Дорога в Болниси

    Это было в середине 90х. Если кто не помнит это время певица Мэрайя Кэрри была худая и могла петь, когда люди ходили в гости к родственникам и телефоны были на тумбочке в коридоре.
  И вот я стоя в коридоры слушая Мэрайя Кэрри и говоря по телефону одновременно, получаю приглашение поехать  в гости к родственникам моего друга. Родом он из Болнисского района республики Грузия , о красотах и великолепии которых он рассказывал мне всю жизнь.
    Характерной особенностью этого человека является то, что он никогда не врёт. Он может опоздать или не прийти на встречу, может приукрасить или наоборот приуменьшить детали событий, может обещать и не сделать. Но он никогда не врёт!
  Он так красочно и образно описал природу, кухню и людей населяющие эту местность, что я почувствовал себя за накрытым  столом в тени тутового дерева в обществе интересных и колоритных людей. Зная мою тягу к истории, обещал сводить меня на затерянный в лесу римский мост и показать город немецких колонистов -бывший Люксембург ныне Болниси. Единственное, что меня астановливало,была дорога, ибо автомобильный транспорт  с отсутствием комфорта, пересадками , постами,  заставами-всегда было для меня обременительным. Но и на это я получил обнадеживающий ответ,что всего 6-7 часов в пути,  и выезжая поздно вечером, поспав в комфортном автобусе мы и не заметим как окажемся в конечном пункте назначения.
 Первое сомнение у меня возникло когда я увидел "комфортный "  автобус . "Икарус"производства Венгрии,наверное было местью этой страны за советское вторжение 1956 года и  скорее всего  был ровесником тех событий. И капитальный ремонт в последний раз производили никогда.
    Интерьер автобуса был логическим продолжением экстерьера, который дополнил въевшееся смесь запахов и саундтрек составленный водителем. Окружающая действительность не исчезла даже после того как я закрыл глаза, так как запахи вкупе с музыкой и детским плачем сопровождали нас всю дорогу. По сложившийся традиции автобус тронулся на 40 минут позже назначенного времени.Звуки издаваемые двигателем и само движение транспортного средства давали слабую надежду на благополучный исход вояжа.
  Автобус тронулся, благоухание усилилось, благодаря запоздалому ужину пассажиров, саунтрек   под давлением общественного  мнения сменился. Вместо занудного турецкого менестреля, поставили локального Синатру. Пассажиры встретили перемену с восторгом  которого я впрочем  не разделял.  День выдался суетливым, усталость давала о себе знать и я довольно быстро заснул.
     Снились мне зелёные горы,   голубой ручей,    римский мост и накрытый стол. Если  учесть, что последний приём пищи был утром то сон был весьма и весьма приятным. Нарушало идиллию работа невидимых кузнецов,которые монотонно выстукивали кувалдами хиты Black Sabbath  на которых беспрерывно лаяла собачка. Сон пропал,  вместе с горами,  речкой и накрытым столом.  Кузнецы с собачкой остались, продолжая  соревноваться, автобус стоял, вся мужская половина была на улице и курила попутно давала советы по смене колеса.Кузнецами оказались водители автобуса,которые пытались кувалдами  впихнуть колёсные диски в шины.
   Диск представлял собой сложную конструкцию в виде 3 симметричных секторов круга,   которые надо было одновременно впихнуть в шину. Почему у колеса была такая сложная конструкция,видимо заимствованная у древних египтян, для меня осталось тайной.  И вопрос , почему в такой дальний путь выходили без запасного колеса -тоже остался без ответа. В дальнейшем выяснилось,что в дорогу не взяли: горючее, деньги, документы и прочее. Видимо водители были участниками тайной экстремальной игры на выживание, в которую заодно привлекли и пассажиров. Собачка ,вышедшая из евлахской ночи беспрерывно лаяла, водители-кузнецы пытались впихнуть диск в колесо, мужчины курили и давали ненужные советы,женщины ругались- настроение ухудшалось,  голод усиливался.
