Флобер - Госпожа Бавари

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Сначала я купил Маяковского - принялся читать, оказалось, что почти всё уже листал когда-то, хотя в домашней библиотеке Маяковский присутствовал лишь отдельными тонкими книжками, которые постоянно терялись (одновременно было не более одного томика). Удивительно сколько устоявшихся выражений, которыми все мы разговариваем, оказались цитатами из его произведений!

Затем средний сын принялся жаловаться о том, что после Шерлока Холмса ему совершенно нечего читать. Ни в одной другой книге он не может найти логическую загадку и поэтому вынужден "!!!НА КАНИКУЛАХ!!!" решать математические уравнения. Чтобы избавить его от этого наказания купил бесконечное по объему ярко-красное собрание Агаты Кристи. Взял первый том, принялся читать... На что похоже, так это на "ироничный детектив" автора, которая некогда гремела - забыл. Помню, когда-то вымучил полторы книжки по рекомендации подруги. Подруга была очень умна (или красива) и я не мог проигнорировать её совет. В обоих случаях это было удивительно бессодержательное чтение. Больше всего расстраивает, что такое ... занимает так много места на полках.

Сам я в это время брался то за одного не читанного классика, то другого. За классиков я держу исключительно русских писателей, так как о зарубежных практически ничего не знаю. Но, видимо, на фоне Шолохова все они показались мне скучноватыми - не фактурны и излишне нравоучительны. Тогда, вообще не понимая кто он, взял да и купил Флобера. Начал читать первый том - оказалась «Мадам Бовари». Читаю я очень медленно, какими-то урывками, в основном на кухне, пока ем - а это именно что минуты. Тем не менее добрался до конца первой части.

Флобер сильно похож на Тургеньева, но без ханжества, присущего почти всем русским классикам. Ханженство там бывает прямо-таки необъятного масштаба. Достаточно вспомнить, что многие из них обличали крепосное право, являясь одновременно крупными рабовладельцами. То-же касается любовных отношений, семьи и дружбы. Так вот, ничего подобного у Флобера нет - описания просты, правдоподобны и честны. По крайней мере нигде не сквозит это елейное ... о чём я говорил.

Описывается жизнь некого Шарля Бовари, который стараниями матери поступил в медицинский и с горем пополам его окончил. Мать женила его на престарелой женщине исключительно ради её приданного и они жили ни шатко ни валко до тех пор, пока Шарль не вылечил одного фермера - отца Эммы. В Эмму он влюбился, его же жена заболела и умерла. Таким образом, он оказался вдовцом и не долго думая женился повторно.

Второй брак оказался счастливым. Эмма тоже, судя по всему, была счастлива до тех пор, пока Шарлья не пригласили на аристократический балл. (Ещё один пациент - князь!) Эмму поразил образ жизни аристократов, она сравнила его с обычным своим времяпровождением и вместо того, чтобы забыть об этом эпизоде жизни, принялась страдать. В этом месте я вспомнил Сатью (Сатья-Дас известный «семейный гуру»), который учит, что для женщины главное, чтобы было "как у людёв!!!" (цитата). С этих позиций, Сатья не рекомендует показывать своим жёнам ту жизнь, которую муж не может обеспечить... Но я отвлёкся. Так вот, Эмма решила, что "у людёв" так, как в княжеском замке, а муж не только не мог, но и не стремился обеспечить подобный уклад. В результате она принялась тихо презирать Шарля. Первая часть заканчивается на том, что обеспокоившись тем, что жена страдает и на ней нет лица, Шарль решился на переезд. Надо ли говорить, что вместо того, чтобы переехать в Париж, о котором грезила Эмма, он выбрал новым местом жительства совершеннейшую глухомань, но с хорошим климатом и одновременно с гарантированным врачебным доходом? Заботливый!

В целом, первая часть показалась мне прямо-таки женоненавистнической.

14.06.2023г.



