Елена Филиппова. Медики имени Христа

  (Статья Елены Филипповой из журнала "Загадки истории" (номер девятнадцать, две тысячи двадцать третий год, тридцать вторая страница)).
  Влияние рыцарей на международные дела осталось где-то в далёком прошлом, но их наследники существуют до сих пор. Среди них и Мальтийский орден, который и в наши дни совершает богоугодные дела.
  В тысяча семьсот девяносто восьмом году император Павел Первый принял титул Великого магистра Иерусалимского Ордена Святого Иоанна и включил остров Мальту в число губерний Российской империи. Столица России стала штаб-квартирой Мальтийского ордена, для рыцарей был построен Приоратский дворец, в герб страны был включён мальтийский крест, в число наград империи внесён новый орден - орден Святого Иоанна Иерусалимского. Правда, сын императора Александр все нововведения отменил.
  Почти все духовные рыцарские ордена возникли в эпоху Крестовых походов. Все - кроме двух: ордена Святого Иакова Альтопасского, базировавшегося в Италии, и Суверенного Иерусалимского военно-монашеского ордена госпитальеров Святого Иоанна. Последний был сначала даже не военным орденом, а монашеским братством, обосновавшемся в не завоёванном ещё Иерусалиме за полвека до Крестовых походов - в тысяча сорок восьмом году (по другой версси - в тысяча восьмидесятом). Именно тогда купцы из итальянского городка Амальфи построили в Иерусалиме церковь Святого Иоанна Крестителя, а рядом - госпиталь, то есть странноприимный дом для паломников, который обслуживала монашеская община. Первоначально они занимались только уходом за больными и давали кров странствующим христианам. Но когда началась война с сарацинами, пришлось взять в руки оружие. В тысяча девяносто девятом году братство провозгласило себя орденом. Девизом они избрали фразу "Tuitio fidei et obsequium pauperum", то есть "Защита веры и помощь бедным".
  В тысяча сто тринадцатом году папа Пасхалий Второй издал буллу об учреждении на основе монашеской общины рыцарского военно-монашеского ордена Святого Иоанна, который по месту "приписки" стали называть просто госпитальерами, или иоаннитами. Монахам в чёрных плащах с белым восьмиконечным крестом против сердца разрешалось проливать вражескую кровь, но запрещалось поднимать меч на единоверцев. Кроме того, они были выведены из подчинения церковным или светским властям и подчинялись только Святому Престолу. Они приняли строгий устав, запрещавший жениться и владеть имуществом, и приняли самое активное участие в завоевании Палестины. Но, как известно, Иерусалимское королевство пало под ударами арабов, в тысяча сто восемьдесят седьмом году Иерусалим был потерян. Европейцам с годами пришлось сдавать крепость за крепостью. И в тысяча двести девяносто первом году иоанниты стали скать себе новый дом.
  Сначала монахи перебрались на Кипр, который в тысяча сто девяносто первом году Ричард Львиное Сердце отбил у Исаака Комнина и продал тамплиерам, те обратно Ричарду, а тот - Ги де Лузиньяну. Так что в тысяча двести девяносто первом году на островке правили кипрские короли из династии Лузиньянов. А иоаннитам принадлежали значительные земельные владения. Вскоре они построили на Кипре госпиталь и укрепили порт Лимасол. Но оставаться на острове в их планы не входило. В тысяча трёхсотом году рыцари начали строить свой флот. Они надеялись отыграть историю назад и вернуть себе Палестину. Увы! Мечта осталась мечтой, но флот они построили отменный.
  В тысяча триста девятом году рыцари отбили остров Родос, принадлежавший Византии. И орден стал там обживаться. В это же время был разгромлен другой рыцарский орден - тамплиеры. Многие из тех, кому удалось спастись, становились иоаннитами. На Родос стали стекаться рыцари со всей Европы - из Франции, Италии, Британии, Германии. И началась реорганизация ордена, превращение его в крупную международную силу. Тем более, что папа щедро одарил иоаннитов землями уничтоженных собратьев.
  В каждой стране, откуда происходили новые члены ордена, были образованы приорства, бейливики и командорства. Но штаб-квартира находилась на Родосе. Во главе ордена стоял Великий магистр, одновременно король Родоса, и Совет ордена из четырёх высших должностных лиц. По сути, рыцарский Родос был суверенным государством, чеканил свою монету, вёл свою политику, устанавливал дипломатические отношения с другими странами. И вёл постоянные войны с наступающими на Европу османскими турками. В тысяча пятьсот двадцать третьем году после полугода кровопролитных боёв с Сулейманом Великолепным иоаннитам пришлось оставить остров и перебраться на Мальту.
