Как я, почти неделю, начхимом армии был. Часть 3

"Всё к лучшему в этом лучшем из миров." © Вольтер.

Понедельник. Пронесло.

Прибыв с утра пораньше в соседнее со штабом флотилии здание, где размещалась в том числе и служба РХБЗ, я первым делом уточнил у дежурного время и место утреннего доклада. Ну а затем перекурил с ним у крыльца. Где и встретился с прибывающими на работу девушками-красавицами, подчинёнными моего шефа, товарища Чернышева.

Первым делом выгрузив в кабинете бухгалтерии, свою кружку, ложку, недочитанную книжку, печенье с конфетами я заявил:

-"А Вы как думали - я служить сюда, что ли, пришёл?!!"

-"?!!"

Недоумённая ответная пауза сменилась взрывом весёлого смеха.

А затем, когда все отсмеялись вволю, я кратко побеседовал с дамами за жизнь и заторопился на доклад.

Доклады были два раза в сутки, уточнять, как вся эта красота называлась официально, и в какое время происходила, я не буду. Поскольку сам давным-давно забыл уже, да и Вам это вряд ли интересно.

Дежурный по штабу, уточнив, что я иду именно на доклад, обозначил место его проведения. Хотя я его об этом и не спрашивал - всё было написано чёрным по белому в выписке из суточного плана, с которым я уже ознакомился в соседнем здании. Сдержанно поблагодарив, я направился на второй этаж, в приёмную, где меня проинформировал уже адъютант командующего, сказав:

-"Товарищ капитан 3 ранга, ВрИО командующего флотилии контр-адмирал ... ("Адмирал Михалыч" в моих рассказах) установил форму одежды - рубашка!"

Поблагодарив и уточнив, где мне можно оставить верхнюю одежду, я разделся в соседнем помещении, аккуратно повесив верхнюю куртку и тужурку на штатную настенную вешалку, глянул в зеркало и на секунду замер. От нижеуказанной красоты:

+ФОТО + №1

"**иттвоюмать!!!" - только и подумал я, и потопал на доклад.

В приёмной адмирал Михайлыч негромко разговаривал с офицерами и обратил внимание на входящего меня.

-"Здравия желаю!" - тихо сказал я, моментально подумав - пронесло. Уж кому-кому, а адмиралу Михайлычу моя эмблема на галстуке была абсолютно по***. Неверно выразился - полагаю, он ношение таких символов только приветствовал. Во всяком случае, он только кивнул мне в ответ, продолжив неторопливо беседовать.

В помещении я занял свой стул, что было архиважно - рассаживались и докладывали офицеры строго в порядке очереди.

Когда пришла моя очередь, я, приняв строевую стойку, отбарабанил своё нехитрое: - "…согласно суточного плана" и "…замечаний нет", и тут буквально почувствовал на своей груди чей-то сверлящий взгляд. Естественно, это был НШ Фл. По окончанию мероприятия его кто-то отвлёк, чем я мгновенно воспользовался. Покинув здание штаба флотилии в ускоренном темпе.

Поскольку выслушивать очередную воспитательную беседу по правилам ношения формы одежды  у меня не было никакого желания. Объяснять - почему этот памятный знак для меня так важен - тем более.

В обеденный перерыв дома я заколку, естественно, сменил.

Вечерний доклад был ничем не примечателен. НШ Фл уже не до меня и моей заколки было.

Вторник. Начинается!

А началось всё с того, что дамы службы РХБЗ попросили меня занести в канцелярию штаба какие-то документы. На улице шёл снег, поэтому, естественно, документы я переложил в свою, весьма распространённую тогда, чёрную сумку - трансформер.
Сначала я передал документы, а затем, привычно уже раздевшись в приёмной, оставил под своей верхней курткой и сумку. Доклад производился под руководством НШ Фл, и всё прошло штатно. А когда он закончился, я свою сумку на батарее центрального отопления не обнаружил…

-"Это у нас новый комендант дуркует, больше некому. Вы это… если дойдёт до крайности - мы подтвердим, что в сумке у Вас была штука евро, если что! Давно пора уже этого щегла на место ставить…" - вот краткий пересказ ответов на мои вопросы, заданные знакомым и не очень офицерам штаба флотилии.

