрыва остается ямища глубиной в пятиэтажку и радиус огромадный?!

Вот и опять меня занесло, а вопрос-то был «набегу», дежурный: как дела?

Ответить следовало привычным «ничего» и продолжить бег (бегу всегда, сына нельзя оставлять одного, потому после смерти мужа в феврале, выходили с ним из дома по очереди, выскакиваю за продуктами раз в пять дней. Да, первый муж умер в январе. Так я стала вдовой дважды за 22 дня).

Отвечаю на короткий вопрос коротко: «Ничего». Тем более, что мой сын эту ночь почти спал!



*** 
Кто со звезд вытирает пыль?
Они так безупречно ярки.
Значит, небо не тот бобыль,
У кого все предметы марки.

На тех звездах и свой ковыль,
И совсем не земные парки.
                28.07.2023


***
- Как, говоришь, дела у тебя?
Спрошу и не жду ответ.
Ангел любви прилетал, трубя,
К нам. Любви ты давал завет…

Вечной любви не бывает. И чУдно.
С тобой не желала строить быт.
Яркой стрелою… Представить трудно.
Тот порыв навсегда забыт.
                28.07.2023


***
Гении друг другу интересны.
Встречи их и ярки, и не пресны.
 
Гении, увы, совсем не часты.
Потому к ним прочие – зубасты.

А бывают просто хорошие люди.
Безустанно, Бог совесть их будит.

Они встречаются реже, чем гении.
И о каждом – особое мнение.
                31.07.2023


***
Вы в лес сходите за меня.
И лягте на траву.
И, птичку встречную маня,
Поведайте, что я живу.

Что жизнь набросила свое
На шею мне лассо.
Мне к радости пути во всем
Закрыты на засов.

К былым несчастьям плюс война.
Москва – нам вечный враг.                На сайты вместо «Москва» - «не спит»               
Молюсь, словно моя вина
В любой беде. Но как?...

Узнать бы, в чем такой мой грех.
И, главное, когда…
Но мне черно все, без прорех,
В все дни и все года.
                5.10.2023




***
И ты уже не будешь впредь.
И как так стало…
Твое все разом вмиг опало.
Жизнь твоя в пропасть упала.
А люди то назвали: смерть…
                31.10.2023


***
Осень. Ветер, яростно пыля,
Гоняет желтый лист без лени.
И только свечи-тополя
Свою не изменяют зелень.

Их позже оголит мороз.
Осыпятся листочки-льдинки,
Похожие на капли слез.
Но то – в осенней серединке.

Так люди: с детства – старики,
И к сорока – с потухшим взором.
Мужчины шевелюры, будто парики,

Теряют. На прочих – седина, узором.

Известен единицам лишь секрет
К минору не имея склонности,
Быть молодым во много лет.
И тополиной не утратить стройности.
                12.11.2023


***
Открылось: жизнь – не бремя,
А тяжкий глубокий сон
На долгое время.
Сквозь сон этот – слезы и стон.
                28.11.2023


***
Ушли с разрывом в три недели.
Их разом поглотила смерть.
Ряды, меня любивших, поредели,
И некому хвалу мне петь…
                10.01.2024 (бывшим двум мужьям…)



***
Не жизни путь –
Звериная тропа.
В чем соль и суть?..
Из глаз – рапа.
Уйду и я. Гадаю вот:
Зачем мой был приход?
                16.01.2024



***
Бывает порою час, два, даже три
(не хватит на целый день),
Когда засияет что-то внутри,
И растворится страдания тень.
                16.01.2024



***
Як помру, то не ховайте.
Виддайте собакам.
Iм хочь користь. Так i знайте:
Хай ззiдять зi смаком.
                18.01.2024



***
Давно за все прошу прощенья.
Живу и в ужасе, и в страхе:
Грядут за смертью воплощенья.
В ком: в человеке или мурахе?..
                18.01.2024



***
Жутко, когда слово «глаза»
Рифмуется только с «слеза»,
Или «с неба мечты слезай».
Еще: «взрывы то, не гроза».
                16.01.2024


***
Опять затих, с опаской, ветер,
И скрыть все силился туман.
Все рушат сводки-теле-речи.
Нам ясно: тишина – обман…
                21.01.2024


***
Кратко пишу скоро два года:
Воздушной мешает тревоги гул.
С  дьяволом вечная брата угода.
Пред черным он душу прогнул.
                22.01.2024


Рецензии