Автокалендарь. 19 марта Младенец в джунглях
Для всего остального мира его имя связано, прежде всего, с машиной времени Дока из «Назад в будущее». Для меня же этот DMC-12… Даже слово нужное никак не подбирается. Короче, немного неловко мне за Джона Зе. Как мог этот умница, который и инженером был прекрасным, и маркетологом почти гениальным, придумать такой бестолковый автомобиль? С кузовом из нержавейки, неудобными в реальной жизни дверями «крыло чайки» и слабеньким французским мотором слишком тяжелая и дорогая машина была обречена еще до своего рождения.
Тут ведь что любопытно – в 1965-м 40-летний Де Лореан стал самым молодым в истории «Дженерал Моторс» главой подразделения. Путь от инженера в конструкторском бюро «Пакарда» до боса «Понтиака» занял всего 12 лет. А до 28 лет Джон учился – курс электротехники в технической средней школе Детройта, Технологический институт Лоуренса в Хайленд-Парке, Инженерный институт Крайслера, Детройтский юридический колледж, Школа бизнеса Росса Мичиганского университета. В промежутках были три года армейской службы во время Второй мировой, полтора года работы чертежником и столько же в автомастерской, чтобы кормить троих братьев и сестер и мать после того как ушел алкоголик-отец. Мало того, десять месяцев Джон работал страховым агентом – пошел туда специально, чтобы отточить навыки торговли, и придумал особую, ориентированную на инженеров, аналитическую систему продаж.
Так что стартовая площадка в 1953 году у Де Лореана была прекрасной. И он зашагал наверх семимильными шагами. Нашел, как усовершенствовать автоматическую коробку для «Пакарда», получил пост руководителя отдела исследований и разработок фирмы, приглашение от «Дженерал Моторс» в 1956-м, стал главным инженером «Понтиака» в 1961-м. Задумал и воплотил в жизнь модели GTO, «Гран-при», «Файрберд», вывел марку на третье место в Штатах по продажам, назначен главой «Шевроле» в 1969-м и вице-президентом по производству всей GM в 1972-м. Казалось, что через год-два Де Лореан неизбежно станет президентом крупнейшей в мире автомобильной копорации. Но 2 апреля 1973-го Джон объявил, что покидает «Дженерал Моторс».
Нет, конечно, дело не в том, что Де Лореан носил длинные волосы, одевался по моде и на вторую свою свадьбу (из четырех) шафером пригласил босса «Форда» Ли Якокку. Точнее, не только в том. Джона не устраивала бизнес-стратегия «Джи-Эм», не устраивали автомобили, которые она выпускала, он был резко против скидок при продаже машин: «В GM не знают, чего хочет сегодня покупатель. Автомобиль должен вызывать у людей восторг, когда они заходят в салон. Скидки - всего лишь способ убедить клиентов покупать безвкусные машины, которые им не интересны».
И Джон решил создать автомобиль своей мечты – небольшой по размеру, долговечный, чтобы не требовал замены каждые два-три года, стильный, быстрый... Кузов рисовал Джуджаро, шасси проектировали инженеры английского «Лотоса», выпускать машину должны были в Северной Ирландии, где тлела гражданская война и свирепствовала безработица.
Он что, был наивным ребенком? Он действительно не понимал, что его идея утопична? Производство удалось наладить лишь в начале 1981 года. Но машину не покупали, в феврале 1982-го «Де Лореан Моторс» обанкротилась. А в октябре Джона арестовало ФБР, обвинив в торговле наркотиками. Это была явная, намеренная провокация, и через три года суд Джона оправдал. Но было поздно.
Де Лореан еще барахтался, еще пытался возродить компанию, но и сам понимал, что все бесполезно. Стриженые под бобрик бизнесмены в серых костюмах сделали все, чтобы этот стиляга и бунтарь пошел ко дну. Но мы-то его помним! Хотя бы благодаря Роберту Земекису. Да, а еще в 2002 году четвертая жена Де Лореана родила 77-летнему Джону дочь.
В 1981-м, за год до банкротства DMC, в американских журналах появилась реклама виски «Катти Сарк». На ней было фото Де Лореана и такие слова: «Одно из каждых 100 новых предприятий добивается успеха. Выпьем за тех, кто рискует».
Свидетельство о публикации №224031900940