Виктор Штерн. Мушкетёры из подворотни
Только в девятнадцатом веке о палочной драке заговорили как о самостоятельной боевой дисциплине. Постепенно "каном" (так на фарнцузский манер называли боевое искусство) обзавёлся набором приёмов, школами, преподавателями, учебными пособиями, правилами и даже собственными спортивными чемпионатами.
Палочные бои практиковались ещё в Древнем Египте, но всегда палка занимала нишу "ненастоящего оружия" бедноты. Деревянные дубинки и шесты большей частью выступали в качестве учебной имитации мечей и копий и применялись против таких же дубинок и шестов.
Цивилизации Евразийского континента по части палочной драки продвинулись дальше других, создав многочисленные восточные и западные техники единоборств. Среди европейского крестьянства были в ходу: английский бой на шестах - йоменри, ирландский палочный бой, бой дрекольем у русских, бой на киях у белорусов.
Однако в любом случае битвы на палках оставались уделом маргиналов. Всё изменила Французская революция. Эдикты Наполеона окончательно запретили аристократам ношение холодного оружия, оставив эту прерогативу лишь полиции. При этом вал преступности захлестнул Париж и другие города Франции. Привилегированным слоям населения пришлось как-то обороняться.
В отличие от шпаги ношение трости никакими законами не возбранялось, и в качестве инструмента самообороны трость, часто с тяжёлым набалдашником, подходила весьма неплохо. Дело осложнялось тем, что все учителя, пришедшие из фехтования шпагой или саблей, опирались на стандарты именно этих техник, сильно ограничивая общую эффективность. Уличная самооборона нуждалась в принципиально новом подходе, и такой подход предложил Мишель Кассё.
Кассё родился в тысяча семьсот девяносто четвёртом году в небогатом пригороде Парижа. Будучи лихим задирой, Мишель несколько раз отсидел в тюрьме за драки и понял, что свой опыт и умения стоит использовать повыгоднее. Сначала он работал в залах других тренеров, затем открыл свой собственный в квартале Монмартр. Причём ученики Кассё представляли широчайшую палитру всех категорий граждан, от воров и криминальных авторитетов до герцогов и лордов.
Время от времени в заведении Кассё появлялись владельцы других залов или просто опытные бойцы, вызывали новоявленного мастера на поединок, пытались ему "навалять" и, как правило, бывали биты. Собственно, вот так и сформировался сават, жестокий стиль уличного боя.
Нужно сказать, что Кассё не гнушался никакими грязными приёмами. В ход шло всё: выдавить глаз пальцем, сломать коленную чашечку, перебить кадык, "отрубить" язык апперкотом. Само название стиля переводится как "старый ботинок". Закон официально запрещал бить кулаком, поэтому в савате были широко представлены удары ногами, в том числе и высокие.
Негласное правило савата "Все средства хороши" легализовало и любые подручные средства: кастет, свинцовый шарик на шнуре, толстую тяжёлую трость. Со временем приёмы фехтования выделились в отдельный раздел савата, получивший название "каном".
Мишель Кассё первым признал специфику боя тростью и даже перешёл от классической фехтовальной стойки к стойке с палкой на плече. Техника приёмов нападения и защиты с тростью, предлагаемая Кассё, была столь эффективна, что один из его учеников, известный художник Жан-Гаспар Дебюро умудрился убить противника одним хорошо поставленным палочным ударом.
Особого веса "ботиночной" борьбе и фехтованию на тростях придал вышедший во Франции в первой половине девятнадцатого века пятидесятистраничный манускрипт "L'art de la savate et de la canne" ("Искусство савата и трости"). Авторство пособия до сих пор остаётся спорным: одни приписывают его перу самого Кассё, другие - кому-то из его последователей.
Мишель Кассё дожил до семидесяти пяти лет, но буйный нрав и привычка делать долги привели его на самое дно: он умер в полной нищете и безвестности.
Гораздо большего успеха на ниве фехтования тростью добился маэстро Ларрибо. История почему-то не сохранила настоящего имени этого человека. Все источники именуют его Маэстро. В сущности, он и был маэстро палочного боя.