    Автобус тронулся,  пассажиры уселись на неудобные места,  череда бесконечных фуршетов возобновились.С трудом восстановленную гармонию, в мгновение разрушило колесо , разорванное в клочья через 20 минут. Опять остановка, мужчины курят , женщины кричат, дети плачут. Водители поехали куда-то за колесом. Настроение ухудшалось прямо пропорционально усилению голода.Вновь прибежала та же собачка.Как она нашла нас через 15-20 километров и зачем -эта одна из 2 не разгаданных тайн в моей жизни...
  Более 2х часов мы провели в
Евлахской степи в июльскую ночь...
Есть места на земле, где хочется родиться. Есть места на земле, в которую хочется переехать, построить дом, родить детей. Есть наконец места на земле в которых хочется умереть. Но ни одно из вышеперечисленного не хочется делать в евлахский степи , жаркой июльской ночью.Единственное желание которое возникает от бесконечных укусов насекомых, навсегда покинуть эти места.
     Наконец, утром мы подъехали к КПП "Красный Мост".Обещанные 6-7 часов в пути закончились уже давно в евлахской одиссее. Мой друг,который никогда не врёт, опять сказал правду. Просто он немного не пунктуален....как всегда.
  Те кто проходил заставы в 90х помнят безпредел и хаос который творился на границах молодых суверенных государств. Таможенники, пограничники, полиция, непонятные организации и ведомства-максимально обременяли жизнь путешественников.Вместе со временем в пассиве оказался и сам автобус, ибо как было сказано выше, документы у водителей тоже оказались не в порядке.
  Пешком, волоча на себе и за собой багаж и  детей ,пассажиры,как жертвы кораблекрушения, пересекли границу. Плакат "Welcome to Georgia " как бы намекал,что мы попали в Европу, но советские потрепанные "ПАЗ"ики возвращал нас обратно  в постсоветскую действительность.
    Надписи на лобовом стекле должны были давать информацию о маршруте движения, но грузинский алфавит  мне был знаком меньше древнешумерского. Русский язык игнорировался как грузинским население,так и азербайджанским. Благо водителем маршрута до Марнеули оказался азербайджанцем, оттуда до Болниси, объяснил он, рукой подать.
   В Марнеули мы пересекли в автобус следующий в Болниси. Обстановка поменялась кардинально. Люди, язык, местность-ничего , кроме указателей на грузинском, не говорили , что мы в Грузии. Было подавляющее большинство азербайджанского населения  с характерной манерой разговора и акцентом. Автобус был заполнен дамами постбальзаковского возраста из близлежащих селений. Ни полом, ни возрастом, ни родом занятий мы не гармонировали с пассажирками.Отложив в сторону корзины с продуктами и живыми курами, они начали нас внимательно рассматривать. Делали они это с нескрываемым любопытством и детским азартом. Было такое впечатление, что мы покрыты узорами от ETRO ,и они боялись упустить какой нибудь важный орнамент.
  Мы были в дороге уже более суток. Я хотел есть, я хотел принять душ,я хотел спать, я хотел наконец умереть, но больше никуда не ехать.Видимо почувствовав негативную энергию  исходившую от меня, дамы потеряли всякий интерес и начали громко между собой разговаривать.Мозг усталого и бессонного человека реагирует как у  пьяного. Мне приходилось подсознательно переводить их разговор. Говорили они много, быстро и громко  с характерным акцентом и эндемическими словами.Получалось весьма забавно -  приходилось переводить с азербайджанского на азербайджанский язык.Одну фразу, обращенную к водителю,мой измученный мозг не мог переварить :
-"A qara,a Qara,olum-dirim saa qurVan,saxla qaVagda bir az aynoyn alag"
 На  десятый раз ,это фраза  которую все женщины кричали каждый раз,когда видели уличных продавцов , громко и слитно-я разложил на слова.
   Слово "qara"-могло означать форму обращение, по аналогии с афроамериканским-"niger"(не сочтите за расизм).Благо цвет лица водителя был такой, что складывалось впечатление, что он спит в солярии.Также водителя могли звать "Qara"-есть такое имя хоть и встречается редко.У нас был сосед Qara m;;llim, кандидат исторических наук, которому очень не нравилась поговорка-"Qara m;ni basinca,qoy m;n qarani basim"-очень  при этом он конфузился.