  Точнее, с Родоса они эвакуировались на Сицилию и стали искать защиты у Святого Престола. Но обрести новый дом им помог не папа, а правитель Священной Римской империи Карл Пятый и его мать Хуана Кастильская, передавшие остров Мальту им во владение за символическую плату - одному соколу в год. Так иоанниты стали мальтийскими рыцарями.
  Турки были, разумеется, в ярости. Прогнать рыцарский флот со Средиземного моря не удалось. В тысяча пятьсот шестьдесят пятом году они попробовали взять Мальту штурмом, но она была отлично укреплена. После трёхмесячной осады рыцари прогнали неприятеля, а в тысяча пятьсот семьдесят первом году объединённый испано-мальтийский флот разбил турок в битве при Лепанто. Однако уже в семнадцатом веке иоанниты были распущены в Англии, Шотландии и Швеции, в Германии и Нидерландах они утратили приорства, бейливики и командорства из-за перехода собратьев в протестантизм. Хотя саму Мальту эти события и не затронули, в конце восемнадцатого века существование ордена оказалось под угрозой.
  Мальту рыцари потеряли благодаря наполеоновским войнам. Причём из-за собственного принципа не поднимать оружия против единоверцев. В тысяча семьсот девяносто восьмом году Наполеон начал знаменитую Египетскую кампанию. Мальта, где пребывали рыцари, была удобным плацдармом. Так что Бонапарт не колебался. Девятнадцатого мая он вывел флот из Тулона, двенадцатого июня принудил рыцарей к капитуляции, а второго июля уже овладел Александрией. Рыцари сдались, не оказав ни малейшего сопротивления. Великий магистр Гомпеш подписал акт о сдаче Мальты и перебрался в Триест, надеясь, вероятно, вернуть остров в недалёком будущем. Однако, хотя через два года французов с Мальты выбили англичане, никто возвращать её рыцарям не спешил.
  За эти два года Гомпеш вынужден был сложить свои полномочия, российский император Павел Петрович, одержимый мечтой утвердиться на Мальте и навсегда покончить с турками, предложил рыцарям новый дом. Бездомные иоанниты согласились. В Петербурге на Садовой улице они устроили Совет Великого Приорства Российского и избрали венценосца своим Великим магистром, хотя по всем орденским законам Павел Петрович никак не мог быть не то что Великим магистром, но и простым рыцарем - он был православным и женатым. Тем не менее рыцари переправили в Петербург свои главные реликвии, там они и остались. А сами рыцари - нет. После полной победы сюзных войск над Наполеоном, в тысяча восемьсот семнадцатом году, мальтийские рыцари попали в России под запрет.
  Вместо бескрайних русских земель они получили в тысяча восемьсот тридцать четвёртом году комплекс зданий, выделенных им Святым Престолом, на Авентинском холме в Риме (так называемая Магистральная вилла). И главную резиденцию в Мальтийском дворце на улице Кондотти.
  Ордену потребовалось целое столетие, чтобы найти собственное место в стремительно меняющемся мире. Для этого рыцари решили превратиться из военного ордена в элитный клуб с ограниченным членством. И из небольшого островного государства в карликовый анклав посреди города Рима. Однако же в анклав с международным статусом!
  Сегодня Мальтийский орден считается самым маленьким государственным образованием в мире. Некоторые юристы даже отказываются называть его государством. Тем не менее орденское государство имеет дипломатические отношения со ста двенадцатью странами мира. И ведёт благотворительную и медицинскую деятельность в ста двадцати странах, оказывает гуманитарную помощь. С тысяча девятьсот девяносто восьмого года у Мальтийского ордена снова имеется владение на Мальте. Правда, это всего лишь небольшая территория в городке Биргу - форт Сант-Анджело.
  Рыцари признали новые реалии и сумели к ним приспособиться. Членство в ордене имеют около тринадцати с половиной тысяч человек, которые разделены на три класса: рыцари справедливости и признанные монастырские капелланы; рыцари послушания и донаты справедливости; простые члены ордена. Рыцари справедливости и капелланы дают обет послушания, целомудрия и бедности; они живут как монахи, но не в монастырских общинах. Рыцари послушания и донаты справедливости могут быть как мужчинами, так и женщинами, могут вступать в брак, иметь детей, но они должны соблюдать христианские принципы и подчиняться орденской дисциплине. От третьей категории не требуется ни соблюдения обетов, ни послушания, они должны быть просто хорошими христианами и участвовать в благотворительной деятельности ордена.


Рецензии