Семья славянская
"Тройка в русской традиции считается сакральным числом,в первую очередь,это воплощение духовного начала.Как и в европейской культуре,она символизирует полн-оту и завершенность.Почитание христианского понятия Троицы,которая представляет собой триединство,делает тройку обозначением совершенства и духовности.Сам чело-век также имеет троичную организацию,включающую тело,душу и дух.Геометрический символ тройки– треугольник,и в изображениях Всевидящего ока эта фигура становит-ся обозначением Троицы.Однако значимость тройки проявилась не только в русской религиозной мысли,но и в знакомых нам сказках,преданиях и в бытовых традициях. В фольклоре мы встречали трех богатырей,которые должны были победить трехголового змея-горыныча.У героя было три желания,он подвергался трем испытаниям,оказывал-ся на распутье из трех дорог.Троекратный поцелуй на счастье стал русским симво-лом."
(ст."Почему на Руси до XVI века не было царей, а только великие князья",Кирил-лица,2024) "Первым русским правителем,официально венчанным на трон и торжест-венно величавшимся титулом «Царь» стал в 1547 году Иван IV Васильевич, вошедший в историю под прозвищем Грозный. Начиная с X века, и на протяжении последующих шести столетий практически все властители Древнерусского государства именовались великими князьями.Великие князья.Родоначальником княжеской власти на Руси был новгородец варяжского происхождения Рюрик. Спустя пару десятков лет тех членов семьи, кто был причастен к управлению государственными землями стали называть «великими князьями», а оставшихся в их тени потомков просто князьями.Данный титул, изначально рассматривавшийся как восхвалительное словосочетание, с XI века стал обретать черты оформившегося наследственного властного звания.По мне-нию историка Александра Филюшкина,число великих князей стало стремительно увели-чиваться с XII века вместе с ростом количества независимых княжеств.Имевшие в своём составе вассальные удельные и другие княжества упр-авлялись амбициозными великими князьями из разросшегося рода Рюриковичей,конку-рировавших друг с другом за сферы влияния.После монголо-татарского нашествия 1240 г.,медленно,но верно начался процесс объединения русских земель для отпора неприятелю. При этом всё ещё продолжала прослеживаться тенденция к размножению великокняжеского титула, которая была весьма выгодна для ордынских завоевателей, желавших девальвировать власть сильных русских правителей.Важной персоной в ант-иордынской политике стал правитель Московского княжества Дмитрий Донской(1350 -1389 гг.),который,мечтая о восстановлении независимости Руси,понимал,что единс-твенный способ достигнуть её состоит в политическом единстве разрозненных княже-ств.Сделав древнее Владимирское княжество частью своего родового владения,он заложил основу возвеличивания Москвы,с последующим созданием вокруг неё центра-лизованного государства.В конце XV в.после окончательного оформления единого Русского государства со столицей в Москве,все руководители периферийных земель лишились права именоваться великими князьями.Отныне этим высоким титулом называ-лись только лица,принадлежавшие к московскому аристократическому роду, наделён-ные полномочиями правителя государства.С этого момента впредь на каждом конкре-тном историческом этапе на Руси был только один человек с титулом великий князь, хотя этот временной отрезок продлился весьма недолго, поскольку при Иване III он был заменён на титул «государь»,а при Иване IV- на «царь».Царь- кесарь.В сравне-нии с «великим князем» титул «царь» имел более глубокие идеологическо-философ-ские корни.Мысль называть этим высоким званием правителей России родилась в умах православного духовенства,мечтавшего сделать Москву центром восточного христиан-ства,окрестив её третьим Римом. Толчком к этому послужило падение Константино-поля,под натиском османов,произошедшее в 1453 г.,и заметное укрепление Москов-ского государства,желавшего стать важным игроком на международной политико-экон-омической арене.Решив развить идею о царствоприемничестве от Византии, монах-иосифлянин Филофей в литературных источниках всё чаще в отношении русского пра-вителя Василия III начинает упоминать словосочетание «боговенчанный царь всея Руси». Помимо этого в «Послании к великому князю Василию Ивановичу» он называет главу Московии «пресветлейшим и высокостолпнейшим государем и великим князем, православным христианским царем и владыкой всех,браздодержателем святых Божест-венных престолов,святой вселенской соборной апостольской церкви Пресвятой Бого-родицы честного и славного ее Успения,царство которой вместо римского и конст-антинопольского просияло».Чтобы ни у кого не возникало сомнения относительно законности именования русских правителей титулом царь,являющимся производным от слов «кесарь» или «цезарь»,на рубеже XV и XVI веков было создано «Сказание о князьях Владимирских».В этом письменном памятнике приводятся аргументы,оправдыв-ающие единовластное правление великих князей московских,которые согласно спорной легенде,являются потомками Пруса– брата прославленного римского императора Авгу-ста.Связав правителей Московии с великим древнеримским политическим деятелем, церковники сразу же возвеличили русского царя, одновременно придав его титулу вес, который был у императоров, королей и султанов.Признание.Главы европейских государств не сразу признали царский титул русских правителей,а Константино-польский патриарх Иоасаф сделал это только в 1561 году. Однако в 1721 году Пётр I вновь изменил титулование глав Российского государства, которые до 1917 года, назывались императорами.И если после петровской реформы цари канули в Лету, то великие князья продолжили своё существование. Этим почётным званием именовали членов императорской семьи,и кроме того оно было составной частью полного титула российского императора,к примеру,Николай II помимо прочего являлся «великим кня-зем финляндским»."
(ст."Экзорцизм по-якутски: как проводятся обряды изгнания у шаманов",Кирил-лица,2024) "Большой ажиотаж в СМИ вызвала информация о якутском шамане Алекса-ндре Габышеве, который весной 2019 года отправился пешком в Москву «изгонять Путина».Многих людей заинтересовало,как именно шаман собирается достичь постав-ленной цели.Борец со злом.Известный парапсихолог,исследователь различных экст-расенсорных и мистических практик Виктор Кандыба в своей книге «Загадочные свер-хвозможности человека»(Киев,2000 г.)рассказал читателям о верховном шамане Яку-тии Владимире Кондакове.Этот человек,способный общаться с духами,утверждает,что главная обязанность шамана– оберегать людей от сил зла.А тот,кто отказывается от данной миссии,теряет право так себя называть.«Шаман является связующим звеном между людьми и трансцендентальным миром.В состоянии экстаза и транса он устанав-ливает связь с трансцендентальным миром.Связь с этим миром дает ему возможность защищать людей от злых сил.Вернее,шаман,используя силу подвластных ему и более благосклонных к нему Космических Сил, защищает людей от злых Космических Сил и от Злых земных астралов»,– пояснил В.А.Кондаков.Согласно якутской мифологии,мис-тическая борьба за благополучие собственного народа всегда являлась обязанностью шаманов.Каждый из них сражается со злом в меру своих сил и способностей.Напри-мер,целители одолевают духов,насылающих на людей болезни,а шаманы-воины,к кото-рым причисляет себя Александр Габышев,борются со своими противниками на магиче-ском фронте.Откуда пришел враг.Профессор университета японского города Киото Такако Ямада написал статью «Источник добрых сил находится на востоке»: предс-тавления шаманов современной Якутии(Саха)о Вселенной, божествах и духах»,кото-рая была опубликована в журнале Quaestio Rossica(№ 2 за 2015 год).Практикующие шаманы рассказали ученому о трех мирах: верхнем,среднем и нижнем.И если над нами обитают добрые божества и духи,то снизу людям угрожают демоны abassylar (абассы, абаасы).Некая шаманка В.поведала японскому исследователю: «В нижнем мире,где со-средоточена негативная энергия,живут abahe (она всегда использовала термин abahe для обозначения злых духов.– Т.Я.).На земле можно найти географические точки,где сосредоточение негативной энергии очень велико.Считается,что такие точки– ворота в нижний мир».То есть, демоны abassylar и злые духи abahe способны проникать в срединный мир,где обитают люди,чтобы причинять нам вред.Эти сущности являются злыми по определению,поскольку они– порождения нижнего мира,который сам по себе – источник негативной энергетики.Впрочем, если судить по мифологии, якуты не сомневаются, что шаманы способны противостоять даже могущественным демонам.Бой шамана с колдуном.Если человек,способный общаться с духами,становится прислуж-ником порождений нижнего мира,то его больше нельзя называть шаманом.Это колдун, которого необходимо одолеть магическими средствами.Причем,проигравший в таком сверхъестественном поединке шамана с колдуном,как правило,умирает.По мнению нек-оторых скептически настроенных исследователей,люди,зарабатывающие на оказании подобных услуг,могут намеренно распускать различные слухи о конкурентах,чтобы увеличить свою клиентуру.Ведь для обычных людей это рискованно: обращаться за помощью к тому,кого подозревают в сговоре с нечистой силой.