Человек просит

  Однажды утром, в то время, когда зима встречается с весной, я вышел от бабушки (она была уже очень пожилой и перенесла не одно серьёзное заболевание, поэтому в последнее время я, как раньше, в своём детстве, ночевал с ней) и спешно шел к себе домой (я со своей семьей жил тогда в одной остановке от неё), чтобы собраться и бежать на работу.  Мой путь лежал через старые панельные  пятиэтажки грязно серого цвета,  потресканные настолько,  что
кое-где зияли    дыры. Несмотря на такое, местами удручающее состояние, они были жилыми и совершенно разные люди обитали в них. Когда я подходил к одному из таких домов из нескольких подъездов мне навстречу вышло девять человек. Несмотря на разницу в возрасте их объединяло то, что все они куда-то торопились, видимо кто-то стремился на учёбу, кто-то на работу или по каким-то ещё делам.
 Но было, правда,  и одно исключение! Это был худой и довольно уже пожилой мужчина, очень скромно и неряшливо одетый в старое потрёпанное пальто, полинялую тёмную шапку и штаны грязно зеленого цвета. Он неторопливо шел, облокачиваясь на свой потертый костыль, который раньше был видимо светло коричневого цвета. Было невооружённым взглядом заметно, что его сильно беспокоит нога и может быть не только она. Взгляд его был отрешенным и каким-то потерянным.  Он смотрел себе под ноги и как будто не замечал никого и ничего вокруг. Я быстро прошёл мимо него и был уже у другого подъезда. Вдруг, он поднял на меня свои грустные, словно чего-то просящие глаза, в которых было так много боли и искреннего смирения. Этот взгляд заставил меня   вернуться.  Я снова  подошёл к нему.
 - Добрый день, -  начал я свой разговор с незнакомцем,-  скажите пожалуйста,  может быть вам  чем ни будь помочь? – спросил я участливо.
- Если не сложно дайте мне денежек, хоть немного,- тихо и скромно  отозвался он, его тон звучал просительно и чрезвычайно воспитанно, было в нем и какое-то  благородство. Несмотря на это я в довольно несвойственной для себя манере спросил у него с невольным предубеждением и даже ( чего уж греха таить) осуждением:
 - А на что, стесняюсь спросить?
 - Выпить хотел купить,- ещё тише, так,  что мне потребовалось напрячь весь свой слух,  ответил он, снова опустив голову. Нужно было видеть меня!  Я, подобно отъявленным фарисеям, стал распекать его по чем зря, дескать как же так, даже не стесняется просить на откровенную гадость!  Он лишь пару раз,  с искренним недоумением, разбавлял мой возбужденный монолог фразой:
 - Чего придумывать то?
 Еще минут пять я молол  языком и воспитывал совершенно незнакомого человека, годящегося мне в отцы. Правда затем  мне в голову пришла одна мысль, сразу примирив мой разум с совестью:
 - Слушайте,  может быть  вы голодны? Пойдемте в ближайший магазин ( он был как раз прямо за тем домом) и я куплю вам что-нибудь поесть!
 - Спасибо,-  ответил он мне  с грустной  улыбкой,-   у меня  еда пока есть.
 - Ну что ж,-  довольно высокомерно ответил я,- тогда ничем не могу вам помочь,-  и наскоро попрощавшись с ним, побежал  домой,  а оттуда на работу. Через полчаса я совершенно забыл о нем, погрузившись в рутину рабочего дня.
 В тот день со мной произошло ряд довольно странных происшествий со знаком минус. Сначала возникла какая-то неразбериха с рабочим документом, точнее отчётом о проделанной работе за месяц, который я, в чём был абсолютно уверен, сохранил и отправил ещё до обеда. На поверку же произошёл  сбой с интернетом  и моя начальница не получила его во время. Уже ближе к вечеру она позвонила мне и сказав весьма эмоционально:
- Ну как же так!? - сообщила, что в следующем месяце на меня  не получится оформить полную премию, основания нет ( отчет как раз очень бы пригодился, но был отправлен позже всех сроков).
 Ближе к вечеру, совершенно  на ровном месте  возникло недопонимание с женой по поводу уроков старшего сына. Каждый из нас пытался спихнуть на другого вину за его несделанный английский, а по факту были виноваты оба. Ведь парень обращался и ко мне, и к ней накануне, но мы были такими занятыми, просто страсть! В итоге парень списал работу с интернета.  Его проверили на уроке и, скорей всего выяснив, что он совершенно не способен объяснить то, что написано у него в тетради, влепили заслуженную двойку.  Ближе к вечеру, когда сын пришёл домой я, вместо того, чтобы поддержать парня и обстоятельно разобраться в вопросе, устроил ему взбучку на тему персональной ответственности за свои уроки. Ах, какой папочка!
 - Пап, ты же знаешь,  что я обычно всё делаю сам, просто тему не понял!  Вас же не просто так просил помочь? - ответил парень с обидой и откровенным непониманием, ведь действительно, его неготовность к урокам была довольно редким явлением. Мне бы тогда сказать, что ничего страшного, всё получится,  и в таком же  роде, но почему то слова путались в моей  голове, как и мысли и чувства, совершенно разные: от простого  раздражения вплоть до осуждения!
 - Ладно, иди делай уроки! -  только и смог сказать я ему в ответ командным голосом.
 - Хорошо, - тихо и весьма жалобно ответил мне сынок и вдруг я первый раз вспомнил про хромого незнакомца. «А я ведь мог дать ему мелочь, вместо того чтобы вот так, по чём зря осуждать человека!» -  сказал я себе тогда. Мне стало тогда очень неприятно на сердце.
Затем  я изо всех сил  постарался  отогнать из своих мыслей образ старого больного человека. Но получилось так себе. Вечером после ужина я был совершенно не разговорчив, даже  угрюм и коротко попрощавшись со своими домашними, пошёл в таком состоянии  к своей бабушке на ночёвку.
 
