Небеса не простираются на Новый свет
Древние были так далеки от мысли, что в этом мире могут быть люди
в Новом Свете, в который многие из них не хотели верить, что
с этой стороны есть земля; и что ещё более удивительно, не было недостатка и в тех, кто отрицал, что здесь есть это Небо, которое мы видим, ибо, хотя это правда, что величайшие и лучшие из Философов считали, что все Небо
круглое, как оно есть на самом деле, и что таким образом оно окружает землю со всех сторон и заключает ее в себе; при всем этом некоторые, и не немногие, и не из самых авторитетных среди святых Врачей они придерживались разных
мнений, представляя фабрику этого мира в виде дома, в котором они жили.
что крыша, которая её покрывает, окружает её только сверху, а не ограждает
со всех сторон; давая на то основание, что в противном случае
земля была бы подвешена в воздухе, что кажется чуждым всякой
разумной вещи. А также то, что во всех зданиях мы видим, что фундамент находится с одной стороны, а крыша - с другой; и поэтому, если хорошенько
подумать, в этом великом здании мира все Небо будет находиться с одной стороны сверху, а вся земля - с другой - другая часть внизу. Славный
Златоуст, как тот, кто больше всего занимался изучением лирики
священных наук, а не в области гуманитарных наук[1], он, как показывает, придерживается этого мнения, высказывая Донайр в своих комментариях к Посланию к Евреям, из которых они утверждают, что Небо все кругом; и покажись ему, что Божественное Писание хочет подразумевать нечто иное, называя на
Небесах скиния и шатер, или навес, который поставил Бог. И всё же Святой[3] проходит там дальше, говоря, что не Небо движется и ходит, а Солнце, Луна и звезды движутся по Небу так, как птицы движутся по воздуху; и не только Солнце, Луна и звёзды движутся по Небу, но и птицы,как думают философы, они связаны с самим Небом, как спицы с его колесом. С этим мнением согласны Златоуст Феодорит,Серьезный автор, и Феофилакт[4], как обычно почти во всем. и Лактанций Фирмиан[5], до всех высказываний чувствовавший то же самое, не просто смеялся и высмеивал мнение перипатетиков и ученых, которые
придают Небу круглую форму и помещают землю посреди мира,потому что ему кажется смешным, что земля висит в воздухе,как он тронут. Откуда он приходит, чтобы больше соответствовать мнению Эпикур, который сказал, что на другом конце земли нет ничего,кроме хаоса и бесконечной бездны. И даже кажется, что то, что говорит святой Иероним[6], писавший об Послании к Ефесянам,
несколько противоречит этому, говоря следующими словами: Естествоиспытатель проходит в своем размышлении высоту Небес; а с другой стороны, в глубине земли и бездн лежит огромная пустота. Из Прокопия они ссылаются (хотя я его не видел), что он утверждает о книге Бытия, что точка зрения Аристотеля
относительно фигуры и кругового движения Неба противоречит и
противно Божественному Писанию. Но пусть они сядут и скажут поговорки
Авторам подобных вещей не нужно удивляться; ибо общеизвестно,
что они не так заботились о науках и доказательствах философии,
занимаясь другими, более важными исследованиями. Что, кажется, больше
всего удивляет, так это то, что святой Августин настолько преуспел во всех естественных науках, что в астрологии и физике он знал так много;
при всем при этом он всегда остается в сомнении и не может определить, окружает ли Небо землю со всех сторон или нет. Что дано мне, говорит он,
пусть мы подумаем, что небо, как шар, заключает в себе землю
отовсюду, находясь она посреди мира, как у верного, или скажем, что это не так, но что оно закрывает Небо от земли только с одной стороны, как большая тарелка на вершине. В том самом месте, где он говорит упомянутое, он подразумевает и по-прежнему ясно заявляет, что
нет никаких доказательств, а есть только предположения, чтобы утверждать, что Небо имеет круглую форму. И там, и в других местах он считает сомнительным
круговое движение Небес. Никто не должен быть обижен, ни
не говоря уже о Святых Докторах Церкви, если в каком-либо аспекте
философии и естествознания они чувствуют себя иначе, чем то, что в
большей степени принято и одобрено хорошей Философией; ибо все их изучение
заключалось в том, чтобы знать, служить и проповедовать Воспитателю, и в этом они имели большое
превосходство. И как полноправные сотрудники в этом, что немаловажно,
не намного больше, чем в учебе, но и знания о существах не
всегда были полностью правильными. Более, конечно, утомлены они
порицанием Суббот века сего и тщеславными философами, которые, зная
и когда они достигли положения и порядка этих созданий, хода и движения
Небес, несчастные не смогли узнать Создателя и
Создатель всего этого; и все они были заняты этими делами и делами
столь примитивными, что им и в голову не приходило открыть
Суверенного Автора, как предупреждает Божественная Мудрость; или, поскольку они знали Создателя и Повелителя всего, они не служили Ему и прославляли как
они должны были исчезнуть из-за своих измышлений, в чем так справедливо
обвиняет и обвиняет их Апостол.
Свидетельство о публикации №224031800951