Михаил Илле и Телескоп в моей жизни

 
Моя статья «“Телескоп”» праздник, который всегда во мне», была опубликована в издании «Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований» более десяти лет назад (2013, №4). Соответственно, она фиксирует лишь часть сделанного мною с журналом, впереди было еще шесть весьма продуктивных лет. Приведу лишь один факт: за 15 лет существования журнальной рубрики по истории современной российской социологии, которую я редактировал, она была представлена на страницах издания 90 раз, и совокупный объем опубликованных в ней материалов – не менее 180 печатных листов. Ни один российский социологический журнал не уделял столь пристального внимания истории нашей науки.
Статья завершалась словами: «Пусть праздник продолжается...», и он продолжался. И сейчас, хотя «Телескопа» уже нет почти пять лет, воспоминания о нем и о сотрудничестве с Михаилом Илле, создателем и редактором журнала, – всегда приятные, радостные. Праздничные...


В конце 2023 года после продолжительной и тяжелой болезни не стало Михаила Евгеньевича Илли. Это тягостное событие не прошло мимо петербургского и российского социологического сообщества. Многие откликнулись на него. Но сделанное им не пропадет, можно с уверенностью сказать, публикации «Телескопа» будут многие годы востребованы социологами, исследователями рынка, историками и политологами, ибо в них представлена жизнь Петербурга и России на рубеже XX-XXI веков.


Во второй половине февраля 2024 года увидел свет первый в этом году номер журнала «Пути России». В нем опубликована моя с группой соавторов статья «Михаил Евгеньевич Илле (21.06.1952–27.12.2023): Успешный исследователь и редактор» Размещенный ниже текст - фрагмент этой статьи.    

                ******

Настоящий выпуск «Телескопа» - сотый!
Это – значимое событие не только для петербургского социологического сообщества, но и для современной российской социологии. Думаю, что в стране нет других региональных, независимых социологических изданий, отметивших или готовящихся отметить подобное достижение.
Журнал создан в 1997 году М.Е. Илле, и вот уже полтора десятилетия издается им. «Телескоп» - это результат его подвижничества и его видения социологии как науки и социального феномена. Без сделанного им мы как исследователи социальных процессов, полстеры, аналитики рынка были бы беднее и разобщеннее.


В моей домашней библиотеке – 93 выпуска «Телескопа», наверное, это самая полная в Западном полушарии коллекция. Есть предпосылки для тщательного многопараметрического контент-анализа содержания журнала. Он может дать многое, ведь это – документ, в котором представлена рефлексия петербургских социологов на происходившие в городе, стране перемены и который отражает процессы, происходившие внутри нашего профессионального сообщества. Однако и просто его регулярный просмотр, чтение наиболее интересных для меня материалов позволяют утверждать, что у «Телескопа» есть свое «лицо», свой «голос» и свой «темперамент», есть особость в освещении современного российского социального пространства и свое понимание длительного пути российской-советской-российской социологии. Закономерно, что в центре внимания журнала петербургские проблемы и большинство авторов – петербуржцы. Но одновременно издание по-петербуржски открыто для обсуждения более широких проблемных пространств и активно приглашает «в гости к нам» исследователей из других городов.


Отмечу два уникальных аспекта издательской политики  журнала. Во-первых, он публикует весьма объемные по размеру статьи, что крайне редко встречается в периодических научных изданиях. Во-вторых, процесс принятия статей и их публикации в целом недолог. Отчасти обе эти особенности обусловлены тем, что свыше десяти лет журнал выходит шесть раз в год, но главное здесь – взаимное доверие Михаила Илле и авторов, а также – открытость, отсутствие бюрократизма в работе редакционного совета.
Для меня «Телескоп» - это не просто постоянный источник ценной информации, не только канал для сообщения коллегам о сделанном мною, но – настоящий праздник. Поясню сказанное.