Я реально завёлся. Нашёл это… чудо в погонах капитана. Стиснув зубы, представился первым, и потребовал немедленно вернуть мне моё имущество.

Чудо в ответ представилось не только комендантом гарнизона, но и комендантом штаба флотилии (!!!), соизволило назвать мне свою фамилию и начало мне читать лекцию о мерах по предотвращению терроризма…

-"Достаточно! Общаться далее будем в присутствии начальника штаба флотилии!" - прервал его я.

Пока чудо закрывало рот, и переваривало мной сказанное, тщетно пытаясь вывести свой мозг из режима короткого замыкания, я быстрым шагом проследовал к нужному кабинету, постучал, спросил разрешения войти, и плотно прикрыл за собой дверь. А затем, с трудом сдерживаясь, объяснил суть проблемы. Заявив, что подобного хамства в свой адрес никогда не терпел и терпеть не собираюсь, поэтому вижу два пути:

1) Господин капитан отдаёт мою сумку НШ Фл, а я её, перекурив и успокоившись, забираю.

2)…

К чести НШ Фл, второй вариант озвучивать мне не пришлось. Он достаточно вежливо попросил меня зайти через десять минут.

Сумку свою я получил. К этому моменту чувствуя себя относительно нейтрально уже
- сказалась многолетняя привычка напряжение принудительно сбрасывать и брать себя в руки. Правда, мне пришлось ответить на три вопроса:

-"Зачем Вы взяли с собой сумку?"

-"Для переноски документов."

-"А зачем Вы надели верхнюю куртку?"

-"Для перехода между зданиями в зимнюю погоду."

-"Как же Вы с такой тонкой душевной организацией и слабым здоровьем на лодках служили?"

-"Служил с удовольствием."

Среда. Мдааа…

Сознательно отдав военной службе лучшие годы своей жизни, как в родном (иногда - до боли))) ВМФ **ут, я постиг ещё с лейтенантов. Поэтому, поначалу, когда капитана целого первого ранга, начали драть, я не придал этому особого значения.
Но процедура затягивалась. "Виновник торжества", похоже вполне себе привычно, молчал. Даже не пытаясь сказать что-то в своё оправдание. Несмотря на то, что о сфере его военной деятельности я имел довольно смутное представление, через пять минут у меня сложилось устойчивое представление, что **ут его, в таком объёме, почём зря.

Внимательно осмотрев присутствующих, я заметил, что у большинства явственно читалось тщательно скрываемое:

-"Слава тебе, Господи, сегодня… не меня!"

Капитан 1 ранга, по возрасту, годился мне, конечно, не в отцы, но в очень уж старшие братья - это абсолютно точно.

Процесс именно унижения, подчеркну, на мой неискушённый взгляд, продолжался. Ни за что. Поскольку на боеготовность целой флотилии его банальное упущение (про**) явно не влияло.

Почему-то через некоторое время мне стало просто… противно.

-"** вашу мать, вам тут, походу, действительно, заняться больше нечем?!!" - подумал я.

А затем просто опустил голову и упёрся взглядом в стол. Так и просидел всё оставшееся время. С перерывом на свой краткий доклад.


После обеда, в бухгалтерию службы РХБЗ флотилии мне позвонил НШ Фл, и сказал, дословно:

-"Принято решение, что дальнейшее Ваше личное присутствие на докладах офицеров штаба не имеет необходимости. Докладывайте мне лично, по телефону, в соответствии с распорядком дня."

До сих пор думаю, что это была инициатива адмирала Михалыча - он вёл доклад.