 - Ты когда обещал прийти?! -  бабушка с порога  довольно строго начала  предъявлять мне свои претензии
 - Я же сказал, что приду в десять  вечера, а то и в пол-одиннадцатого! - пытался объяснить ей тогда, чувствуя, что моё обычное спокойствие оставляет  меня. Мне, при этом, казалось, что я точно, на сто процентов предупреждал бабушку о том, когда приду.
 - Нет, неправда! Ты мне сказал в девять! Почему я должна волноваться за тебя, как за маленького?  - в сердцах   спрашивала  меня бабушка.
 - Ба, ну сколько можно меня воспитывать! - довольно грубо воскликнул  я, соврав себе ещё раз, ведь  бабушка очень редко высказывала мне, тем более в такой форме.
 - Эх, внучок, -  сказала она с лёгкой укоризной. Я молча разулся. Она прошла к себе в комнату, тяжело вздыхая, закрыла настежь дверь своей комнаты и больше не выходила из неё в тот вечер, явно показывая, что обиделась на меня.  «Нужно было наверно улыбнуться и как всегда сказать, прости, не хотел тебя беспокоить!», - удручённо думал я про себя, но   в голове мысли и чувства совершенно путались. И вот опять, ещё более отчётливее, чем в первый раз, мне вспомнился хромой!
 Зайдя в свою комнату,  я почти сразу лег спать, лишь немного почитав сначала русскую классику,  а затем и Библию, но даже она не принесла мне тогда душевного покоя. Спал в ту ночь я очень беспокойно и не единожды мне в разных образах приходил тот самый хромой. То мне снилось, что мы вдруг поменялись местами и он подбегает ко мне и протягивает крупную бумажную купюру, а я всё не могу её взять от нерасторопности:
 - Ну извини, ничем не могу помочь? -  говорит он мне тогда с высокомерием и быстро удаляется от меня в сторону моего реального дома. А же кричу и жестикулирую ему, но он даже не оборачивается. Потом мне снилось что меня ведут к средневековому эшафоту, где толпа кидает в меня камни и пропавшие фрукты и овощи, крича:
 - Негодяй! Скряга! Жила! -  и только он, совсем здоровый, без костыля,  пытается заступиться за меня,  по доброму увещевая их и  говоря с тёплой улыбкой:
 - Ребята, он ни в чем не виноват! Я сам отказался от помощи, - но люди: дети, мужчины, женщины, разных сословий  и возрастов непримиримы ко мне:
 - Виновен! -  сурово кричат они, -  Виновен! Отрубите ему голову!