ВТОРАЯ ЧАСТЬ

На новом месте Эмма не то, чтобы заскучала, но как будто избавила себя от всяческих обязательств (по отношению к мужу). Она жаждет роскоши и мнит себя аристократкой, чьё предназначение куда выше того, что ей-же суждено судьбой (и мужем). Если отвлечься от сути произведение, то кто из нас не ощущал себя по молодости таким вот незаслуженно обиженным?

Местное общество представляло собой кружок... не то, чтобы интеллектуалов, а интеллектуальных ремесленников - аптекарь, врач, нотариус... Среди прочих там бывал и ученик нотариуса Леон. Молодой неискушённый и, я бы даже сказал, робкий стряпчий был сражён красотой Эммы с первого же взгляда. Он плохо спал, вздыхал по ней, ходил за ней и совершал прочие в том-же духе невинные глупости. В конце концов Эмма его заметила и после буквально минутное размышления решила - влюблён! Она стала давать ему знаки, они встречались, впрочем совершенно невинно, то в саду, то в гостинной... Всё это сильно напомнило бы мне увлечение Любоньки Круцеферской во "Кто виноват", если бы ни несколько глумливая манера в которой излагает свою историю Флобер. Кроме того, там герои страдали и мучились (в том числе, совестью), здесь же никаких моральных терзаний не наблюдается. В конце концов, Леон уезжает в Париж учиться, так и не сорвав запретный плод, но не потому что Эмма была не готова уступить его воздыханиям (в буквальном смысле слова всё-таки скорее вздыханиям), а исключительно потому что Леон так и не придумал, как именно к ней подступиться.

Эмма же в разгар своего платонического увлечения знакомится с местным торговцем Лере. Тот готов был исполнить любой каприз Эммы и старался сделать это в кредит. Лично мне показалось странным, что Эмма зачастую узнавала о стоимости своего заказа постфактум, когда уже невозможно было вернуть покупку. Трудно представить такого клиента. Хотя, если женщина ощущает себя аристократкой?... Короче, всю вторую часть книги господин Лере тихой самой закапывает семейство Бовари в долгах. Правильней будет сказать так - Эмма Бовари, чуть ли ни целенаправленно закапывает своего мужа в долги посредством Лере. Мне опять же показалось странным, что она не ассоциировала благосостояние мужа со своим собственным. Собственно, я для того говорю об этом Лере, что про него и повода больше говорить не будет, но он как будто всегда присутствует в повествовании. Видимо где-то в конце книги семейство Бовари разорится через него. (я ещё не дочитал) Вы-же должны знать, что каждая блажь Эммы тут-же исполнялась в кредит и за большой барыш.

Не успел Леон отгоревать свой отъезд, как к Шарлю явился соседский помещик - холостяк и мизантроп по имени Рудольф. Он обратил на Эмму внимание некоторым ленивым кошачьим манером и решил за ней приударить. Действовал он скорее расчётливо, нежели напористо, но Эмма особо не сопротивлялась. В день когда она ему отдалась она ликовала "У меня есть любовник! У меня есть любовник!". Роман с её стороны развивался головокружительно, она почти сразу потеряла осторожность и мне опять же не понятно, как её не разоблачили перед мужем. Рудольф же пользовался ею почти что скучая. Наконец, Эмма решила бежать со своим любовником, что называется в новую жизнь. Естественно в тот же момент Рудольф решил бросить своё увлечение. Эмма накупила (в непомерный из-за срочности кредит!) чемоданы и кое-какую одежду и в тот момент, когда она с чемоданами бросилась в побег, вместо Рудольфа в условном месте её ждало письмо... вполне понятного, я думаю, содержания. Удар был такой чудовищной силы, что Эмма слегла с горячкой. Муж за ней ухаживал с такой бескорыстной заботой и трогательной самоотверженностью!.. Флобер в тот же момент несколькими штрихами даёт понять, что финансовое его положение пошатнулось - долги росли и векселя не оплачивались, а откладывались в долгий ящик.

Дочитав до конца второй части, я вдруг подумал (действительно "вдруг") - а что, если эта книга не о женской взбалмошности и предательстве, а о дурачке Шарле. Что, если нужно не сопереживать его беде (о которой он не догадывается), а просто ржать над ним, тыча толстым немытым пальцем. Что это? (то, что я читаю) - женская мелодрама, комедия положений или всё таки серьёзное психологическое исследование?