Согласно поверьям, если во время камлания с бубном целитель обнаруживал,что болезнь на его пациента наслал колдун(например,поразив тело человека магическими стрелами),то это оружие шаман мог перенаправить на своего злого коллегу.Причем,битва велась именно с колдуном,а не с демоном,породившим болезнь.И ее исход мог оказаться смертельным для целителя,если он оказывался недостаточно сильным,ведь пособник злых духов может иметь мощную магическую защиту.Среди якутов бытует мнение,что люди,облада-ющие экстрасенсорными способностями,способны убить друг друга в астральном мире. Иногда они просто впадают в транс,находясь поблизости,а потом один из противни-ков оказывается мертвым.Демона можно испугать.Ученый-востоковед,доктор историче-ских наук Андрей Зубов,является автором монографии «История религии.Книга первая .Доисторические и внеисторические религии»(Москва,1997 г.).Исследователь напи-сал,что одним из наиболее распространенных методов борьбы с демоном является его запугивание.Шаманы считают,что абаасы боятся громких и резких звуков,позвяки-вания металлических амулетов на костюме борца со злом, ритмичных постукиваний в бубен,неожиданных криков.При этом злобных астральных сущностей можно перехит-рить,заманив в специально подготовленную ловушку.Например,шаман может изготовить из сухой травы фигурку,похожую на человека.Иногда размер этой «копии» совпадает с ростом пациента.От ротовой полости человека,из которого необходимо изгнать злого духа,протягивают веревочку прямо к травяной фигуре.Затем все родственники больного,присутствовавшие во время ритуала,громко кричат «Га!»,стремясь как мож-но сильнее испугать враждебную сущность.При этом шаман лично КУСАЕТ или больно ЩИПЛЕТ тело своего пациента в разных местах(!),чтобы впавший в панику от страха дух нигде не мог спрятаться.И у зловредного астрального создания не остается другого выхода,как покинуть своего носителя через рот.Участники обряда верили, что дух может перебежать по протянутой веревочке из человека в травяную фигурку, внутри которой находилось угощение:несколько стружек, обмазанных рыбьей кровью. Затем чучело с переселившимся в него злым духом могли жестоко избить палками, как бы уничтожая враждебную сущность, отнести и бросить в тайге или сжечь, в зависимости от указаний шамана.Как выманить зло.Специалист по магии и оккуль-тизму Олард Эльвиль Диксон долгое время занимался исследованиями древних духов-ных практик,суть которых он изложил в книге «Энциклопедия сибирского знахаря.За-щита от несчастий и исцеление от болезней»(Москва,2006 г.).По мнению автора, существует несколько методов борьбы со злом,которые применяют почти все шаманы, хотя у каждого из них есть свои секреты.Злого духа можно не только испугать и заставить покинуть тело человека,его реально оттуда выманить с помощью различных подношений или просто подкупить.При этом новым вместилищем для астральной сущн-ости может стать не только соломенное чучело,но и какое-либо растение,животное, слепленная из теста фигурка человека и т.п.Впадая в транс во время камлания над телом пациента, шаман узнает у злого духа, какое именно подношение тот желает получить. При этом опытный «переговорщик» способен, проявив хитрость и смекалку, убедить своего противника снизить планку требований с нескольких оленей,напри-мер, до одной курицы. Часто в качестве такого подношения духу выступает молоко, которому представители северных народов приписывают магические свойства.Этот способ избавления от сил зла,как видно,уходит своими корнями в практику язычес-ких жертвоприношений.А еще его можно высосать В своей книге Олард Эльвиль Диксон утверждает, что шаманы способны буквально ВЫСОСАТЬ злого духа из тела человека. Так, некий старик попросил родственников пациента дать ему железную трубочку, один конец которой он вложил в рот больного,а второй– в свой рот.И стал высасы-вать негативную сущность прямо в себя.А затем опытный шаман просто выплюнул некую желтую субстанцию с вкраплениями крови в заранее приготовленную трехлит-ровую стеклянную банку.Это и было,по мнению участников обряда,проявление недоб-рого духа.Кстати,некоторые шаманы проводят данный ритуал по-другому.«Высасывание может происходить как через трубочку (железную,костяную,ивовую),так и непосред-ственно ртом.В трансе шаман должен распознать место сосредоточения злых сил и причину болезни.Освободившись от видений,он массирует тело больного,а затем припадает ртом к уже известному месту.Высасывание проводится с большим усилием, до крови из пор.Помощник шамана в это время кусает пациента,чтобы злой дух не перешел в какой-либо другой орган»,– пояснил Олард Эльвиль Диксон.Затем емкость с жидким проявлением злого духа,как правило,закапывают в глухой тайге."
(ст."Что делали только славянские ведьмы",Кириллица,2024) "Образ ведьмы в славянской мифологии многогранен и противоречив.Она предстает то мудрой знахар-кой,то коварной злодейкой,то искусительницей,способной на чары и колдовство.Имя, пронесенное сквозь века.Само слово "ведьма" происходит от праславянского корня "вед-",означающего "знать".Это знание о тайнах природы,потустороннего мира,маги-ческих ритуалах.Славяне верили,что ведьмы обладают сверхъестественными способ-ностями: летать,насылать болезни,порчу,общаться с нечистой силой.Способы колдо-вства.В арсенале ведьм были различные магические предметы: метла,кочерга,мазь для полетов,снадобья для колдовства.Особую роль играла спорынья- символ жизнен-ной силы,которую ведьмы могли отбирать у людей.Одним из самых мистических аспек-тов образа ведьмы является ее способность летать.Славяне верили,что ведьмы соби-рались на шабаши,где пировали,танцевали с чертями и творили зло.Союз с дьяволом
Сила ведьмы,как правило,исходила от договора с дьяволом.За колдовские возможнос-ти она расплачивалась своей бессмертной душой,обрекая себя на адские муки после смерти.Люди одновременно боялись и уважали ведьм.К ним обращались за помощью в лечении,приворотах,снятии порчи,но в то же время их остерегались,обвиняя в бедах и несчастьях.Борьба с ведьмами.С распространением христианства церковь объявила охоту на ведьм.Их обвиняли в ереси,богохульстве,связях с дьяволом.Образ ведьмы продолжает жить в фольклоре,литературе,кинематографе.Сегодня он нередко тракту-ется в более позитивном ключе,как символ женской силы,мудрости и связи с приро-дой."
(ст."Перу.Руины города гигантов",Смотри и думай,2023) "Яйну - археологический памятник в Перу.Он расположен в регионе Анкаш, провинция Помабамба,округ Хуайл-ан.Это поселение на вершине холма считается наиболее важным свидетельством так называемой культуры Рекуай в регионе Анкаш.Каменные постройки Яйну расположены примерно в 17 км к югу от Помабамбы на высоте более 4000 метров (13 123 фута), на северном склоне Панахирки (Панахирка).Яйну- крупнейший известный город Рекуай ,который описывается как укрепленный город на вершине холма.Площадь города в центре составляет около 25 га.С учетом сопутствующих защитных сооружений,заго-нов и террас площадь составляет более 105 га.Центральный сектор ограничен пери-метральными стенами и длинными траншеями.Здания каменные и плотно застроены.В легендах горных жителей этой страны есть сведения о семи городах,которые распо-ложены над облаками,причем один из них был построен великанами,а шесть других людьми.Пока удалось найти только два из них.Яйну уникален тем,что состоит из огромных тяжелых камней.Ученых очень удивил метод возведения конструкций.Следов связующего вещества между камнями обнаружить не удалось, но каким-то невероятным образом стены простояли несколько тысячелетий. Исследователи проанализировали ветровую и водную эрозию и пришли к выводу, что строениям около 5,5 тысяч лет. То есть пока это самый древний город, найденный в Перу.Здания строились по тому же принципу - сначала укладывался слой огромных блоков весом до 150 тонн, потом на него клали небольшие камни, далее идёт слой средних камней, сверху снова мелкие,а поверх укладывались опять мегалитические блоки.Учитывая все эти факт-оры,уровень сохранности старинных построек более чем удовлетворительный.Но удив-ительные факты об обнаруженных руинах на этом не заканчиваются.Каменная порода, из которой созданы постройки,находится в низовьях.То есть на вершину горы Яйну на высоту 4000 метров каким то образом кто-то доставлял блоки весом более 100 тонн.Местные жители,которые до сих пор живут в непосредственной близости,утверж-дают,что люди никогда не строили этот город.Его построили гиганты.Академическая наука, естественно, отказывается признать эти факты. Историки вообще датировали постройку 400-600 годами нашей эры,основываясь на обнаруженных предметах быта людей,но не в состоянии объяснить,как строился этот город.Находки же человечес-ких предметов быта свидетельствуют лишь о том,что с древности здесь живут люди, а не о том,что они построили этот город.Официальные историки так и не смогли внятно объяснить,каким образом малообразованные горцы таскали на вершину горы многотонные глыбы и булыжники.Несмотря на это,тема закрыта и об этом культурно-историческом памятнике ученым известно, якобы,всё,хотя ответов на главные вопро-сы нет.Кто,как и когда построил этот город- загадка."