 С этим разобрался:они просили водителя остановиться,чтобы купить....Вот тут мой мозг, каждый раз давал осечку. Что такое "aynoyn"-я не знал и подходящего слова в моем лексиконе не было.Со своим попутчиков я прервал дипломатические отношения где-то около Агстафы, ввиду несоответствия действительности с ожиданиями. Самым логичным было дождаться остановки,и увидеть вожделенный всеми  при покупке"aynoyn".
 Наконец водитель сделал остановку перед импровизированным базарчиком.Женщины стали покупать разные овощи и фрукты: фасоль, клубнику, картофель,  лук-но ничего необычного ни  у продавцов ,ни у покупателей я не увидел.Это окончательно поставило мой мозг в тупик. Мне пришлось объявить перемирие и спросить у своего друга-а где продают и что такое "aynoyn".На что, после  10 минутного смеха,он объяснил, что-это собирательное слово ,аналог "anything ","кое-что"...
Мне захотелось домой...
  Мы подъехали к городку Болниси,бывшей ранее немецкой колонией Люксембург .Городок пленил своим провинциальным уютом.Но всего этого я не замечал , ибо водитель,культурно нас высадил , так как наши пути расходились. Он ехал в Дманиси (ещё один район населённый азербайджанцеми), а нам надо было в деревню Kepenekchi.
 Наступал вечер.Автобусы до деревни не довозили ,попуток не было.
 До деревни оставалось 6 километров.
 Мой друг предложил пойти пешком.
 Я предложил повеситься...
    Смеркалось. Пройдя пару сотен метров попроселочной дороге,нас обошла и остановилась старая "копейка". Мы радостно догнали и через открытое окно назвали конечный пункт назначения. Водитель и его попутчик, на плохом русском,с резким акцентом ,пригласили сесть на заднее сиденье.
  Машина резво сорвалась с места, радость усиливалось от ожидания близкого завершения одиссеи. Усталость дала о себе знать,машина убаюкивала,до боли знакомая песня ввела в дрёму.Музыка была наша, точно наша, оригинальность азербайджанской народной музыки не исчезает в каверах, в современной обработке, или на  другом языке.Наверное это грузинское исполнение наших песен,подумал я сквозь сон.
 Некоторые слова показались мне знакомы.Я мгновенно проснулся-язык был не грузинский.Обстановка стала далеко не радостной.Показались первые дома,водитель остановился и сказал,что ему очень жаль,но дальше нам придётся идти пешком. От предложенных денег он обиженно отказался и пожелал успехов.
    Мы пошли пешком, рядом мирно паслись и возвращались по домам коровы, показались люди .Мы достигли цели, одиссея  закончилась..
  Первым делом мы навестили деда .Ему было за 90 .Я общался с человеком,который прожил весь 20 век от начала,до конца.Это были непередаваемые ощущения. Куда важнее было то,что несмотря на солидный возраст-он был в добром здравии и ясном уме.В дальнейшем, при более близком знакомстве с жителями деревни, мое удивление и восторг никуда не делись. Именно тогда я решил для себя заняться изучением здорового образа жизни, долголетие , геронтологии и.тд. Сегодня, когда продление молодости является трендом номер 1 в мире, этот регион может и должен стать предметом более детального исследования, как остров Окинава в Японии.
 Следующий пункт обязательного назначения, был дом родителей жены моего друга.
 Здесь я должен сделать небольшое отступление для одиноких мужчин и для их матерей. Если Вы ищите спутницу жизни или мечтаете женить сына-советую обратить Ваш взор на этот регион. Нет,я настоятельно рекомендую Вам остановить выбор на девушках из этого региона. Нигде в мире к yezn;- именно так называют мужа дочери-не будут относиться так как принято в этом регионе. Независимо от материального положения, интеллекта, должности и.т.д-это самый уважаемый, любимый, я бы сказал лелеемый член семьи.И не только семьи ,а  всего рода.Если ты женился на девушке из одного клана,то для всей её родни, n;sil;, ты становишься авторитетом, Илоном Маском  и Альбертом Эйнштейном, талантом и Нобелевским лауреатом в одном флаконе.
