О старости

Цикл "Стихотворения в прозе"
****************************

Я заглянула в лицо старости и вот что увидела там....
Старость полна сюрпризов и самый главный из них — смерть.
Ну, полноте, скажет кто-то, какой же сюрприз смерть. Всяк знает, что она непременно придет к каждому.
Нет. Смерть всегда и для каждого является сюрпризом. Неожиданным. Безжалостным. Неотвратимым. Иногда очень мучительным.

Оставаться как можно дольше молодыми и жить долго, не старея, кто ж не хочет!? При этом из века в век разный возраст у старости. Когда человека можно назвать стариком? В пятьдесят, как наших не столь давних предков, или в шестьдесят пять, семьдесят, как в прошлом веке? А может, старость начинается в девяносто? Или в сто? А может, есть счастливчики, у которых она не начинается вообще?


"Когда шестьдесят с лишним лет мне пробило
И возраст давить стал, не те стали силы,
Со вздохами, жалуясь, все вспоминал я
О добрых деньках моей юности славной.

Растратил их я так легко, без усилий,
Что кости мои еще больше заныли.
В постели ворочался я с боку на бок,
Напрасно гадая, что сделать мне надо.

Поможет мне что здесь: лекарства иль мази,
Трава колдуна иль целебные грязи? ...

...Я долго потом усмехался угрюмо,
И все повторял: свою старую шкуру
До смерти придется таскать мне понуро,
Поскольку на свете не сыщешь лекарства,
Чтоб вновь сделать юным меня, Ганса Сакса".

*******************************

"Источник молодости" (фрагмент)
Ганс Сакс. 1557.
Перевод мой.
************

Эти строчки были написаны пять веков назад. А что изменилось с тех пор?

В старости тело обретает множество голосов. Иногда оно печально попискивает, жалуясь на боль, иногда плачет, но, бывает, — ревет раненым зверем, отказываясь слушаться... Это голоса болезней и увядания. Поистине надо быть колдуном-кудесником, чтобы умудриться дожить до своего конца в трезвом уме и бодром теле, послушном и радостном..

А жизнь, беззаботная и юная, волнуется вокруг, обтекает тебя, не замечая. Ты ей не интересен, ведь молодости нет дела до старости, которая вся в прошлом. Прошлое для нее всегда значительней, чем настоящее. К тому же молодость не любит морщины и дряблую кожу. Они так не эстетичны, фу, и портят настроение, напоминая молодым о неизбежном будущем.

Жестокая истина в том, что тот, кто борется с собственным угасанием, восстает против природы и, собственно говоря, борется с зарождением новой и новой жизни, которая постоянно пробивает себе дорогу и властно требует для себя пространства....

"Старье обрушится, проходят времена,
                — И снова жизнь цветет через руины.."

                Ф.Шиллер. Вильгельм Телль. 1802-1804. 

*******************************               

Я заглянула в лицо старости и вот это увидела там....

Отныне в этой старой, изжеванной жизнью шкурке нам предстоит доживать свою жизнь.
Нашу жизнь с молодостью и красотой объединяет одно: она так же мимолетна, как и они: вот она здесь и сейчас – цветет и царит.
Кажется, что будет так вечно. И вот – ее уже нет. Как взмах крыльев бабочки.


Рецензии