(ст."Тайные помещения под Великим Сфинксом,закрытые ранними исследователями", Смотри и думай,2024) "Редкие, старинные фотографии раскрывают истинные тайны древних цивилизаций: загадочные входы в самую большую и старейшую статую в мире - Великого Сфинкса с плато Гизы в Египте. Без сомнения, Сфинкс является самым известным монолитным памятником нашей планеты.Сфинкс- постоянный источник удив-ления для тех,кто интересуется прошлым нашего мира.Он манит тайнами древних заб-ытых цивилизаций и будоражит воображение,поиски ответов на загадки наследия его загадочных строителей продолжается.Официальная история археологии уверяет: Сфин-кс был построен в 26 веке до нашей эры,во времена правления фараона Хафра(Хеф-рена).Однако многие исследователи не согласны с этой теорией.Они убеждены,что Сфинкс намного древнее древних египтян,и в результате ореол таинственности вок-руг памятника только растет.Если верна версия о древнейшем происхождении памят-ника(ок.10 тыс.лет),то кто построил гиганта и с какой целью? Можем ли мы найти доказательства, подтверждающие эти утверждения? Доведётся ли нам узнать больше о древних строителях Великого Сфинкса?Тайна Сфинкса озадачивала египтологов и любителей тайн древних цивилизаций еще с тех пор, как Сфинкса обнаружили почти полностью засыпанным песком.Фотография ниже была сделана с воздушного шара в 18 веке. Заметили дыру в "макушке"? Настоящий вход в верхнюю часть Сфинкса.Но сег-одня этого входа уже не видно,так что это наглядный пример сокрытия какой-то тайны,без всяких объяснений.На старых фотографиях также видна большая трещина возле входа,расположенного в верхней части бедер Сфинкса,и многие предполагают, что отверстие вело в секретную погребальную камеру.Что вы можете знать,а можете и не знать,так это то,что погребальная камера была добавлена ;;к Сфинксу намного позже и,возможно,не имела никакой реальной ценности в попытках выяснить истинную историю памятника.Скептики могли бы сказать,что скрытые камеры Сфинкса на самом деле являются тайной и они отчасти правы.Сообщается, что в начале 1800-х годов английский египтолог Генри Солт вошел в полость под алтарем Сфинкса.Остается неизвестным,что именно Генри Солт увидел в комнате,но мы знаем, что он поспешно запечатал туннель после ожесточенного спора со своим коллегой-исследователем, французским антикваром Огюстом де Форбеном.«Это все равно,что бежать от какого-то ужасного откровения,верно?»Еще одна «реставрация» памятника произошла в 1926 году и включала еще несколько секретных входов.Несколько странным и неожиданным для исследователей было решение французского египтолога Эмиля Барэ– залить входы и соединяющие их тоннели бетоном.Таким образом, поколение будущих исследователей было лишено возможности заглянуть в загадочный шедевр древности.Почему в отноше-нии Сфинкса были приняты столь радикальные решения? Ведь это может иметь какое-то отношение к человечеству в целом,и если верить некоторым утверждениям,то пла-то Гизы может скрывать легендарную библиотеку знаний.Тайна этой комнаты,храня-щей знания,восходит к Плинию Старшему,но,по мнению некоторых авторов,она может быть намного старше.Утверждается,что первоначальные строители Сфинкса принадле-жали к высшей расе высокоразумных существ,а предполагаемая секретная камера сод-ержит их накопленные знания за десятки или сотни тысяч лет до нашей эры.Неясно, может ли эта культура быть связана с пережившими катаклизм Атлантиды или вообще была сформирована внеземной цивилизацией.Мы никогда не найдем «Зал тайн»,пола-гают некоторые исследователи,и вот почему: это не физическое место,а скорее сов-окупность мыслей и событий,закодированных в нефизическом мире или каким-то,неиз-вестным нам способом,понять который мы пока неспособны.Как бы то ни было, тайна тайных комнат под Сфинксом и сегодня сохраняет свое положение выше человеческого разума.Возможно,потому,что наш поиск знаний о нашем происхождениинаших создате-лях,жестко привязан к коллективному пути человечества к новому уровню осознания.
Таинственные,необъяснимые объекты,такие как Святой Грааль,Ковчег Завета,Атлан-тида,Шамбала и Хроники Акаши,являются,возможно,одновременно контрольными точками в нашем поиске священных знаний и в то же время ключами,которые могут открыть правду о настоящей реальности."
(ст."Причины остановившие Монгольское нашествие на Новгород (весна 1238 г.)", Историк Античности,2024) "Известно, что во время монгольского нашествия Новгород не подвергся военному разорению, хотя и был одним из вожделенных объектов этого нашествия. Объясняя причины неудач Батыя в походе 1238 г. на города русского Северо-Запада, исследователи чаще всего склонны называть неблагоприятные для войска Батыя погодные условия начавшейся весны.Но так ли это?Обратимся к летопи-сным свидетельствам,имея при этом в виду,что все известное об осаде Торжка и движении к Игначу Кресту восходит к летописной традиции,основанной на сообщении Новгородской Первой летописи старшего извода.После взятия Рязани(21 декабря 1237 г.),Коломны,Москвы и Владимира(7 февраля 1238 г.)войско Батыя и Субэдэя двину-лось на запад и северо-запад,захватывая по пути Переяславль,Юрьев,Дмитров,Волок и Тверь.«Оттоле же придоша безаконьнии,и оступиша Торжек на сбор чистои недели».