Отмечу это просто как очевидный для меня факт, без комментариев.

Четверг. Посетители.

Хлынули потоком, начиная с 09.00 утра. Поскольку принимать решения и ставить печати плюс подписи (росписи) полномочий я не имел, все просьбы и пожелания "ходоков" я аккуратнейшим образом записывал в свой ежедневник. А передаваемые документы (например, заявки на получение имущества)

+ФОТО + №2

копились в специально предназначенной для этого штатной папке.

После обеда, по просьбе хозяек кабинета (у них началась подготовка отчёта, и они вообще заперлись изнутри, вывесив информационную табличку на двери) я полностью переехал в помещение 169 РАСт (*), где меня радушно принял её начальник старший лейтенант Осокин Денис Олегович. Приём посетителей продолжился уже там, до окончания рабочего дня.

Пятница. Потеряшка.

Когда в районе 11.00 мне позвонил мой командир соединения, капитан 1 ранга Соколов Сергей Николаевич, и задал вопрос:

-"Ты где?!!", я честно говоря, о**ел.

В результате непродолжительной беседы выяснилось, что НШ Фл… меня потерял, и начал меня искать официально, через оперативного дежурного целой Флотилии!

Недоразумение было устранено за несколько минут. Теперь, надеюсь, Вы понимаете, почему к словосочетанию "Кольская флотилия разнородных сил" я часто приклеиваю ярлык безумная?!


Прибытие моего сменщика ожидалось в понедельник, но я попросил начальника РАСт выйти на службу в субботу. У бухгалтерии был законный выходной, а на флотилии - ПХД (парко -хозяйственный день (**).

-"Денис, ну извини, вдруг меня опять потеряют?" - сказал я.

В ответ он лишь усмехнулся и ответил:

-"Да без проблем, Геннадьич! Выйду, конечно."

Из хорошего. Дамы службы РХБЗ КолФлРС попрощались со мной, как с временным начальником, заранее, и сказали:

-"Как с Вами спокойно неделю служилось, Евгений Геннадьевич!"

Суббота. На волю, в пампасы!!! (***)

Олег Афанасьевич, нежданно-негаданно, появился перед обедом. Когда мы с Денисом уже собирались уходить. Он сделал большие глаза, увидев начальника РАСт на рабочем месте, а у меня спросил:

-"Как дела, Геннадьич?"

-"Нормально, Афанасьич!" - ответил я - "С тебя литр… молока, за вредность. Мужики, как Вы вообще тут постоянно служите?!!"

-"?!!"

-"Подробности на неделе сам узнаешь. Ничего страшного, иначе бы тебя с постели НШ Фл уже давно бы поднял!" - с долей иронии ответил я.

А затем аккуратно вырвал два листика из своей записной книжки, с проблемными вопросами посетителей-ходоков, передал ему и сказал:

-"Афанасьич, извини, хотел за выходные дома на компе набрать, и распечатать в бухгалтерии, в понедельник… "

-"Да ладно, спасибо, и так сойдёт!" - услышал я в ответ - "Что всё-таки, произошло?"

-"Забей! Ну и набери меня на неделе, если я был неправ!" - сказал я - "А теперь прошу добро откланяться, и убыть домой, через магазин… молока очень хочется!"


Я не знаю, да и честно сказать, мне просто неинтересны причины, но после этого случая отношение ко мне у Олега здорово изменилось. В ещё более лучшую сторону. Когда мой шеф Чернышев выступил с инициативой открыть в службе РХБЗ флотилии должность "офицера по обеспечению радиационной безопасности", замшефа при очередной личной встрече мне сказал, что никого, кроме меня, он на этой должности не видит:

-"Геннадьич, заодно разряд (****) перед пенсией поднимешь!"

