Николай Котомкин. Цветок святой Марии
Флоренция - один из красивейших городов Италии. В Средние века её гербом стал "цветок святой Марии", или флорентийская лилия - символ целомудрия и чистоты. И совсем недаром главный собор Флоренции посвящён святой Деве Марии с цветком лилии в руке. Даже купол этого чудесного церковного здания похож на огромную каменную лилию, склонившуюся с небес.
Как это часто бывало в эпоху Средневековья и Возрождения, Флорентийский собор стал долгостроем. Но время было потрачено не зря: над его созданием трудились лучшие умы своего времени, создавшие величественное сооружение.
Флоренция - по сравнению с другими городами Римской империи - не так уж и стара. Она была основана в пятьдесят девятом году до нашей эры как поселение для ушедших на покой легионеров. Хотя название "Флоренция", то есть "цветущая", посёлок получил вовсе не из-за обилия зелени, а просто потому, что был основан во время флоралий - праздника в честь богини весны Флоры. Но покровителем этого посёлка была вовсе не она, а бог войны Марс.
Постепенно каструм Флоренция стали заселять не только отставные военные. В третьем веке началось сугубо городское строительство, и появились речной порт, водопровод, бани, театр и амфитеатр. Флоренция получила статус города. И, как во всяком римском городке, в ней имелось множество языческих храмов. Но язычество постепенно сменила другая религия - христианство. И, как это обычно происходило, христианские церкви возводились на месте прежних языческих святилищ.
В триста девяносто третьем году миланский епископ Амвросий основал во Флоренции, но за стенами тогдашнего города, на христианском кладбище, базилику Сан-Лоренцо. Из-за нескольких волн завоеваний старое римское население было уничтожено или предпочло бежать, и в четвёртом-пятом веках язычников во Флоренции попросту не осталось. Город стал абсолютно христианским, старого покровителя Марса сменил новый - Иоанн Креститель.
С шестого по восьмой века город переходил из рук в руки христианских правителей - готов, византийцев, лангобардов, затем вошёл в империю Карла Великого, а в десятом-одиннадцатом веках в городе началось активное церковное строительство. В девятьсот семьдесят восьмом году было основано бенедиктинское аббатство, в тысяча тринадцатом году - базилика Сан-Миниато-аль-Монте. Но пик возведения храмов пришёлся на тринадцатый век, когда число жителей Флоренции дошло почти до ста тысяч человек - тогда началось строительство базилик Санта-Кроче, Санта-Мария-Новелла, Сан-Марко, Сантиссима-Аннунциата, Санто-Спирито, Санта-Мария-дель-Кармине и других. Город был могущественным и очень богатым. И ему был просто необходим большой кафедральный собор.
Где строить Дуомо, то есть собор, споров не возникало. Разумеется, на месте базилики Санта-Репарата, то есть святой Репараты, которая весьма почиталась в средневековом мире, а во Флоренции была небесной защитницей наряду со святым Зенобием, первым епископом Флоренции. Репарата была известна тем, что в возрасте двенадцати лет пострадала за веру.
Базилика, построенная в пятом веке, считалась главным церковным зданием города, сменив ещё в восьмом веке другой главный собор - базилику Сан-Лоренцо, тоже посвящённую этой мученице. Базилика Санта-Репарата к тринадцатому веку основательно разрушилась, да и была она маленькой для большой Флоренции. Так что в тысяча двести девяносто четвёртом году было решено начать строительство нового собора, постепенно разбирая фундамент действующей церкви и продолжая в старом здании богослужения. Новый собор должен был затмить размерами и красотой главные соборы Пизы и Сиены.
Согласно проекту архитектора Арнольфо ди Камбио, новое здание имело три нефа и большой восьмиугольный купол, причём вся базилика Санта-Репарата оказывалась внутри этого огромного сооружения и превращалась в один из нефов. Девятого сентября тысяча двести девяносто шестого года папский легат кардинал Валериан в торжественной обстановке заложил первый камень будущего собора. Все понимали, что задуманный проект имеет долгосрочную перспективу и за пару десятилетий его не осуществить, сам Арнольфо считал, что потребуется сто сорок лет непрерывной работы. Он ошибался. Потребовалось гораздо больше времени.
Да и за время строительства несколько изменился первоначальный план. Арнольфо начал с закладки нового фундамента и возведения стен боковых нефов. Однако после его смерти работы остановились почти на полвека: флорентийцам срочно потребовались средства для укрепления городских стен, время было неспокойное. И если бы в тысяча триста тридцатом году случайно не обнаруились мощи святого Зенобия под полом старой базилики, ожидание могло бы растянуться и на более длительный срок.