Поскольку Пасха в 1238 г.приходилась на 4 апреля,соборное воскресенье первой («чистой»)недели Великого поста падало на 21 февраля.Иными словами, путь в 360—400 км от Владимира до Торжка был пройден татарами за две недели. Ордынское войско делало в среднем по 25 км в день, несмотря на неизбежные задержки у стен крепостей, плененных во время этого марша.Осада Торжка велась с помощью тяжелой техники: «и бишася ту оканнии порокы по две недели,и изнемогошася людье в граде, а из Новагорода им не бы помочи». Осадные орудия, следовательно, вполне реально было,если не доставить по зимнему пути с указанной скоростью,то энергично изго-товить на месте,когда в них возникла прямая необходимость.Указанный в цитиров-анном тексте двухнедельный срок осады позволяет рассчитать,что падение Торжка произошло около 6 марта. Действительно,Новгородская Первая летопись далее повес-твует:«и тако погании взяша град..месяца марта в 5».Достоверность 5 марта как даты падения Торжка подкрепляется не только летописным указанием на двухнеде-льную осаду,но и наблюдениями над хронологией дальнейших событий.После взятия Торжка «ганяшася оканьнии безбожници от Торжку Серегерьскым путемь,оли и до Игн-ача креста,а все люди секуще акы траву,за 100 верст до Новагорода.Новъгород же заступи Бог и святая великая и зборная апостольская церкы святая Софья и святыи Кюрил».При чтении этого текста возникает неизбежный вопрос,почему избавление Новгорода от военной опасности 1238 г.связывается в сознании летописца с небес-ным заступничеством именно святого Кирилла.Кириллов день— поминовение св.Кирил-ла архиепископа иерусалимского,18 марта.Эта дата, несомненно,разъясняет смысл летописного заступничества св.Кирилла за Новгород: отступление монголо-татар от Игнача Креста произошло,надо полагать,18 марта,спустя тринадцать дней после пад-ения Торжка,или же— что вернее— в этот день в Новгороде было получено сообщение о прекращении опасности и отслужены по этому случаю благодарственные молебнысвя-тому Кириллу.18 марта на 13 дней отстоит от даты падения Торжка.Такой срок не чрезмерен,но и не мал.Торжок отделяют от Новгорода 270 км по прямой.Остановив-шись за 100 верст от Новгорода,ордынский отряд,следовательно,преодолел по той же прямой около 170 верст,делая в среднем 13 км в день, если его отход совершился 18 марта, а не раньше. Разумеется, приведенные цифры условны. Летописный рассказ говорит о том, что монголо-татары двинулись от Торжка Селигерским путем, т. е. не на северо-запад, прямо к Новгороду, а на запад к Селигеру — Волгой и долиной реки Селижаровки.Для определения того пути,которым воспользовались отряды Субэ-дэя и Батыя,решающее значение имеет определение местоположения Игнача Креста, до которого эти отряды дошли.Исследователи обратили внимание на имеющий прямое отн-ошение к вопросу Игнача Креста текст переписной оброчной книги Деревской пятины, составленной ок.1495 г.:«А угодей у того поместья: озеро Великой Двор,озеро у Игнатцова Къста».Речь идет о поместье Андрея Рудного Колычева,к которому перешли земли новгородского вотчинника боярина Василия Есипова в Яжелбицком погосте.В пределах этого земельного массива имеются только два озера.Одно расположено меж-ду деревнями Великий Двор и Соменка и ныне носит название Соменко.Очевидно,что это и есть озеро Великое (иначе Великий Двор)писцовой книги.Другое— поменьше— находится чуть к западу,между деревнями Соменка и Полометь и ныне называется Глухим.Только с ним возможно связывать топоним писцовой книги «озеро у Игнатцова Къста».Расстояние от этого пункта до Новгорода по прямой равно 102 км,практичес-ки же— 100 верстам,обозначенным в летописном рассказе.Итак,взяв Торжок 5 марта, татары прошли Селигерским путем около 200 км и остановились в 100 км от Новго-рода.Отход от Игнача Креста был ими осуществлен не позднее 18 марта.Рассмотрим сначала ситуацию этого короткого хронологического отрезка с точки зрения такти-ческой.Уже за день до падения Торжка войско Бурундая находилось всего лишь в 150 км от Торжка,если локализация Ширенского леса на притоке Медведицы реке Ширинке справедлива: 4 марта в Ширенском лесу был замучен монголо-татарами князь Василь-ко Константинович,плененный на Сити.Соединение войск Субэдэя и Бурундая под Торжком, следовательно, должно было состояться в ближайшие дни после падения этого города.Не исключено поэтому,что к Игначу Кресту двинулся не разведыватель-ный отряд, а основные силы Батыя.На Селигере монголо-татарам предстояло решить выбор наиболее подходящего пути на Новгород из трех возможных.Несомненно,таким предпочтительным путем является Яжелбицкий.Он не прикрыт крепостями,тогда как на других направлениях монголо-татары неизбежно оказались бы под крепостными стен-ами Демона,Молвотиц и Русы.Войско останавливается у Игнача Креста на расстоянии каких-нибудь трех-четырех дневных переходов до Новгорода и отсюда резко повора-чивает на юг.Что помешало ему оказаться у цели? Распутица?Рассмотрим ту же ситу-ацию с точки зрения климатических условий Новгородской земли.Разумеется,получен-ные данные возможно проецировать только на среднегодовую картину.Гидрометеороло-гических данных по Приильменью на весну 1238 г.у нас,конечно,нет,и никогда их ни у кого не будет.По данным же последних десятилетий,вскрытие рек в интересующем нас районе происходит между 30 марта и 5 апреля по новому стилю.Однако клима-тическая ситуация в последнее время резко изменилась не только в связи с общим потеплением,но и из-за массовой вырубки лесов и обмеления рек.Познакомимся с более приближающимися к средневековым данными первой половины XIX в.(все даты приводятся по старому стилю).Зимний путь на территории бывшей Новгородской губе-рнии прекращался около 25 марта,но «весна почти во всех краях губернии начинает-ся с половины или конца апреля и продолжается до июня».Вскрытие рек в этой части губернии,в том числе и в бассейне Полы,происходит около 22 апреля.Добавим к этому известный вывод историков климата об общем похолодании в северном полуша-рии в XIII в.и не менее известный факт,что Ледовое побоище происходило в 1242 г. 5 апреля по старому стилю.Таким образом, после взятия Торжка 5 марта у Батыя был значительный резерв времени для подготовки и осуществления похода на Новгород. Он располагал примерно тремя неделями нормального зимнего времени и еще тремя неделями предкритического времени исхода зимы.До вскрытия рек оставалось около полутора месяцев,практически около месяца надежного ледяного покрова.К началу весны,даже к концу зимы Новгородская земля постоянно страдала тяжелой бескорми-цей.Эта хроническая бедность кормов отмечается и в XIX в.:«По недостатку сена, необходимого для содержания мелкого скота,лошадей к весне уже кормят так называ-емою сечкою.Рогатый же скот обыкновенно в продолжение всей зимы довольствуется яровой соломою,изредка приправляемой овсяной подсыпкою.Сено дают коровам только несколько дней в году,после теления,и то понемногу».Поскольку на предыдущий, 1237 г.приходится максимум угнетения древесины,свидетельствующий о неблагопри-ятных погодных условиях,значит ему свойствен был и общий недород сельскохозяй-ственных культур,в том числе и всех видов кормов.Все эти обстоятельства не могли не стать очевидными для Батыя во время движения от Торжка к Игначу Кресту. Разумеется, возникшим опасениям способна была противостоять надежда пополнить фуражные запасы взятием Новгорода. Однако, надо полагать, не без последствий для выработки дальнейших планов оказался урок затяжной осады Торжка.Приход под стены Новгорода грозил монголо-татарам в случае длительной его осады— а на быструю победу уже нельзя было рассчитывать— голодной блокадой из-за апрельской распу-тицы и разлива рек, продолжающегося здесь до конца мая. Поскольку поемные луга в течение всего этого времени остаются под водой, а травы поспевают примерно к 24 июня(по старому стилю),конное войска ожидала бы здесь еще более жестокая бескор-мица,обрекавшая Батыя на поражение.Таким образом,в повороте ордынского войска на юг решающую роль,несомненно,сыграл героизм защитников маленького Торжка.Распя-тый и поруганный,так и не дождавшийся новгородской помощи,он сражался насмерть, заслонив Новгород от тяжелых военных испытаний.По материалам: Янин В.Л. Очерки истории средневекового Новгорода."
(ст."Магия символов и чисел.Тайные знания.ч.1",Конфигуратор Сознания,2024)
"Во всех известных культурах можно найти тайные знания зашифрованные в символах и числах.Их встречают в древних постройках,храмах,рукописях,ритуалах посвящений, во всех Святых писаниях,в алхимических книгах и древних гербах.И всегда можно заметить,что они тождественны,хотя и несут на себе отпечатки особенностей.Симво-лика выражает отношения между вещами,явлениями и идеями,она открывает описание законов материального мира и влияние на него знаний сверхъестественного,магиче-ского.В прежние времена символика была тайным знанием,которое тщательно скрывал-ось узким кругом Посвященных.Теперь наступило время,когда доступ к этим тайным знаниям открывается всем желающим изучать их,работать с ними и использовать эти знания.Эти знания могут служить лучшему пониманию окружающего мира,открывают смысл древних символов,многие зашифрованные законы мироздания.Эти открытия,став общим достоянием,могут полностью изменить наше представление о жизни- ее зако-нах,возможностях и целях.Одни и те же символы существую во всех древних культ-урах- Древнем Египте,Шумере,Индии,Китае,,Африке(догоны),доколумбовой Америке (индейцы),острова Тихого океана.И везде они имеют близкое смысловое значение.Это свидетельствует о происхождении их одного,общего источника."
