Реплика. Кустурица собирается ставить Достоевского

Узнал из рассылки по электронной почте LiveLib, что Кустурица намерен снять по собственному сценарию фильм, в котором "соединятся" «Преступление и наказание» с «Идиотом». О планах снять фильм по хрестоматийному для нас и самому известному в мире роману Достоевского «Преступление и наказание» Кустурица заявил в октябре 2023 года, во время своего пребывания в России. Всю картину он намерен снять в России, на русском языке и с российскими актерами — впервые в своей многолетней режиссёрской практике. «Всё, что мне надо, — хорошие актёры и актрисы в России». — сказал он в интервью «Известиям».
Надо ли ставить Достоевского ? Конечно же, надо и гораздо больше, чем сейчас.
Но постановки великого русского и европейского автора должны идти не в русле пустого формотворчества и отсебятины, даже если в этом участвует маститый кинорежиссёр, а по направлению изучения тех глубин классика, которые наиболее востребованы в настоящее время и отвечают гражданской линии русской литературы.
Бедные люди, мечтатели, подпольный и смешной человек Достоевского... Всех этих персонажей объединяет стремление к справедливому жизнеустройству, почве и правде, социальной активности, а не погружение в бытовое болото.
Кустурица далеко не первый и, по всей видимости, не последний из европейцев, кто присваивает себе возможность коверкать классические тексты российской литературы.
Томас Манн утверждал: «Достоевский, но в меру».
Это типичный европейский подход.
В конце концов российские кинематографисты не снимают фильмы, где вместо второй части «Фауста» будут заключительные главы «Волшебной горы»?
Убеждён, что в качестве политического и литературного лидера sober Russia и продюсера независимой кинокомпании «Вещий Олег» выражу мнение всего сообщества почитателей Достоевского и коллег по кинематографическому цеху России, в своём призыве к Минкульту отказаться от финансирования этой постановки Эмира Кустурицы.
Пусть снимает два фильма по Достоевскому, один по «Преступлению и наказанию», другой по «Идиоту». И не по собственному сценарию, а по каноническим текстам.


Рецензии