В июне 1999 года я впервые после пяти лет жизни в Америке приехал в Петербург, хотя и сейчас мне привычнее говорить Ленинград, и утром следующего дня помчался в «Дом Книги» на Невском проспекте. Заглянул в отдел философской литературы и был крайне удивлен обилию книг по социологии. Там я обнаружил два или три выпуска не известного мне журнала «Телескоп:  наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев». Я покупал тогда всю социологическую литературу, которую видел, и увез с собою около 40 кг книжной и журнальной продукции. Два приобретения стали для меня жизнеопределяющими, знаковыми. Книга о российской социологии 60-х годов, вышедшая под редакцией Г.С. Батыгина, и журнал «Телескоп». Многое из сделанного мною за последнее десятилетие навеяно этой книгой и стало возможным лишь благодаря журналу.


«Телескоп» сразу стал «моим журналом». Прежде всего, он вернул меня в социологическое сообщество города; я листал страницы журнала и очень часто радовался встречам с коллегами, которых знал десятилетиями. Вскоре Илле стал высылать мне каждый свежий выпуск журнала, я читал все подряд и постепенно окунался в петербургскую реальность и проблематику. Видел, как социологами осваивается мир, который – в силу вынужденной оторванности от российских реалий и, наоборот, необходимости погружения в американские – был очень поверхностно знаком мне или вообще не известен.


Подчеркну, мой пространственно-временной отход от проблем жизни города и населения был все же относительно недолгим. Тем не менее даже этот ограниченный натурный эксперимент давал мне право для вывода о том, что журнал оказался ценнейшим источником информации о петербургских реалиях. Теперь представим читателей, которые обратятся к «Телескопу»  в середине текущего столетия. Как много интересного и полезного они там найдут. Бег времени повышает цену сделанного сегодня.
К лету 1999 года завершалось пятилетие моего профессионального молчания, и иногда мне казалось, что я уже не заговорю. Но по мере освоения содержания журнала во мне возникало желание самому что-либо подготовить для него, Сдерживали два обстоятельства. Первое – страх. Я долго находился на значительном удалении от каких-либо научных исследований, выпал из системы профессиональных контактов и утерял опыт работы над статьями. Второе, журнал был пронизан, пропитан «петербуржской» тематикой и смотрелся значительно более маркетинговым, чем социологическим.


Проиллюстрирую сказанное краткой информацией о содержании первых двух выпусков журнала за 1999 год, с которых началось мое знакомство с ним. Выписываю подряд заголовки статей: «Кушай, Вася, рекламу... (О том, сколько рекламы съели петербуржцы в ночь с 26 на 27 декабря»; «Бизнес и предпринимательство в зеркале свободных высказываний петербуржцев»; «Рынок продуктов быстрого приготовления в Санкт-Петербурге»; «Обзор рынка косметики Санкт-Петербурга»; «Готовность к насилию в Санкт-Петербурге: набросок социального портрета»; «Выборы в Государственную Думу-99 на страницах петербургских СМИ»; «Рынок маргарина в Санкт-Петербурге»; «Рынок меховых изделий Санкт-Петербурга»; «Жилищные компенсации и задолженность населения по оплате жилья и коммунальных услуг в С.-Петербурге в 1998 году»; «Дачный Петербург»; «Пушкин в нашей жизни». Перечитывая сейчас эти «имена» журнальных материалов, я снова просмотрел многие из названных статей. Безусловно, «Телескоп» сохранил для будущего фоновую информацию о жизни Петербурга в конце прошлого столетия и показывает, как социологи города осваивали методы маркетинговых изысканий.


Однако тогда я не размышлял в подобном ключе, думал, как вписаться в складывавшийся дискурс журнала, чем можно заинтересовать его читателей.  Помогло то, что накануне поездки в Россию я закончил колледж по специальности business administration и в процессе обучения по собственной инициативе выполнил несколько проектов по только начинавшемуся проникать в российскую социологию Интернету. Желание испытать себя было настолько сильным, что уже осенью того года в сотрудничестве с молодым московским экономистом Артемом Шадриным, с которым познакомился в сети, была написана первая статья для «Телескопа» - «Социология на Российском Интернете: в начале долгого пути (1999, №6)». Она открывала журнал, а закрывала его моя небольшая рецензия на вышедшую в США в 1999 году книгу о российской бизнес и политической элите периода перестройки.