(ст."БУДДА о прошлых жизнях..Тибетская книга жизни и смерти",Конфигуратор Сознания,2024) "В ту знаменательную ночь Будда, очистив свой ум и достигнув просветления,обратился к просмотру своих предыдущих жизней." Я вспомнил множес-тво своих предыдущих воплощений - от первого, до стотысячного в разные периоды истории мира.Я знал все о них,где это случилось,какое у меня было имя.в какой семье я был рожден.Я проживал снова и снова плохое и хорошее,смерть и новое обр-етение жизни.Таким образом я вспомнил несчетное количество своих предыдущих сущ-ествований со всеми их характерными чертами и точными условиями.Это знание я об-рел в первое ночное бдение." В самом начале истории- реинкарнация и твердая вера в жизнь после смерти занимали особое место почти во всех мировых религиях.Вера в новое рождение существовала и в раннем христианстве.Каждая душа приходит в этот мир,подкрепленная победами или ослабленная поражениями предыдущих жизней."
(ст."ДАО ч.6",Конфыигуратор Сознания,2024) "Глине придается форма сосуда, но пользу приносит пустота внутри него. Таким образом материя используется только для обозначения линий границ, в которых находится полезная часть пространства. Материя подобна границам, связующим план (измерение).План реален, линии границ бесконечно малы и служат только для определения самого плана(измерения).Так же и "Я" человека- является воображаемой границей,отмечающей часть Тела Бога.И это порождает ошибочный эгоизм человека,что он- тело(смертное и единственное,непов-торимое)и не зависит ни от кого.."
(ст."Никогда не знаешь, что придет раньше - завтрашний день или новая жизнь.. Тибетская книга Жизни и Смерти",Конфигуратор Сознания,2024) "Человек проводит свою жизнь готовясь к чему угодно,но только не к тому,чтобы быть готовым встре-тить следующую жизнь. Это не значит, что все время следует провести в медитации, в современном мире приходится работать,чтобы обеспечивать себя.Задача в том, чтобы найти баланс.Каждая личность посылается на Землю.чтобы получить определе-нный опыт. Например научиться выражать любовь и быть более любящим по отношению к другим. Ведь каждая деталь жизни человека записывается, все что он делает. все что думает отражается в Карме.То,что мы сделали в своей жизни,определяет то, что мы будем собой представлять после смерти.Когда мы принимаем смерть.то меняем и свое отношение к жизни, мы понимаем,что жизнь и смерть взаимосвязаны.Жизнь ста-нет спокойней и умиротворенней,менее напряженной и мучительной.,а уверенность в себе возрастает.Трудности и препятствия.если их правильно понять,становятся неожиданным источником силы..Постепенно человек начинает осознавать в себе спок-ойное присутствие того,что называется "бессмертной природой ума",поворот созна-ния и понимание почему "я" здесь.Плодом этого будет ничто иное,как новая жизнь, новое рождение.Рождаясь вновь я не помню,что уже жил,потому что я не тот человек .Я- другой,я новая личность.В новом теле- новое "Я"..Вечная жизнь не есть беско-нечное продление одного существования."
(ст."На самом деле мы воспринимаем лишь малую часть реальности?",Биосфератум, 2024) "Часто вижу восклицания от скептиков:«Покажите доказательства существова-ния пришельцев,криптидов, призраков и всего того,о чём пишете на канале».Или ещё одно распространённое:«Почему мы их не видим? Если бы они существовали,то каждый день кто-то на Земле с ними бы сталкивался».Вот такой уровень аргументации.Люди думают,что они слишком значимы во Вселенной,и все должны к ним приходить на пок-аз.Самомнение зашкаливает.Но попытаюсь объяснить,почему крайне трудно человеку обнаружить,а тем более увидеть или услышать.Вы думаете,что человеческие органы чувств высокоразвитые? Например,диапазон восприятия ухом всего от 20 Гц до 20 кГц.А глаз воспринимает объекты,находящиеся в диапазоне от 410 до 750 Гц.В редк-их случаях эти значения чуть шире,но не кардинально.Всё,что находится за нижней и высшей границей попросту для нашего восприятия недоступно.Кроме этого сущест-вует и покадровое ограничение для визуальной составляющей.И что самое главное в этой ситуации– диапазон,позволяющий людям фиксировать звуковые и световые часто-ты,является весьма узким относительно общего в нашем мире.Это всё равно,что смо-треть в комнату и пытаться разглядеть в ней целый город или страну.Или увидев волосинку,представлять целое животное.Вот так мы воспринимаем наш собственный мир.Физики-теоретики ещё в начале 20 века предполагали,что возможности человеч. тела крайне ограничены.И речь идёт не о четвёртом и других измерениях,а о нашей действительности.Мы не в состоянии охватить даже четверть от всего,что происхо-дит вокруг нас.На долю человеческих слуха и зрения выпадает до 80% информации, получаемой из окружающей среды.Но даже эти два основных метода коммуникации с внешним миром ничтожны из-за ограниченного функционала органов.Тогда о чём может идти речь? Вы можете с помощью лупы увидеть вирус? Нет.А с помощью подзорной трубы далёкие звёзды? Нет.А если будете смотреть на водную гладь,разве вы узнае-те о тех, кто проживает в глубинах океана? Нет. Так и здесь. Различные сущности и НЛО могут оказываться в диапазоне восприятия человеческих органов чувств лишь на секунды,а затем уходить обратно на комфортные для них самих частоты.Мы увидим внезапное появление и исчезновение.Но по факту они никуда не исчезнут,а остану-тся на том же месте.Думаю,теперь понятно,почему НЛО и разного рода сущностей не видят каждый день.Однако,мы говорили только о нашем мире.Физики-теоретики на полном серьёзе заявляют о том,что на самом деле реальностей может быть огромное множество,как и измерений.И между ними так называемые эфирные и фрактальные сущ-ества,а также квазиживые и способные к дематериализации технические аппараты успешно путешествуют.Основываясь на этом утверждении,можно констатировать,что диапазон,охватываемый нашими органами чувств,а также аппаратурой земных техноло-гий,ещё более минимальный,чем предполагалось ранее.Можно с уверенностью заявл-ять,что на самом деле возможности изучения мира у человека очень сильно ограни-чены.Они буквально ничтожны.Поэтому,когда в очередной раз скептики будут тверди-ть о том,что гуляя по лесу им не повстречались леший или снежный человек,а при наблюдении за небом не пролетел НЛО,смело указывайте им ссылку на данную статью. Это будет исчерпывающий ответ на их заявления.Что касается будущего,то вряд ли человеческий глаз или ухо начнут фиксировать больший диапазон частот.Однако,тут на помощь могут прийти абсолютно новые виды технологий. Вероятно,спустя десятки или сотни лет это станет доступным.А пока остаётся констатировать узость возмож-ностей для анализа и изучения окружающего мира.И как тогда учёным хватает смел-ости заявлять,что во Вселенной едины законы физики,химии,биологии,астрономии и других наук,если они не способны охватить даже половины окружающего мира?"