Находка мощей мигом изменила умонастроение городской верхушки: строительство сразу же возобновилось. Им руководили Джотто ди Бондоне, который возвёл колокольню, сменивший его Андреа Пизано, а после его смерти Франческо Таленти и ещё более пяти архитекторов. И всё это время базилика Санта-Репарата "жила" внутри строящегося собора. Окончательно она была снесена лишь к тысяча триста семьдесят пятому году, а остальные два нефа завершены ещё через пять лет. В результате получилось массивное сооружение, покрытое белым и полихромным мрамором с зелёными и красными вкраплениями, украшенное каменной резьбой, барельефами, мозаиками, розетками, арочными входами.
Все три здания - баптистерий, колокольня, собор - выполнены в едином стиле. Размеры собора впечатляющие. Его длина сто пятьдесят три метра, ширина трансепта - девяносто метров, ширина нефов - около сорока метров. Высота под куполом - девяносто метров, а высота всего здания с куполом и фонарём - сто пятнадцать метров. В ту эпоху, когда собор строился, он был самым большим и высоким церковным зданием на планете.
В тысяча четыреста двадцать первом году новый собор был почти завершён, оставалась малость - возвести купол. Для этого строители оставили отверстие диаметром в сорок пять метров. По расчётам, диаметр купола вместе с барабаном должен был составить пятьдесят три метра. Ещё в тысяча четыреста восемнадцатом году городское правительство объявило конкурс на разработку проекта купола и машин, с помощью которых его можно построить. Проектов поступило множесто, но состязание выиграл Филиппо Брунеллески.
Рассказывают, что когда его спрашивали, как выглядит его проект, он предлагал поставить яйцо на один конец, чтобы оно не упало, и никому, конечно, этого сделать не удавалось. Тогда Брунеллески стукнул яйцом о мрамор, слегка сплющил скорлупу - и яйцо встало вертикально. Таков и мой проект, говорил архитектор. Для того чтобы поднимать грузы на большую высоту, он изобрёл специальные механизмы, о которых мало что известно. Чертежей не сохранилось.
Купол строился без подпорной деревянной арки. Опорой ему служило восьмиугольное основание с восемью остроконечными арками, которые образовывали двадцать четыре ребра жёсткости и соединялись шестью горизонтальными кольцами, а вверху эту конструкцию намертво придавливал массивный мраморный фонарь, увенчанный позолоченным медным шаром и крестом. Высота самого фонаря - двадцать один метр.
Для того чтобы купол вдруг не рухнул, Брунеллески высчитал, что его перекрытие должно идти под углом шестьдесят градусов. Для этого каждый верхний слой кирпича укладывался с нависающим выступом над нижним. Кирпичи скреплялись с помощью пуццоланового цемента. Строительство заняло шестнадцать лет - с тысяча четыреста двадцатого по тысяча четыреста тридцать шестой годы. Внутреннюю отделку мастер думал выполнить из золотой мозаики, как в баптистерии. Однако он умер прежде, чем начались работы. И купол просто покрыли побелкой. Лишь через сто двадцать лет тосканский герцог Козимо доверил роспись своему придворному живописцу Джорджо Вазари.
Двадцать пятого марта тысяча четыреста тридцать шестого года собор был торжественно освящён папой Евгением Четвёртым. С тех пор в нём проводились важнейшие церковные и светские мероприятия, в том числе знаменитый Флорентийский собор, затеянный ради воссоединения православной и латинской церквей, и публичные чтения "Божественной комедии" Данте.
Именно здесь разыгрались страшные события тысяча четыреста семьдесят восьмого года, когда во время мессы заговорщики из семьи Пацци напали на Джулиано и Лоренцо Медичи. Первый был убит, второй - ранен. Лоренцо спасло лишь то, что он смог вбежать в ризницу и забаррикадировать дверь. Флорентийский народ был так возмущён в святом месте, что изловил участников заговора и разорвал их на части. Не менее мрачную страницу вписал в историю собора и фанатичный монах Савонарола. Свои зажигательные проповеди он произносил именно в Санта-Мария-дель-Фьоре.
В тысяча четыреста сорок третьем году были установлены соборные часы работы Паоло Уччелло, в которых использовано не двенадцать, а двадцать четыре деления циферблата. Интересно, что до сих пор они находятся в отличном состоянии и показывают время с достойной точностью.
Свидетельство о публикации №224031901408