 Я проснулся в холодном поту, на целый час раньше будильника. Следующий день не задался сразу. Вылезло множество совершенно разных проблем и в семье, и по работе. Вишенкой на торте стала травма одного из моих учеников, причем одного из самых обученных и дисциплинированных. Он неловко поймал мяч, посланный мной и повредил палец, пришлось даже наносить гипс. Что началось!  Разборки с заведующей образовательного учреждения, родителями... При этом, я прекрасно понимал, что виноват в сложившейся ситуации сам, не рассчитал, был неаккуратен наконец!   

 После работы уставший и душевно вымотанный, я решил пойти на рынок, находящийся рядом с домом. Нужно было купить продукты и домой, и бабушке. После того, как совершил все необходимые покупки я потихоньку, не спеша, чувствуя нереальное напряжение в теле и голове, двинулся в сторону дома. Мой путь лежал через небольшой скверик около магазина печати. И как же я был удивлён и обрадован, когда увидел, что на одной из лавочек скверика сидит, всё также опустив голову, мой старый знакомый. Я, несмотря на тяжесть сумок и свою накопившуюся усталость,  довольно быстро и даже резко  подошёл к нему, так что он даже удивленно поднял голову и внимательно посмотрел на меня своим тихим, слегка отрешённым  взглядом:
 - Здравствуйте! -  сказал я ему, -  рад вас видеть!
 - Добрый день, -  ответил он мне с грустной улыбкой. Дальше наступило неловкое молчание после которого  я, молча и  отчего то сильно  стесняясь, протянул ему мелочь и пару некрупных бумажных купюр:
 - Зачем?  Не надо, у меня на сегодня есть, - хромоногий то же застеснялся и даже  попытался отказаться от денег, так,  что мне пришлось  уже более настойчиво вручить их ему со словами:
 - Пригодятся! Пригодятся, - он благодарно улыбнулся мне, затем я достал буханку хлеба и хотел положить рядом с ним, но он довольно быстро для себя переложил мне его обратно в пакет, сказав:
 - Спасибо,  но это лишнее! Вы же купили домой, не нужно, не волнуйтесь, у меня есть хлеб, - дальше мы с ним обменялись парой дежурных фраз и уже совсем по-родственному кивнули друг другу на прощание.  Я пошёл домой  в совершенно  другом настроении.
Через полчаса мне позвонила моя руководительница и сказала, что мне всё таки начислят премию, добавив при этом,  что мой отчёт очень понравился директору и он долго ставил меня в пример остальным коллегам. Ближе к вечеру пришли дети. Старший, с неподдельным удовольствием и счастливыми глазами, сказал, что исправил английский на 4, а ещё получил сразу две пятерки по алгебре, младший также был очень рад, что удалось наконец разобраться в широте и долготе и теперь он точно исправит четвертную оценку по географии! За ужином у всех было прекрасное настроение, а жена не раз подчеркнула, когда мы остались с ней наедине, про мой вклад в учебу ребят:
 - Что ты!-  искренне недоумевал я,-  в этот раз я им не помогал.
 - Ну тогда сложившийся результат -  тем более твоя заслуга! -  ответила  она мне, хитро улыбаясь.
  Когда я пришёл к бабушке, то меня уже ждал мой любимый  компот их сухофруктов, с любовью сваренный для любимого внучка. Ещё на пороге она  сказала мне:
 - Внучок,  ты извини меня за вчерашнее, переборщила!
 - Да ничего, -  ответил я обнимая её, -  я тоже  был хорош.

  Я лег спать не сразу,  почитав немного. Положа книгу, я ещё раз вспомнил хромого и улыбнулся, то ли ему, то ли себе, выключил свет и сразу уснул. Спал же я настолько хорошо, что на следующий день даже не услышал будильник. Проснувшись и поняв, что проспал я не стал, однако вскакивать, а полежал ещё пару минут, от всего сердца благодаря про себя Бога, что всё хорошо.


Рецензии