20.09.2023г.



ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ

Вот и дочитал я творение господина Флобера "Мадам Бовари".

Вообще я принял плохую манеру просто пересказывать чужие книги, вместо того, чтобы фонтанировать эмоциями и вываливать на суд читателей собственные умозаключения на данную тему. Собственно, по содержанию никаких сюрпризов не оказалось. Всю третью часть Эмма крутила любовь с, казалось бы, безвозвратно уехавшим Леоном. Для этого она оформляет уроки на фортепиано в соседнем городе и ездит туда каждую неделю, а то и чаще (чем дальше, тем чаще). Она по высшему разряду снимает гостиницу для утех, но чтобы обмануть мужа вынуждена снимать помещение поскромнее, где и должна была бы останавливаться. Кроме того, она вынуждена для отчёта оформить расписку об уроках, которые не берёт, опять же ради обмана. Долги же растут и в один не прекрасный момент ростовщик Лере продаёт её долги банкам и те начинают судебную тяжбу, которая оканчивается описью имущества.

Эмма мечется между знакомыми и друзьями, пытаясь занять, но никто ей не одалживает. Тогда она кидается к Леону и тоже терпит фиаско (Леон давно уже решился с ней порвать - ему не хватало лишь повода в виду собственной слабохарактерности). В последнюю очередь, презрев гордость, она просит денег у Рудольфа, но оказывается, что он не располагает такими суммами. Униженная и растерянная она возвращается домой где растерянный муж коротает время в компании судебных приставов, но по дороге забегает к аптекарю и наедается там крысиного яду.

Примерно двадцать страниц описывается умирание этой женщины в каких то подробностях скорее физиологических, нежели литературных. Затем Эмму хоронят и жизнь продолжается. Шарль пытается выпутаться из долгов, продаёт решительно всё, но маниакально хранит вещи Эммы, каждую неделю ходит с дочкой на её могилу. Но долги не снижаются, а кажется даже растут словно грибы после дождика. Решительно все требуют от Шарля уплаты и даже Мадемуазель Лампред, у которой Эмма и должна была брать уроки, предъявила Шарлю те самые фальшивые векселя, которые были выписаны только для виду (довольно странное, кстати, на мой взгляд предприятие оставлять подписи на таких документах). Шарль заплатил и ей. В общем-то, может быть, что-то у него и получилось бы, если бы он ни нашёл две шкатулки - одну с письмами Рудольфа, другую с письмами Леона. Этот удар Шарль не пережил - быстро опустился, а затем и умер (автор даёт понять, что всё-таки от тоски по Эмме). Девочку отправили бабушке - маме Шарля, но та тоже умерла. Короче все умерли, как в знаменитой песенке из "Формулы любви".

На последних листах Флобер описывает жизнь остальных героев книги - аптекаря, Лере, прочих. Они живут пошло и самодовольно.

Должен признаться, что Флобер так и не сумел вызвать во мне сопереживания своей героине. Она с самого начала второй части казалась мне напыщенной идиоткой, целенаправленно идущей к подобному финалу. Единственное, что удивляет, так это самоубийство - совершенно невероятное деяние для столь самовлюблённой и сладострастной особы. По правде, она должна была бы сделаться проституткой и это было бы на мой взгляд правдивее авторского итога. Удивляет ещё, что на всю книгу нет ни единого порядочного героя (или хотя бы чуть выше пошлости). Флобер презирает всех их и я тоже начал было презирать всех подряд вслед за автором. Ох как это отличается от вообще всего, что я читал до сих пор! (из классики). Какое-то тотальное бесчувствие всех - и друзей Эммы и врагов и такая-же всеобщая мелочная расчётливость. Напоследок должен заметить, что роман читается как плохой детектив - всё можно предсказать наперёд с того момента, как Эмма побывала на злополучном балу.

15.10.2023г.

https://vk.com/alexdassy


Рецензии