Kyiv Virtuosi. Jacob s Dream

 В прошлое воскресенье, 17 марта, мы, с сыном и внучкой, посетили концерт Симфонического оркестра Киевских виртуозов. Концерт состоялся в Государственном театре города Нью Брансвик. (State Theatre NJ. New Brunswick).
Программа концерта была обширная и обещала нам, любителям музыки, истинное наслаждение.

 Зрительный зал старинного здания театра постепенно заполнялся публикой.
И, наконец, на сцену вышли музыканты оркестра. Прежде, чем сесть, они развернулись лицом к зрителям, которые поприветствовали их длительными аплодисментами.

 Концерт открылся исполнением Мелодии украинского композитора , Myroslav Skoryk (1938-2020)
 Я впервые услышала эту задушевную, как песня матери мелодию, и, признаюсь, была тронута до слёз. Было в ней что-то, напоминающее просторы Украины, виденные мной в молодости. И в то же время возвращало к трагической действительности последних двух лет...

 Следующим был Концерт для фортепиано с оркестром № 1 соль минор Феликса Мендельсона.
Первые же звуки концерта вернули меня в те далёкие годы, когда я, как и нынешние музыканты, сидела в оркестре и мы вместе с солистом исполняли чарующую музыку любимого композитора.

 На этот раз партию рояля блистательно исполнил молодой музыкант Alon Kariv (Лауреат I премии конкурса молодых художников в Иерусалиме).

 Но самое интересное ожидало нас во втором отделение концерта.
Нам объявили, что в зале, в первом ряду, сидит автор произведения, исполняемого в Америке впервые.  Нашему вниманию было предложено прослушать  Концерт для виолончели “Jacob's Dream” композитора Baruch Berliner. Не скрою, это произведение произвело на меня самое сильное впечатление из всей программы. К этому чувству примешивался ещё и страх: как воспримет аудитория еврейские мотивы в наше сложное время?

 Название концерта – «Сон Иакова»  –  говорит о многом не только  для религиозных людей, но и для всех, кто читал и знаком с азами Ветхого Завета.
 Иаков – прародитель 12 колен Израилевых – бежал из родительского дома от гнева брата-близнеца Исава, которого он обманом лишил права первородства. В одну из ночей Иаков увидел вещий сон. Ему приснилась лестница, соединяющая землю с небом и восходящие на ней ангелы и Господь, обещающий ему многочисленное потомство. Это видение очень напугало Иакова. Он посчитал, что находится в месте священного портала, используемого Богом,  и поэтому проснувшись утром, он поставил на этом месте камень, на котором преклонил голову.

 «Сон Иакова»   состоит из четырёх частей с каденцией между 2 и 4 частью.
1ч. Благословение Иакова. 2ч. Сон Иакова. 3ч. Молитва/Каденция. 4ч. Райские врата.

 Благодаря "говорящим" названиям каждой части, музыка этого произведения покоряет не только эмоционально, но, практически, визуально вводит в разворачивающееся действие библейских времён.
 Первая часть, «Благословение Иакова», проникновенная мелодия, временами грозная, чаще лиричная, очень красивая. Здесь чувствуется и присутствие отца, благословляющего сына (Отец и Сын), и песня любящей матери. Впрочем, не сомневаюсь, у каждого слушателя могут быть свои ассоциации.
 Следующая часть – «Сон Иакова».  После небольшой паузы, со стула поднялся концертмейстер виолончелей в белом молитвенном талесе, накинутом на шею. Бережно поставив виолончель на стул, он подошёл к микрофону и тихо стал петь молитву...
 Зал, и до того сидевший очень тихо, замер... Я обомлела! Впечатление было потрясающее, не передать словами!
 В музыке четвёртой части, «Райские ворота», настроение чередовалось от печального к радостному, потом снова печаль-раздумья, и вдруг, все пускаются в пляс!  Эту синкопированную музыку я не могу объяснить иначе.
 Жизнь продолжается. Должна продолжаться!
 
 Последний взмах дирижёрской палочки и музыка смолкла. А зал взорвался аплодисментами. Люди вставали со своих мест и хлопали, высоко поднимая руки, приветствуя музыкантов, не давая им уйти. Дирижёр, Дмитрий Яблонский, жестом поприветствовал композитора, сидевшего в первом ряду, приглашая его встать и показаться публике. Новый взрыв аплодисментов. Престарелый музыкант (ему 82 года), вовсе не выглядивший старым, в тёмном костюме и в кипе на голове, прижимал руки к груди, благодарил публику и раскланивался. Овация не смолкала и дирижёр, к нашему всеобщему удовольствию, исполнил с оркестром ещё одну пьесу композитора. Это был успех!
Но лучше всяких словов – сама музыка! 

Концерт закончился исполнением Восьмой симфонии Бетховена.

20 мар, 2024 г.


Рецензии
Здравствуйте, Ада!

Познакомился с одной из Вашей рецензией на концерты. Это особенно интересно, что пишет не критик, а музыкант, которая сама была когда-то участницей оркестра и знает, о чем она говорит.

Вы очень хорошо описали исполнение “Jacob’s Dream” с поминальной молитвой. Да, такой концерт, конечно, не забудется.

Нашел на Spoftify музыку Баруха Берлинера, который помимо “Jacob’s Dream” написал «Сотворение мира», «Генезис» и другие произведения. Обязательно послушаю эти и другие работы.

Спасибо большое за Ваш труд!
Всего Вам самого доброго!

Марк Лэйн   15.07.2025 03:53     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марк!

Спасибо большое за развёрнутую рецензию на мои впечатления от концерта!
И поскольку я действительно не музыкальный критик, а исполнитель, стараюсь передать словами лишь чувства, которые испытываю при прослушивании музыки в надежде, что кого-то это заинтересует. Но главное, излить на "бумаге" свои эмоции.

Благодарю Вас за внимание к моей работе!
С тёплыми пожеланиями добра,
Ада

Ада Цодикова Горфинкель   15.07.2025 06:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.