-"Ваши слова, да Богу в уши!" - привычно ответил я.
Естественно, боженька в лице управления кадров ВМФ слов не услышал и должность не открыл. Затем, финально уже, под расформирование моего соединения, Олег предложил мне должность начальника службы радиационной безопасности, в посёлке Оленья губа.

-"Королёва за пьянство и развал… всего что только можно, всё равно снимут, со Степанычем (*****) я вопрос решил! Правда, там целая войсковая часть будет у тебя в подчинении, справишься?" - сказал мне Олег.

Я поначалу реально завёлся, дал утвердительный ответ, и даже начал изучать правила химической службы за литерой А (грифованный документ, про то, как нужно служить в СРБ). Всё-таки командир части - это лишняя комната, в перспективе. При получении долгожданной квартиры от МО РФ,  по избранному месту жительства.
Но, пообщавшись со знающими людьми, и реально осознав перспективу ждать квартиру, будучи уже на пенсии, я был вынужден включить реверс. О чем и заявил и Олегу, и Степанычу, когда он крайний раз (за несколько месяцев до расформирования) инспектировал наш дивизион.

Жалею ли я об этом? Честно говоря, нет. И сейчас объясню, почему. Мне крайне неприятно вспоминать свои последние полтора года службы "за штатом" (кому интересно, прочтите мой рассказ "За штатом. The Final cut.", часть первая ( https://dzen.ru/a/YxKot2zNZiHih4yK ), часть вторая (https://dzen.ru/a/YxKupHEicXHOzBs6 ), часть третья ( https://dzen.ru/a/YxLxqeNd0k9wN-dT ), часть четвёртая ( https://dzen.ru/a/YxLz8jAfzFQVtZJ0 ); если не читали).

Но "сняв погоны", и выйдя на заслуженную пенсию, я чувствую себя полностью идеологически раскованным и морально раскрепощённым. Что позволяет мне, не кривя душой, рассказывать Вам про то, как оно было. На самом деле.

Судьба - от неё не уйдёшь. Да и стоит ли? В погоне за званиями, орденами, и тарифными разрядами?!

Впрочем, это каждый решает сам. Я же, как Вы уже наверняка знаете, мои уважаемые читатели, "со старших лейтенантов мыслю не государственно", по отзывам моих некоторых бывших командиров и начальников. Чем, возможно Вы не поверите, до сих пор и горжусь.

P.S. "Начхимом армии" Чернышева Владимира Николаевича, моего флотилийского шефа по специальности, однажды на сборах, в моём присутствии, назвал начальник службы РХБЗ КСФ контр-адмирал Денскевич. Хорошо звучит - подумал я - надо запомнить! Запомнил. И как видите, пригодилось.

20.03.2024

.

Сноски:

(*) - расчётно-аналитическая станция. Её задачи: засечка ядерных взрывов, прогнозирование последствий применения противником оружия массового поражения, аварий на радиационно -химически - бактериологически опасных объектах.

(**) - поскольку материальная часть (сама, непосредственно, станция) у старшего лейтенанта Осокина отсутствовала, в субботу на службу он не выходил, принципиально. И правильно, считаю, делал. В соответствии с руководящими документами, кстати. Когда меня самого порой "драли" за неприбытие на службу в субботу (что греха таить - было дело), я обычно отвечал:

-"Я мусор из урны (у меня в каюте стояла пустая банка от В-64) вынес в пятницу вечером."

Обязательное ничегонеделанье офицеров штаба 74 однремпл, до обеда субботы, началось лишь с переподчинением нас  на безумную КолФлРС, естественно.

(***) - цитата из бессмертного произведения товарищей Ильфа и Петрова.

(****) - тарифный разряд по занимаемой должности. Именно с него на пенсию офицеру идут основные рубли. А за звание - так, копейки.

(*****) - капитан 1 ранга Поплутин Александр Степанович, старший инспектор региональной группы Инспекции государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью на КСФ, неоднократно упоминается в моих рассказах.

.


Рецензии