""Арабские путешественники, побывавшие в Причерноморье (далее они и носа не совали), пишут, что на Руси не ведают рока. Возможно, подобный вывод они сделали потому, что на наших дорогах не встречали астрологов-звездочетов, визирей, которых у себя на родине видели на каждом шагу. Культура гаданий и предсказаний — это культура Востока.Кроме того,они не знали Дара Речи,буквально насыщенного словами и словосочетаниями фаталистического характера,а,как мы убедились,в языке нет ничего лишнего или невостребованного.И верно,наши пращуры не гадали по звездам свою судьбу, у нас было слишком разное отношение к року, поэтому арабы внимали своим пророкам, а мы — прароку, то есть рокоту права. До поры до времени, конечно, пока слух был, пока сугубо материалистическое представление о мире не захватило наше воображение, исторгнув религиозное сознание. Пока мы продирались сквозь тернии к несуществующим звездам.Рокот — это голос рока. И тут неожиданно сметается пыль времен и заблуждений с самого слова «речь». Смысл еще не раскрывается, ибо крепким орешком тут выглядит устойчивый слогокорень РЕ, однако уже слегка обнажается. Мы опять сталкиваемся со сложным, «двойным дном» слова: на первый взгляд,речь(я реку,он рещет,слово рекомое),связана с образом реки-водоема.Речь так же течет,бывает бурной,полноводной или,напротив,медленной ,тихой,неспешной,сухой,витиеватой и так далее.Кроме того,есть еще одна форма слова,ярко выраженная безвестным автором «Слова..»:«Ярославна рано плачет вПути-вле на забрале,аркучи».Аркатъ— говорить нараспев,буквально голосить,восклицать. Ведь она же плачет,причитает,молится.И не только: Ярославна произносит заклина-ния-мантры,о коих мы уже говорили.Здесь же скорее произошла перегласовка рокот-ать— аркать,но не исключено,что это совершенно разные слова.То есть Ярославна рокочет,говорит голосом рока,выступая как Берегиня своего милого лады.И спасает его от смерти.Такое ощущение,будто корни рок и рек смыкаются,сливаются в единый, но,как сообщающиеся сосуды,выказывая тем самым скрытый смысл слова речь.(И об этом мы еще поговорим отдельно).Пока ясно одно: наш Дар Речи— Дар Рока,судьбо-носный дар.Это наша доля,наша участь— нести слово.Не зря же говорят: русский— это не национальность,это судьба.Хотите прочесть,что на роду написано,— учите родной язык." С.Т.Алексеев "Сорок уроков русского".(Лукинский,История,2024)
(ст."Пантеон в древнейшем славянском 12-месячном календаре "Велесовой книги". С Новым годом Яра и Лели!",А.Асов,2024) "Сегодня, 20 марта — день Весеннего равноденствия.Конец старого и начало нового астрономического года(он же и Новый год в древнейшем славянском календаре), который запечатлён также и в "Велесовой книге". Так что с Новым годом, друзья!Разумеется, церковный новый год отмечается с 1 сентября, причём старого стиля. Да к тому же у нас ещё и два январских новых года. Один — т.н. старый Новый год (по юлианскому календарю), который ввёл Пётр I, передвинув только дату празднования, но оставив в покое сам старый календарь. А второй, — тот, который мы празднуем вместе с Европой, после реформы календаря, и перехода с юлианского на григорианский. Эту реформу провели большевики после Революции.Все прошедшие календарные реформы были политико-религиозными,и прово-дились людьми,мало понимающими в астрономии.В отличие от творцов древнеславян-ского календаря, имеющегося также и в "Велесовой книге". И сегодня я бы хотел рассказать о нём...Этот календарь имеется в "Прославлении Великого Триглава", с которого я обычно и начинаю издания перевода "Велесовой книги". И вначале в сём тексте прославляется Великий Триглав (древнеславянская Троица):"И вот начните! Во-первых, главу пред Триглавом склоните!"И сей Великий Триглав представляет Ветхую Троицу— Дида-Дуба-Снопа.В старой символике они означают— Сварога-Перуна-Велеса.Последнего в прежнем венедском Триглаве-Троице,перенятом и новгородцами, заменяли ещё и на Святовита.Триглав правит в Небесном царстве— Сварге,а Сваргу поддерживают вечно противоборствующие Белобог и Чернобог."Эти двое охватывают небо,сражаются тут Чернобог с Белобогом и Сваргу поддерживают,чтоб не был повер-жен сей Божий Свет".Потому в центре данного календарного Коло(Круга) противобор-ствуют,как день и ночь,две силы навские-чёрные,и явские-белые.Явь даёт жизнь, там цветёт и пускает листья Мировое древо,а во тьме оно же теряет листву.Выше кругов, объясняющих "единство и борьбу противоположностей", а также триединство (тезис-антитезис-синтез),кое было известно философам прошлых веков,— расположен круг уже из 12-ти тезисов-богов,разделённых на четыре Малых Триглава.Эти боги ответственны за 12-ти летний цикл лет,который вполне подобен 12-летнему китай-скому "животному" календарю(тут нелишне вспомнить и о Тартарии,некогда объединя-вшей Русь и Китай).И связанные с этими богами священные животные по сути и пов-торяют этот календарь.И т.о.,например,год Быка— также и год Велеса и т.п.(об этом я уже много раз рассказывал).Астрономически этот цикл обусловлен влиянием на Землю самой большой планеты нашей системы— Юпитера.Юпитер за 12 лет проходит весь небесный круг.Следующий круг также отражает сей 12-ричный закон,но уже явленный в движении Солнца по 12 зодиакальным созвездиям(домам).Эти боги-сущнос-ти и отвечают за силы,которые проявляются в 12 месяцах,и в древности границы созвездий определялись по Солнцу,переходящему из одного зодиакального сектора в следующий.Месяцы же года,начинаются с Белояра(20-21 марта)Тут следует обратить ваше внимание на одну важную закономерность: древние астрономы (волхвы и жрецы) составляли календарь, опираясь на очевидные астрономические и связанные с ними природные явления.Четыре сезона весна-лето-осень-зима вполне очевидны не только жрецам,но всем людям,живущим сельскохозяйственными циклами(никаких трёх сезонов, придуманных зачем-то Гнатюками,ни одна культура не знает.)В месяцах,совпадающих обычно со знаками зодиака было от 28 до 31 дня,что определялось приблизительным (а поначалу и точным)совпадением начала месяца с новолунием.4 недели по 7 дней и составляли такой месяц.А 12 лунных(и зодиакальных)месяцев составляли приблизите-льно полный год.К ним добавляли иногда и 13-й месяц(или добавленные дни),чтобы совпали сроки прохождения Солнца по знакам зодиака и лунные циклы.Это,собствен-но говоря,и есть солнечно-лунные небесные часы— единые для всей планеты,для всех культур и всех времён.(Ну,а выдуманные недавно 9-дневная неделя,16 месячный кал-ендарь и пр.,— это инглиистическая ахинея,не основанная ни на чем,кроме желания автора сей ахинеи: любой ценой выделиться).Между прочим, в самой "Велесовой книге" был также и глиф(рисунок)календаря,который сам Ю.П.Миролюбов запечатлел, правда,в виде наброска и м.б.по памяти,ведь для него главное было скопировать сам текст.А потом этот календарь в таком же круговом виде попытался реставриро-вать и академик Радивой Пешич.(Заметим,Гнатюки уже третьими предприняли такую попытку— со всеми обычными для них несуразностями,— но,разумеется,объявили себя "первооткрывателями"; из такого рода "открытий" чужих книг у них и состоит всё их издание).Ну,и,разумеется,такой календарь подтверждается археологией(есть же и сосуды IV века с 12-месяным календарём)и фольклором и т.п. И обо всём этом я уже много раз рассказывал и в книгах("Календарь русских волхвов",Звёзды Древней Ру-си","Славянская астрология" и т.п.Есть статьи на эту тему также на этом канале."
"В этот дивный день весны
Ночь и день всегда равны!
С равноденствием весенним,
С ярким солнышком бесценным
Вас сердечно поздравляю
И лишь счастья всем желаю!"
(ст."Предки англосаксов и прочих французов пришли в Европу с Пиреней и с замечательными кубками",Б.Новицкий,2024) "Две значительные археологические культуры Европы шнуровой керамики(R1a)и колоколовидных кубков(ККК)(R1b)в опреде-ленный момент времени не могли не вступить в некоторое соперничество.Такая необ-ходимость в неолите могла быть обусловлена обязательной дилеммой «свой-чужой», что вытекало как из разности самих культур,так и миграциями(внедрениями)одних на территорию других.Шнуровики отмечаются историками временем в 5,4 тысячи лет наз-ад,носители же ККК раннего бронзового века Европы,появляются на границе терри-торий шнуровиков,видимо,только через тысячу лет.ККК распространяется в Центр.Ев-ропе(на Дунае)с заходом и в Польшу примерно с 2400 г.,когда культура шнуровой керамики уже тысячелетие занимала Центральную,Сев.и Вост.Европу.С этого момента и можно вести речь об их параллельном не всегда мирном,скорее,наоборот,сущест-вовании.Первое же знакомство Европы с носителями ККК состоялось только 4800 лет назад на Пиренейском полуострове (Португалия).Если у предшествующего неолитич-еского населения Западной Европы погребения были коллективными,в которых отсут-ствовало оружие,то погребения ККК являлись индивидуальными с оружием,в виде тре-угольного медного кинжала с широким черенком либо с луком.Там же находили укра-шения в виде золотого полумесяца.Несколько удивительным являются отнесение инди-видуальных погребений в скорченном положении на боку к погребениям ККК(Википед-ия),поскольку такое положение костяков характерно было только для шнуровиков. Впрочем,вопрос здесь может стоять только в хронологии таких погребений.Скорее
всего, это были более ранние захоронения шнуровиков, археологи же точный возраст их определить были не в состоянии. Да и способ трупоположения в захоронениях не привлекал большого их внимания, поскольку им не ведомо было до открытия ДНК-генеалогии, что на боку (на правом мужчин, а на левом женщин) захоранивали своих умерших арии.