 Одним словом мы подошли к родительскому дому , попутно поздоровались с полсотней людей.С половиной из них мы крепко поцеловались, включая женщин всех возрастов.Тот факт ,что они меня видели впервые  не имел ровном счётом никакого значения. Я был гостем ,их родственника, земляка,-а значит их гостем, а это было главное.И это было прекрасно. Никогда больше я не чувствовал себя настолько родным,чем в этот день.
 Это была родина Зелимхана Ягуба и Аббаса Абдуллы-поэтов и интеллектуалов. И это не удивительно, ибо такая благодатная земля и люди живущие общиной, не могут не родить людей воспевающих красоту. Мне посчастливилось контактировать с этими глыбами при их жизни, пусть земля им будет пухом.
  Удивительно было то, что одновременно было ощущение общины, живущий в расслабленной,я  бы сказал растаманской неге, и трудолюбивом , активном натуральном хозяйстве. Везде были ухоженные сады и огороды,крупный и мелкий скот,домашняя птица и пчелиные улья. После заброшенных земель,и полупустых деревень в Азербайджане, здесь жизнь и экономика била ключом.Здесь люди жили лучше чем тогда  в столице, в Тбилиси.
  Мы пришли без звонка(эпоха мобильного общения была ещё впереди).Эффект  который мы произвели , был схож с появлением рок звёзд на студенческой вечеринке.Радость, удивление, восторг, робость, извинения за то, что не были подготовлены к визиту таких важных людей. Под важными людьми подразумевались мы-  двое парней  которым было тогда слегка за 20-бездельники, мечтатели, меломаны.
  И нас угостили, чем бог послал.А бог в этот день послал:зажаренных цыплят,холодную телятину, органические овощи и фрукты со своего двора,жареную  в nehr; ya;; картошку (наверное лучшую в мире).С погребов достали компот, варенья, соления и ещё что-то. А также различные крепкие, крепленные  и очень крепкие напитки.
 Благо ,что стол был изготовлен из крепкого дерева,иначе он просто рухнул под тяжестью яств.Это все равно не удовлетворило хозяев.На столе не хватало зажаренного целиком мамонта.
 На следующий мы встретили женщину,которая обняла  нас  как стальными тисками. Друг представил её как mama.Парадоксальность ситуации была в том,что я знал его мать с детства, но он сказал,что сестру отца тоже называют mama. Ещё не совсем отрезвев после вчерашнего,мой разум вновь уплыл вдаль. Тетя узнав кто я такой,пригласила нас в гости.
-Ax;am g;lin siz; ;t qayrajam-резюмировала
она,свое приглашение.
  Меня весьма заинтриговало такая форма приготовления еды.Я знал,что мясо можно жарить,варить,мариновать,рубить,но совершить вышеуказанный акт, для меня показалось странным.
 Вечером на стол подали огромное блюдо с мясом.Никогда у мяса не было такого запаха и вкуса.Было такое впечатление что мясо мариновали с 1000 различными специями.Но на самом деле, мясо было парное  и его несколько часов томили,на слабом огне, без специй , овощей,и пр.А запах и вкус были результатом рациона питания скота. Альпийские пастбища с изобилием различных ароматических и лекарственных трав дают неповторимый вкус мясу.
 Аналогичные приёмы длились целую неделю, грозя перейти в бесконечный марафон чревоугодия и кутежей.
 Мы все говорим о долголетии и факторах её составляющих, и всегда забываем,что кроме правильного питания ,  спорта, отсутствия вредных привычек-важным фактором является ощущение жизни. Свобода от материального мира, гармония с природой , наслаждение жизнью, жизнь в коммуне- есть и будут важными факторами долгих лет жизни.
  А мясо было фантастические, хоть и способ приготовления был немного эротическим...
Автор:#Mahir Taghiyev


Рецензии