Ларрибо родился почти на двадцать лет раньше Кассё. Он участвовал в Трафальгарской битве, служил моряком на судне "Медуза" и чудом спасся во время крушения. Маэстро изучил сават и английский бокс, говорил, что эти техники развивают гибкость и силу, но ни одна не позволит выстоять против тренированного бойца с тростью. Как и Кассё, он владел залом для тренировок, как и Кассё, издал иллюстрированную книгу по самообороне. Однако его зал был целиком ориентирован на подготовку фехтовальщиков, равно как и книга "Nouvelle theorie du jeu de la canne" ("Новая теория игры с тростью"), описывавшая самые простые и действенные методы палочного боя. Если саватье мог пренебречь изучением канома, то у Ларрибо в первую очередь преподавалась именно работа с палкой.
Ларрибо придумал снабжать трости ременной петлёй, охватывающей запястье, а в тысяча восемьсот пятьдесят четвёртом году попытался получить патент на "карманную трость". К сожалению, каким было это, по всей вероятности, складное оружие, можно только гадать.
Фехтовальщики тренировались биться тростью метровой длины, диаметром пятнадцать-двадцать миллиметров. Снаряд изготавливался из прочной древесины кизила или терновника. Удары подразделялись на горизонтальные и вертикальные "мулине", когда трость описывает окружность, а также тычковые (колющие) удары, как концом, так и пяткой трости. Кроме атакующих ударов практиковались блоки и уклонения. Нерабочая рука бойца убиралась за спину на уровне пояса. Ни локоть, ни кисть рабочей руки не должны были торчать в сторону. Корпус полагалось слегка развернуть, голову держать прямо, глазами фиксируя глаза противника.
В своей школе Ларрибо широко практиковал отработку ударов по антропоморфным мешкам. Маэстро рекомендовал ученикам прямые перемещения, без манёвров в сторону, однако много внимания уделял умению работать против оппонента, стоящего как перед бойцом, так и позади него. Для этого на полу зала наносилась особая разметка.
При жизни Ларрибо был чрезвычайно таинственной личностью, он остался загадкой и после смерти. Никто не знает, когда и при каких обстоятельствах упокоился мастер, где он похоронен и похоронен ли вообще.
Считается, что на данный момент те, кто интересуется европейскими системами вооружённой самозащиты, могут вести речь о трёх направлениях палочного фехтования: "ирландской трости", о системе английских техник боя и, собственно, о французском каноме.
Ирландская трость, строго говоря, никакой тростью не являлась, боец оперировал особой дубинкой: шилейлой, или блэктарном. Орудие представляло собой сделанный из тернового корня посох с утолщением на конце, в подобной бите иногда высверливали отверстие и заливали в него свинец. В девятнадцатом веке шилейла была излюбленным оружием ирландских эмигрантов в США. Различают два основных ирландских стиля: "танец баты и виски" и групповой "антрим", но к началу двадцатого века практика таких боёв в Ирландии и США была совершенно изжита.
Существует несколько английских стилей самообороны с тростью, но все они проистекают из французских техник с тем отличием, что джентльмены активно использовали в схватках шляпы и верхнюю одежду.
Имеются упоминания об итальянской манере палочного боя, но внятные сведения о ней отсутствуют. Одним словом, достаточно изученным бойцовским стилем можно считать лишь французский каном.
После тысяча девятьсот двадцатого года трость в Париже стала совершенно мирным предметом. Понадобилось тридцать лет, чтобы энтузиасты начали возрождать палочные бои, переведя их в спортивное русло.
Сегодня по всему миру есть множество клубов любителей французского фехтования; кроме того, федерации по палочным единоборствам регулярно проводят спортивные чемпионаты.
Спортсмены выступают в специальных зарешечённых масках, щитках и простёганных костюмах. Бой проводится на площадке диаметром в девять метров с одной или двумя тростями.
Вид этого единоборства пока не слишком популярен в нашей стране, но клубы последователей Мишеля Кассё и маэстро Ларрибо, секции и спортивные центры вовсю появляются в разных городах России.
Свидетельство о публикации №224031901359