По поводу А. Клёсов пишет:
«Полагаю, что приоритетной гипотезой в этом отношении должна быть та, что древние племена (и древние гаплогруппы) не смешивались друг с другом, за тем исключением, что специально, обоснованно и перекрестно доказано. А вот захоронения носителей разных гаплогрупп, конечно, могли пересекаться, особенно когда они относятся к разным временам [выделено мной – Б.Н.]. И необходимо с большой осторожностью относиться к приравниванию людей древних племен и их захоронений на той же территории. Но никто из археологов и попгенетиков, по моим наблюдениям и заключениям, не пытается проверять и отводить или подтверждать такие «смешанные» варианты. Просто фиксируется, что в такой-то культуре нашли разные гаплогруппы, значит, жили вместе»[1].ККК названа так по керамике– кубках в виде перевернутого колокола с горизонтальными рядами гребенчатого или шнурово-го орнамента. В Бретани (Франция) и в Южной Португалии кубки различались по разделенным на них полосам - так называемого морского стиля.Ничего удивительного нет в том, что население занималось скотоводством и охотой. Обнаруженные кое-где признаки земледелия,могут быть связаны с предшествующей хозяйственной деятель-ности,обитавших здесь до ККК,людей.Также указывается на производство металла из испанских и из чешских руд.Что касается происхождения ккк,то ученые изначально определяли ее носителей, как народ-мигрант, распространяющий медное оружие. Впрочем, из 86 погребенных в могилах ККК Баварии, например, четверть как минимум происходила из других местностей. Французские археологи, например, полагают, что имело место проникновение небольших групп воинов и металлургов с окультуриванием местного неолитического населения.Идея распространении ККК с Пиренейского п-ова считалась приоритетной.Сегодня же есть другие варианты.Это и Северная Африка, например.В ККК,кстати,нашли прототипы кубков и некоторое сходство с керамикой Марокко.Также в этом ряду стоит и Средиземноморье.И наконец,как пишут(Википедия) ,«ККК связана с Y-гаплогруппой R1b-M269 с пиком ее частоты в области басков».А. Клесов отмечает,что «древнейшие материальные признаки культуры колоколовидных кубков(ККК)найдены в Португалии,с датировкой 4800 лет назад.Эту же датировку времени жизни общего предка имеют современные носители гаплогруппы R1b на Пире-неях,в частности,баски».Надо ли объяснять, почему столько внимания уделяется истории появления древних предков подавляющего мужского населения Зап.Европы? Потому и уделяется,что их подавляющее количество.Только вот,этим потомкам хоте-лось бы,чтобы это прошлое было славным,а предки достойными цивилизаторами темной Европы.Всё в этом плане складывалось хорошо,до тех пор пока они считали себя по-томками носителей ямной кульутры,ошибочно принятой за носителей индоевропейского языка в Европе.А иначе как? Ведь ямники и были носителями R1b? Но ямники ни в Европу не шли,не были и носителями ИЕ яхыка.И вся коллизия в рассмотрении проис-хождения людей их ККК связана с трудностью понимания разницы между ямниками и носителями ККК,если и те и другие эрбины– гаплогруппы R1b.Но всё дело в их раз-ных нижестоящих субкладах.«…миграции надо рассматривать непременно на уровне нижестоящих снипов, которые расходятся на ветви. В итоге одна ветвь уходит в ямную культуру, другая другим путем уходит на Пиренеи [выделено мной – Б.Н.].
Первая ветвь R1b-M269-L23-Z2103.Вторая ветвь (тоже в сокращенном изложении) R1b-M269-L23-L151-(P312+U106).Первая ветвь привела к ямникам, вторая привела к ККК. Эти ветви разошлись около 6 000 лет назад, поэтому у них было достаточно времени уйти и в ямную культуру в приволжских степях, и на Пиренеи на юго-западе Европы, примерно в одно и то же время»[2].Я в своих статьях не раз отмечал, ссылаясь на информацию из ранней статьи А. Клёсова (10 лет назад) на сайте «Переформат.ру», что эрбины проделали свой путь до Пиреней по северному побережью Африки до Атлантики и через Гибралтар до Пиренеев. И второй вариант – миграции эрбинов по островам Средиземного моря с востока на запад до Пиренеев.В исторической лите-ратуре встречались,между тем,версии о движении эрбинов на Пиренеи с севера.Что,
впрочем, без доказательств.В последнее время А. Клёсов отмечает, что его ранняя концепции несколько уязвима в силу отсутствия экспериментальных данных на ее счет:«Эрбины гаплогруппы M269-L23-L51-L151 прибыли на Пиренейский полуостров около 5000 лет назад, вскоре, 4800 лет назад образовали там «параллельные» снипы P312 и U106, которые составили культуру колоколовидных кубков (ККК),и двинулись заселять континентальную Европу.Эта концепция поддерживается тем,что самые ран-ние материальные признаки ККК обнаружены в Португалии,то есть именно на Пирене-ях,с датировкой 4800 лет назад.Слабым местом этой концепции является то,что путь эрбинов этой гаплогруппы на Пиренеи пока экспериментально не показан…»[3].Тем не менее,хронология появления эрбинов на Пиренеях все-таки наиболее убедительно подтверждает его концепцию.«Альтернативным маршрутом для ККК среди историков, помимо направления с Пиренеев в континентальную Европу, является противоположное направление,с севера Европы до Пиренеев.Хотя оно тоже не доказано,и не согласу-ется с находками ККК в Португалии с датировкой 4800 лет назад. Я придерживаюсь первого варианта, хотя, повторяю, ему не хватает доказательства маршрута с Пиренеев в континентальную Европу»[4].В цитируемой здесь статье А. Клёсов крайне доказательно показывает, что образцы эрбинов с гаплогруппой R1b-L51, найденные на Пиренеях древнее,чем образцы с гаплогруппой R1b-L51,найденные северно-восточ-нее,в частности,в Богемии(Чехия).И представляет весьма убедительную информацию на этот счет:«Серия образцов в Богемии опубликована в статьях Papac(Sci.Adv. 2021)и Olalde(Nature,2018),среди них действительно были несколько образцов R1b-L51,и самый древний имел датировку 2800-1800 лет до н.э.Заметим,не 29-28 вв, а 28-18 вв до н.э.Есть разница? Этот образец идет в сводке древних ДНК с усредне-нной датировкой 2300 лет до н.э.,и для него приведена длинная цепочка снипов после L51:
Реклама
Бурение скважин на воду за 1 день. От 2100 руб./м
Скидка 25% на обустройство скважины. Бурение зимой и летом. Без предоплаты. Звоните!
До 250 метровГарантия до 15 лет
voda-pod-klych.ru
Перейти на сайт
dodopizza.ru
РЕКЛАМА
Реклама
•
16+
Курсы программирования от Яндекса. Начните с нуля
10000 выпускников Практикума уже работают по новой профессии!
Курсы программированияТрудоустройство
practicum.yandex.ru
Перейти на сайт
Реклама
Спишите ваши долги через МФЦ в Ярославле
Узнайте, насколько просто и эффективно избавиться от долгов согласно ФЗ 127
Бесплатная консультация юриста
dolgmfc.glurist.ru
Перейти на сайт
Реклама
•
16+
Курсы программирования от Яндекса. Начните с нуля
10000 выпускников Практикума уже работают по новой профессии!
Курсы программированияТрудоустройство
practicum.yandex.ru
Перейти на сайт
Борис Новицкий
вы подписаны
Вы подписаны
Предки англосаксов и прочих французов пришли в Европу с Пиреней и с замечательными кубками
Сегодня
196 прочитали
Две значительные археологические культуры Европы шнуровой керамики (R1a) и колоколовидных кубков (ККК) (R1b) в определенный момент времени не могли не вступить в некоторое соперничество. Такая необходимость в неолите могла быть обусловлена обязательной дилеммой «свой-чужой», что вытекало как из разности самих культур, так и миграциями (внедрениями) одних на территорию других.
Шнуровики отмечаются историками временем в 5,4 тысячи лет назад, носители же ККК раннего бронзового века Европы, появляются на границе территорий шнуровиков, видимо, только через тысячу лет.
