Шаги из прошлого. Часть 1. Переезд. Глава 5

Глава 5.

  Мансарда была ярко освещена утренним солнцем.
Даша поставила на пол ведро с водой и огляделась. Возле окна стояла узкая кровать, а напротив неё старый письменный стол с ящиками. Слой пыли покрывал плед на кровати и полированную крышку стола. Возле двери Даша увидела громоздкий платяной шкаф, а напротив него несколько книжных полок с парой десятков томов. Насколько можно было разобрать под слоем пыли, это была английская классика в оригинале. Платяной шкаф был пуст.
Даша решительно свернула старый плед на кровати и взялась за тряпку. Хозяйке пришлось дважды менять воду в ведре, прежде чем последняя поверхность в комнате заблестела от чистоты. Затем Даша открыла окно, чтобы проветрить затхлый воздух в мансарде. Яркие лучи солнца ворвались в комнату вместе с прохладным воздухом. Даша пошла было к двери, чтобы вынести ведро, но остановилась напротив книг, разбирая названия и авторов. Она уже предвкушала, как после уборки вернётся сюда и переберёт книги.
- Ну как? Приведений нет? – раздался позади голос Данилы, и Даша подпрыгнула от неожиданности. – Прости, милая, не думал, что тебя напугаю!
- Ничего страшного, я просто задумалась. Смотри, здесь книги на английском языке.
- Ого! – Данила протянул руку к книгам, и тут же отдернул ее. Странно, но ему показалось, словно какая-то тень загородила на миг книги, обдав его ледяным холодом. Даша ничего не заметила, выдвигая ящик стола. В нем хранились такие же тонкие тетрадки. Даша пролистала их – они были написаны на английском и французских языках уже знакомым Даше неровным почерком Алисии.
- Языки иностранные, а тетрадки отпечатаны здесь, в России. Только старые они, еще девяностых годов. Похоже, бабушка их покупала для рецептов. Переписывала их в такие же тетради, я помню.
Даша повернулась к мужу и увидела, что он по-прежнему стоит около книг, и, нахмурившись, что-то разглядывает.
- Данила? Что с тобой?
- Ерунда, - он повернулся к ней. – Просто показалось. Игра света, наверное. Что ты нашла?
- Тетради. Часть дневника, что мы нашли со Златой. Странно, что те тетради лежали в сундуке в другой части чердака.
Дашу прервал звук мобильного из кармана Данилы.
— Это из школы, - глянул на дисплей Данила и ответил. Даша тем временем выдвинула остальные ящики. Связка ключей, больших, медных, как от старинных замков. Шелковый кисет, расшитый мелким бисером, на шелковой же ленте. Пара носовых платков из чистого хлопка. Агатовые бусы и коралловая камея с маленьким замочком. Даша осторожно надавила на него, и камея раскрылась. Внутри был портрет юной девушки. Светловолосая и голубоглазая, с мечтательным взглядом, она нежно улыбалась с портрета. Платье небесного цвета красиво подчеркивало безупречную линию плеч. А внизу портрета шла витиеватая надпись на английском языке «Эмили Барен, 1915».   
- Ух, ты! Данила! Посмотри!
Данила как раз убирал в карман телефон и выглядел расстроенным.
- Что такое? Плохие вести?
- Мы готовили несколько картин для благотворительной выставки. Какая-то школьная мелкота испортила несколько из них. Дашуля, мне надо уехать, посмотреть, насколько все серьезно, и что можно спасти. Давай захвачу ведро.
- О, спасибо, родной. Надеюсь, все не так страшно!
Данила поцеловал ее и ушел. Даша опустила камею на стол и, взяв тетради, подошла к окну.

