Сверхзадача образования
Традиционно в профессиональном учебном заведении преподаватель решает задачу научить студентов профессиональным навыкам, чтобы они могли пополнить ряды квалифицированных, востребованных работников. Естественно, что квалификация и ее уровень варьируются в зависимости от учебного заведения. Но за каждой задачей нужно видеть сверхзадачу, которая очевидна, если взглянуть на исходную задачу с позиции вечности. Так какова же сверхзадача в профессиональном учебном заведении? Представляется, что ее можно сформулировать как создание целостной личности, обладающей профессиональными компетенциями, которые суть ее неотъемлемая часть. Неотъемлемость здесь понимается, как жизненная необходимость в профессиональной деятельности, когда субъект рассматривает ее как естественное жизненное проявление, такое же, как другие жизненные проявления, обеспечивающие само существование. И только, когда такой уровень профессионализма достигнут, можно полагать, что профессиональное образовательное учреждение выполнило свою сверхзадачу. Обоснуем этот тезис.
Во-первых, отметим, что личность, наделенная глубокими профессиональными компетенциями, представляющими собой ее естественную часть, обладает неисчерпаемым потенциалом самореализации, и не только в профессии. Такой человек хорошо представляет свое положение в социуме, как следствие, независим от мелочей, поэтому самостоятельно ставит перед собой задачи и их решает. Можно сказать, что в этом случае личность становится творцом, а не просто воплотителем чужих идей, планов, желаний. Ее субъективность становится объективной, что выражается в обосновании (в первую очередь перед самим собой) принимаемых решений, и, как следствие, осмысленности совершаемых действий. В итоге мотивация жить имеет неисчерпаемый ресурс в профессионализме.
Во-вторых, неотделимый от личности профессионализм становится источником ее развития, что вполне естественно. Также, как для достижения новых результатов спортсмен должен тренировать тело, профессионал должен приобретать новые знания и развивать навыки, ведь он творец и поэтому мотивирован к достижению новых результатов. А новые результаты – суть не достижения ремесленника, который унаследовал профессию от отца и передает ее в том же виде своим потомкам. Новые результаты требуют подключения дополнительных жизненных ресурсов, что невозможно без должной мотивации, источником которой служит естественный профессионализм. На свою деятельность такой человек смотрит как на продолжение самого себя. Также как амфора гончара есть продолжение деятельности его руки, также естественное исполнение профессиональных навыков есть продолжение интеллекта личности-творца.
Итак, самореализация и саморазвитие – это базис, на котором базируется профессионал, решающий свою сверхзадачу. Отметим, что раньше воспитание профессионализма было в гораздо большей степени на решение сверхзадачи, т.к. было неотъемлемой часть воспитания патриотизма, когда профессиональное ОУ воспитывало студента как человека дела, необходимого стране здесь и сейчас. Т.е. профессионализм и патриотизм были двумя не различимыми сторонами одной медали. Сейчас профессионализм близко не лежал к патриотизму, т.к. базируется лишь на образовательных стандартах. Последние же составляются, в лучшем случае, исходя из требований рынка труда, и как правило опаздывают от этих требований.
Но сейчас речь пойдет не об этом историческом периоде, а о том, что небольшая часть студентов профессионального образовательного учреждения (ОУ) совершенно естественно ставят перед собой сверхзадачу, не зависимо от того, насколько само ОУ предполагает ее решение. И мне хотелось бы рассказать об одном таком студенте, которого мне довелось учить дистанционно, т.к. он был прикован к инвалидному креслу и, естественно, не мог посещать занятий. Его звали Максимом, хотя я к нему иначе, чем Максимушка не обращался. Его заболевание не позволяло ему использовать руки, чтобы вводить данные с клавиатуры или мышкой. Для того, чтобы печатать тексты, он использовал длинную штангу, которая была закреплена на голове. Вы представьте себе, какой это титанический труд, чтобы напечатать какой-либо текст, например, компьютерной программы. А на моих уроках таких программ мы написали немало, т.к. без практики невозможно стать программистом. Кроме того, он не мог говорить, и поэтому обмен репликами с преподавателем происходил только печатными текстами.
Однако, все эти физические трудности уходили, когда Максимушка впрягался в обучение. По-другому я не могу охарактеризовать этот процесс. Он ставил перед собой цель, которая была очевидна для него, и которую я понял только позже, когда осознал, что его целью было не просто получение образование в ИТ, она была гораздо глубже – решить сверхзадачу, чтобы профессионализм стал неотъемлемой частью его личности. Не смотря на все препятствия, которые мне казались непреодолимыми, он ставил перед собой сверхзадачу, даже не формулируя ее. Она просто перед ним стояла. На каждом курсе обучения, он шел к этой сверхзадаче, в том числе и как средству компенсации недоступному ему функционалу.
Это движение было не только самореализацией в той интеллектуальной сфере, которая, казалось, и была ему единственно доступной. Оно было глубоко мотивированным из источника, который был мне неведом, но присутствие которого я ощущал на каждом занятии. В то время, как большинство студентов вполне удовлетворялись моими объяснениями материала и выполнением домашних заданий, Максим ставил перед собой гораздо более высокую планку, нагружаясь по собственному желанию дополнительным материалом, и иногда удивляя меня обширностью своих знаний и требований к себе. Не хочу приводить конкретные примеры нашего активного взаимодействия, т.к. они, по большей части, имеют характер специальных из ИТ Однако, иногда, чтобы квалифицированно ответить на его вопросы, мне приходилось крепко поразмышлять, чтобы понять глубину его замысла. Общение с ним доставляло большое интеллектуальное удовлетворение. Я передавал ему свои знания, и не только как преподаватель, но и как человек с богатым жизненным опытом. Взамен я наблюдал редкое явление – интеллектуальный рост личности, происходящий на моих глазах. Именно тогда, я осознал, что преподавание есть обоюдное движение обеих вовлеченных личностей к своим сверхзадачам.
Свидетельство о публикации №224031901612