ККК распространяется в Центральной Европе (на Дунае) с заходом и в Польшу примерно с 2400 г., когда культура шнуровой керамики уже тысячелетие занимала Центральную, Северную и Восточную Европу. С этого момента и можно вести речь об их параллельном не всегда мирном, скорее, наоборот, существовании. Первое же знакомство Европы с носителями ККК состоялось только 4800 лет назад на Пиренейском полуострове (Португалия).
Если у предшествующего неолитического населения Западной Европы погребения были коллективными, в которых отсутствовало оружие, то погребения ККК являлись индивидуальными с оружием, в виде треугольного медного кинжала с широким черенком либо с луком. Там же находили украшения в виде золотого полумесяца.
Несколько удивительным являются отнесение индивидуальных погребений в скорченном положении на боку к погребениям ККК (Википедия), поскольку такое положение костяков характерно было только для шнуровиков. Впрочем, вопрос здесь может стоять только в хронологии таких погребений. Скорее всего, это были более ранние захоронения шнуровиков, археологи же точный возраст их определить были не в состоянии. Да и способ трупоположения в захоронениях не привлекал большого их внимания, поскольку им не ведомо было до открытия ДНК-генеалогии, что на боку (на правом мужчин, а на левом женщин) захоранивали своих умерших арии.
По поводу А. Клёсов пишет:
«Полагаю, что приоритетной гипотезой в этом отношении должна быть та, что древние племена (и древние гаплогруппы) не смешивались друг с другом, за тем исключением, что специально, обоснованно и перекрестно доказано. А вот захоронения носителей разных гаплогрупп, конечно, могли пересекаться, особенно когда они относятся к разным временам [выделено мной – Б.Н.]. И необходимо с большой осторожностью относиться к приравниванию людей древних племен и их захоронений на той же территории. Но никто из археологов и попгенетиков, по моим наблюдениям и заключениям, не пытается проверять и отводить или подтверждать такие «смешанные» варианты. Просто фиксируется, что в такой-то культуре нашли разные гаплогруппы, значит, жили вместе»[1].
ККК названа так по керамике – кубках в виде перевернутого колокола с горизонтальными рядами гребенчатого или шнурового орнамента. В Бретани (Франция) и в Южной Португалии кубки различались по разделенным на них полосам - так называемого морского стиля.
Ничего удивительного нет в том, что население занималось скотоводством и охотой. Обнаруженные кое-где признаки земледелия, могут быть связаны с предшествующей хозяйственной деятельности, обитавших здесь до ККК, людей. Также указывается на производство металла из испанских и из чешских руд.
Что касается происхождения ккк, то ученые изначально определяли ее носителей, как народ-мигрант, распространяющий медное оружие. Впрочем, из 86 погребенных в могилах ККК Баварии, например, четверть как минимум происходила из других местностей. Французские археологи, например, полагают, что имело место проникновение небольших групп воинов и металлургов с окультуриванием местного неолитического населения.
Идея распространении ККК с Пиренейского полуострова считалась приоритетной. Сегодня же есть другие варианты. Это и Северная Африка, например. В ККК, кстати, нашли прототипы кубков и некоторое сходство с керамикой Марокко. Также в этом ряду стоит и Средиземноморье.
И наконец, как пишут (Википедия), «ККК связана с Y-гаплогруппой R1b-M269 с пиком ее частоты в области басков».
А. Клесов отмечает, что
«древнейшие материальные признаки культуры колоколовидных кубков (ККК) найдены в Португалии, с датировкой 4800 лет назад. Эту же датировку времени жизни общего предка имеют современные носители гаплогруппы R1b на Пиренеях, в частности, баски».
Надо ли объяснять, почему столько внимания уделяется истории появления древних предков подавляющего мужского населения Западной Европы? Потому и уделяется, что их подавляющее количество. Только вот, этим потомкам хотелось бы, чтобы это прошлое было славным, а предки достойными цивилизаторами темной Европы.
Всё в этом плане складывалось хорошо, до тех пор пока они считали себя потомками носителей ямной кульутры, ошибочно принятой за носителей индоевропейского языка в Европе. А иначе как? Ведь ямники и были носителями R1b? Но ямники ни в Европу не шли, не были и носителями ИЕ яхыка.
И вся коллизия в рассмотрении происхождения людей их ККК связана с трудностью понимания разницы между ямниками и носителями ККК, если и те и другие эрбины – гаплогруппы R1b. Но всё дело в их разных нижестоящих субкладах.
«…миграции надо рассматривать непременно на уровне нижестоящих снипов, которые расходятся на ветви. В итоге одна ветвь уходит в ямную культуру, другая другим путем уходит на Пиренеи [выделено мной – Б.Н.].
Первая ветвь R1b-M269-L23-Z2103.
Вторая ветвь (тоже в сокращенном изложении) R1b-M269-L23-L151-(P312+U106)
Первая ветвь привела к ямникам, вторая привела к ККК. Эти ветви разошлись около 6 000 лет назад, поэтому у них было достаточно времени уйти и в ямную культуру в приволжских степях, и на Пиренеи на юго-западе Европы, примерно в одно и то же время»[2].
Я в своих статьях не раз отмечал, ссылаясь на информацию из ранней статьи А. Клёсова (10 лет назад) на сайте «Переформат.ру», что эрбины проделали свой путь до Пиреней по северному побережью Африки до Атлантики и через Гибралтар до Пиренеев. И второй вариант – миграции эрбинов по островам Средиземного моря с востока на запад до Пиренеев. В исторической литературе встречались, между тем, версии о движении эрбинов на Пиренеи с севера. Что, впрочем, без доказательств.
В последнее время А. Клёсов отмечает, что его ранняя концепции несколько уязвима в силу отсутствия экспериментальных данных на ее счет:
«Эрбины гаплогруппы M269-L23-L51-L151 прибыли на Пиренейский полуостров около 5000 лет назад, вскоре, 4800 лет назад образовали там «параллельные» снипы P312 и U106, которые составили культуру колоколовидных кубков (ККК), и двинулись заселять континентальную Европу. Эта концепция поддерживается тем, что самые ранние материальные признаки ККК обнаружены в Португалии, то есть именно на Пиренеях, с датировкой 4800 лет назад. Слабым местом этой концепции является то, что путь эрбинов этой гаплогруппы на Пиренеи пока экспериментально не показан…»[3].
Тем не менее, хронология появления эрбинов на Пиренеях все-таки наиболее убедительно подтверждает его концепцию.
«Альтернативным маршрутом для ККК среди историков, помимо направления с Пиренеев в континентальную Европу, является противоположное направление, с севера Европы до Пиренеев. Хотя оно тоже не доказано, и не согласуется с находками ККК в Португалии с датировкой 4800 лет назад. Я придерживаюсь первого варианта, хотя, повторяю, ему не хватает доказательства маршрута с Пиренеев в континентальную Европу»[4].
В цитируемой здесь статье А. Клёсов крайне доказательно показывает, что образцы эрбинов с гаплогруппой R1b-L51, найденные на Пиренеях древнее, чем образцы с гаплогруппой R1b-L51, найденные северно-восточнее, в частности, в Богемии (Чехия). И представляет весьма убедительную информацию на этот счет:
«Серия образцов в Богемии опубликована в статьях Papac (Sci. Adv. 2021) и Olalde (Nature, 2018), среди них действительно были несколько образцов R1b-L51, и самый древний имел датировку 2800-1800 лет до н.э. Заметим, не 29-28 вв, а 28-18 вв до н.э. Есть разница? Этот образец идет в сводке древних ДНК с усредненной датировкой 2300 лет до н.э., и для него приведена длинная цепочка снипов после L51:R1b есть ясно,что это довольно недавний образец,и крайняя датировка (2800 лет до н.э.)сильно завышена».Выше отмечался пик гаплогруппы эрбинов R1b у басков.Замечателен этот осколок «народа кубков» и своим,очевидно,не индоевро-пейским языком.Хотя известно,что все современные потомки эрбинов Зап.Европы гов-орят на ИЕ языках.Впрочем,сохранность языка басков вызвана их изолированностью в горах обитания.Остальные же эрбины испытали на себе влияние ИЕ языка кельтов.И именно кельты(кельто-славяне)гаплогруппы R1a несли индоевропейские языки в среду «эрбинов».Об этом не раз говорила ДНК-генеалогия.По ее данным,индоевропейские языки появились у носителей гаплогруппы R1b во времена кельтов,3000-2500 лет на-зад.Потому сейчас большинство носителей гаплогруппы R1b в Европе говорит на ИЕ языках."
Свидетельство о публикации №224032001111