«Уже почти полгода, как я живу здесь, в доме Раисы Петровны. Как страшный сон я вспоминаю свою прошлую жизнь. Никогда бы не подумала, что любовь может принести мне столько горечи. Я выходила замуж, полная мечтаний. Мой муж казался мне самым лучшим мужчиной на свете. Какая я была глупая, ведь он даже не хотел искать работу, а мне не казалось позором жить с ним на деньги моих родителей. Я всегда нравилась мужчинам не своего уровня, что поделать. Это сейчас я думаю, что надо было выбирать мужа из богатых и образованных джентльменов, как хотели мои родители. По крайней мере, я была бы обеспечена, и не опустилась бы на самое дно Лондона. Послушайся я родителей, наверное, не оказалась бы в таком положении. Только вот я никому из них не нравилась. Всем нужны были маленькие, худощавые леди с изящными узкими плечами, и тонкими талиями. Разве моя вина в том, что я высокого роста, что плечи у меня широкие и размер ноги у меня не меньше, чем у джентльменов. Никто из них не полюбил меня, и я даже никому не нравилась из моего круга. Но мне нужна была любовь, которой я никогда не видела у родителей, вот и мечтала о другом семейном укладе. Я вышла замуж не против воли родителей, но и без особой радости с их стороны. В конце концов, двадцатый век должен давать свои привилегии, рассуждала я.  Но мне он принес только разочавание. Человек, которого я так любила, предал меня. Он проиграл и пропил не только все мои деньги, но еще и мое имение, пусть не такое богатое, но принадлежавшее нашей семье не одну сотню лет. Его не интересовало ничего, кроме выпивки и игр, а когда деньги закончились, он стал избивать меня за то, что у меня не было больше, чем то, что он успел истратить. И помочь мне было некому – родители погибли в автокатастрофе еще до этого известия. Я оказалась разорена и одинока. Как же я его ненавидела тогда!!!!  Будь проклят тот день, когда я встретила его на набережной Темзы, в Лондоне. Как сейчас помню прекрасный день 4 июня, когда светило яркое солнце и его блики играли в реке! Ведь это был мой день рождения, и я ждала только самого чудесного от этого дня. Да, тогда я и подумала, что мечта моя сбылась, и я встретила любовь всей моей жизни. И вот итог её – я, потомок английской аристократии, живу в мансарде у русской женщины в провинции. Да еще и в Сибири. Как будто я - революционная ссыльная. Но, впрочем, роптать мне не на что. Раиса Петровна спасла меня от голодной смерти. Я убираюсь в доме, это не так сложно, да я и привыкла к этому за годы скитаний. Только вот тоска по далекой Англии убивает меня. Особенно мучительны воспоминания о моем детстве. Горничная, которая чистила мою одежду, повар, который готовил лучшие блюда для нашей семьи, гувернантка, которая учила меня французскому и немецкому языкам, родители, обожавшие меня. Господи, как же я была счастлива тогда! Как жаль, что вернуться в Англию невозможно. И дело даже не в том, что мне не на что купить себе билет. Мне там нечего делать. Меня там никто не ждёт, я никому там не нужна. Я не хочу опять бродить по барам со случайными мужчинами в надежде на то, что они накормят меня ужином и нальют виски. Ведь потом с ними неизбежно приходилось ложиться в постель. Не то, чтобы мне это не нравилось, в конце концов, жить хочется, но не в такой роли. Да и моложе я не становлюсь. Здесь, по крайней мере, я чиста и никому ничего не должна. Я пишу мой дневник на разных языках, чтобы не забыть то, чему я когда-то училась. И я жива. После всех моих испытаний у меня есть, что носить, есть и где спать. Да, я не вполне свободна. Раиса Петровна не хочет, чтобы ее близкие меня видели. Ну и пусть, я сама не хочу с ними знакомиться. Кто они мне? Зато мне можно брать книги в ее библиотеке. Русский язык сложен, но я его учу, и уже, довольно неплохо говорю на нем. Довольно свободно читаю. И это прекрасно, потому что без книг моя жизнь была бы совсем пуста».

Даша оторвалась от чтения, встала и закрыла тетрадь. Ей вдруг стало неловко от того, что она заглянула в душу незнакомки. Почему-то Даша была уверена, что Алисии это бы не понравилось. Да, она пыталась спорить с мужем, уверяя, что вряд ли бабушка кому-то сдавала мансарду, хотя разумом понимала, что Данила окажется прав.
- Ладно, - громко сказала Даша. – Это было бабушкино дело, а не мое. Пусть тетради и остальное останется пока здесь. Я не стану больше читать дневники Алисии. Все-таки, это очень личное и не имеет значения срок давности. Я не знаю, кем она была и не знаю, где она сейчас. Возможно, она все же вернулась на родину и сумела найти там своё счастье. Что касается их с бабушкой тайн, то это просто не мое дело.
Девушка убрала тетрадки в тот же ящик, откуда прежде их достала. Туда же положила и камею, бусы, кисет, платки и связку ключей. Закрыла ящик и, повернувшись, вышла из комнаты, прихватив старый, пыльный плед.
Легкая тень на миг закрыла окно, но всего на миг. Запиравшая дверь, Даша даже не обратила внимания на то, как поблекла полоска света под ней.
Спускаясь по лестнице вниз, Даша услышала, как зазвонил её мобильный телефон в кармане. Вытащила телефон одной рукой, чтобы не уронить плед, взглянула на дисплей экрана и радостно улыбнулась:
- Мама!


Конец первой части

Продолжение http://proza.ru/2024/03/23/307


Рецензии
Интересное начало! От нашего поколения не останется ни писем, не дневников. Всё через интернет в спешке. У меня есть старая история про коллекцию открыток. Надо бы написать. В последнее время совсем туго со временем у меня - нужна всем и сразу. Такая вот полоса в жизни. Буду читать Ваши произведения, мне нравится стиль и тематика.

Нина Джос   21.04.2024 22:09     Заявить о нарушении
Нина, я рада, что вам нравится читать!
Про письма и дневники согласна, это настоящий раритет. По многим из них можно написать увлекательные повести, рассказы и даже романы.
У меня тоже в последние дни очень много хлопот, но постараюсь заглянуть к вам на огонек, почитать!
Хорошей вам недели!

Диана Лобань   22.04.2024 07:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.