Но, похоже, тоска по нормальной исследовательской работе и голод по профессиональному общению сидели во мне настолько глубоко, что за весну-начало лета я подготовил для журнала еще три статьи. Одна, как мне казалось, продолжала маркетингово-интернетовскую тему «Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия (2000, №4), но в действительности стала началом анализа опросных технологий XXI столетия. В двух других (2000, №№ 2, 6) начиналась «гэллапиада»: исследование истории становления американской рекламы и опросов общественного мнения, в нем сразу значительное внимание уделялось изучению биографий и творчества создателей современной опросной технологии и практики. Конечно, работая над теми уже давними статьями, я не мог допустить, что процесс поиска ответов на возникшие тогда вопросы не завершится и к настоящему моменту, а результаты исследований будут отражены во множестве статей и нескольких монографиях. И во многом это произошло в силу того, что для меня публикация в «Телескопе» это – освобождение от отшельничества, своего рода выступление в аудитории, в которой все друг друга знают. Такая атмосфера способствует активной работе, по-доброму «заводит».


Совокупный объем опубликованного в ней материала весьма значителен, не менее  100 авторских листов. Прежде всего, это – свыше 40 обстоятельных биографических интервью с российскими социологами разных поколений (вообще, к настоящему времени проведено и опубликовано более полусотни интервью). Особо отмечу интервью с ленинградцами/петербуржцами, в «Телескопе» их – 24. Принимая во внимание и то обстоятельство, что в рубрике публиковался биографический материал о В.Б. Голофасте, Г.В. Старовойтовой, И.С. Коне и С.А. Кугеле, можно сказать, что в целом положено начало архива данных о становлении «ленинградской социологической школы» и ее развитии в постперестроечный период.


Несложно понять, чтобы провести такое количество интервью по электронной почте, необходимо заниматься этим делом практически ежедневно; в каждый момент времени одна-две беседы должны начинаться, две-три – находиться на каком-то этапе их развития и одна-две должны завершаться; иначе потока не будет. Именно в таком режиме я работаю уже почти десять лет. Поскольку интервью – это форма общения с интересным мне человеком, постольку для меня интервьюирование – постоянный праздник. Надо иметь в виду, что каждая такая беседа продолжается в среднем от трех месяцев до полугода, и, мне кажется, я научился улавливать тот момент, когда настороженность моего собеседника уходит, сменяется раскрепощенностью. Мое стремление получить информацию о нем начинает сосуществовать с его желанием рассказать о прожитом. Тогда уже не задумываешься о новых вопросах, они сами рождаются. Но вообще поддержание диалога – очень сложная вещь. Пожалуй, это главное в процессе длительного эпистолярного интервью.


Второе важнейшее направление рубрики сконцентрировано на обсуждении методологических проблем историко-биографических исследований и комплекса вопросов проведения биографического анализа. Центральной темой методологического характера является определение роли, места, функций биографической информации в воссоздании картины прошлого советской/российской социологии. Изучение специфики биографического анализа, его разновидностей, моделей должно способствовать созданию информационной базы для проведения собственно историко-социологических изысканий. Важно отметить, что в очерчивании и осмыслении обозначенной проблематики участвовали сильные, опытные известные специалисты. Среди них: А.Н. Алексеев, А.С. Готлиб, Л.А. Козлова, Б.М. Фирсов, Д.Н. Шалин, В.Э. Шляпентох, В.Н. Ядов.


Значительная часть материалов, опубликованных в исторической рубрике, воспроизведена на сайте «Телескопа» [1]. Кроме того, они расположены на сайте российско-американского проекта «Международная биографическая инициатива» [2] и на портале Центра социального прогнозирования и маркетинга. Сетевые счетчики дают статистику отношения к этой информации; это тысячи посещений и скачиваний.
Настоящий сотый выпуск «Телескопа» - памятная точка в истории журнала. Зафиксировать и запомнить этот факт надо. Но лишь для того, чтобы более осмысленно двигаться дальше.
Пусть праздник продолжается...


1. Телескоп:  журнал  социологических  и  маркетинговых  исследований <http://www.teleskop-journal.spb.ru/>.
2. «Международная  биографическая  инициатива» <http://cdclv.unlv. Edu/programs/bios.html>.


Рецензии