Крым

Летняя практика московского геологического института, где я учился, проходила в Крыму. Началась она для меня не очень приятно – на вокзале в Симферополе я обнаружил пропажу бумажника и остался без денег и документов. К счастью я догадался заявить об этом в милицию и получил там справку о пропаже, а один сердобольный милиционер даже дал мне 20 копеек на автобус до села Прохладное, где располагался полевой лагерь. Во время практики мне ни документы, ни деньги не были нужны, но по её окончании один мой приятель Андрей предложил мне пойти с ним в поход через крымские горы в Алушту, посетив по дороге знаменитый Бахчисарай и пещеры, а из Алушты на теплоходе добраться до Туапсе, где живут его родственники и провести там остаток лета. Пришлось мне ему сознаться, что я как дурак остался без денег и вряд ли смогу составить ему компанию. Подумав, Андрей сказал, что до Алушты деньги мне не понадобятся, а там можно будет зайти в местный отдел комсомола и попросить помощь - он вроде слышал, что комсомол помогает в таких случаях. Я с радостью согласился – очень уж мне не хотелось сообщать родителям о своих потерях и кляньчить у них денег. К нам присоединился ещё один приятель, Толик, который до института жил в Бурятии и был сыном местного партийного боса. Андрей тоже был из «аристократической» семьи - брат его матери пел в Большом театре. У него самого тоже был красивый голос и он здорово пел походные и геологические песни.
Путь из Прохладного в Бахчисарай пролегал через так называемые вади - высохшие русла рек и одно из них, реки Альмы, было внушительной ширины – можно было представить себе какой мощный поток воды несся по нему в период дождей. По дороге нам попадались разные селения со странно простыми, какими-то исскуственными названиями типа «Прохладного». Это было результатом выселения крымских татар после войны, обвинённых в массовом пособничестве врагу – даже названия их селений поменяли когда заселили эти места русскими и украинцами, правда названия гор и рек остались тюркскими, мы, например, двигались по тропе к Роман-Кош - самой высокой горе горного Крыма. Тропа проходила через живописные развалины расположенной на горном плато древней крепости Чуфут-Кале, где мы увидели хорошо сохранившиеся караимские надгробья с надписями на иврите. На установленном в этом месте стенде мы прочитали, что караимы жили в крепости во времена Крымского ханства и исповедовали иудаизм. По одной из версий историков караимы и крымчаки (другая местная еврейская народность) являлись потомками Хазарского каганата. Жило их в Крыму довольно много и в 1920-е годы большевики даже приняли постановление о создании в Крыму еврейского национального очага (советская альтернатива Палестины, также как и Еврейская автономия в сибирском Биробиджане) и туда переехали тысячи еврейских семей из разорённых гражданской войной местечек Украины и Белоруссии. Во время фашисткой оккупации Крыма караимы и крымчаки избежали расправ нацистов – им удалось доказать, что они не евреи по происхождению и немецкие антропологи это подтвердили какими-то своими замерами лиц. Зато после войны их выслали вместе с татарами за сотрудничество с оккупантами. В крепости мы познакомились с работавшими над раскопками девушками, студентками-археологами из Москвы и даже пообедали с ними на полевой кухне. Одна из этих девушек, Лена, вызвалась быть нашим гидом по Бахчисараю. Наш Толик так влюбился в неё, что потом из Алушты к ней вернулся и проработал на раскопках всё оставшееся время до начала занятий.
Тропа к бывшей столице Крымского ханства Бахчисараю вела круто вниз. Старая часть города состояла из кривых улочек с типичными крымско-татарскими домами почти без окон (как мы узнали от Лены, ревнивые мусульманские мужья не хотели, чтобы с улицы видели их красавиц-жён.) После выселения крымских татар в Среднюю Азию в сталинские времена, в этих домах жили преимущественно семьи переселенцев из других регионов Советского Союза, завербованных на работу на местных предприятиях. Зелени в городе было очень мало из-за дефицита воды. Лена повела нас в Ханский дворец, комплекс зданий которого занимал громадную территорию и очень хорошо сохранился. Она объяснила, что недавно прошла реставрация дворца и он обрёл свою первоначальную красоту. Всю вторую половину дня, до вечера, мы бродили по роскошным залам дворца, посмотрели здание гарема, знаменитый «Фонтан слёз», о котором писал Пушкин в своём стихотворении «Бахчисарайский фонтан», музеи искусств и оружия. На ночёвку мы вернулись в крепость, а утром опять вышли на тропу к Алуште. Перед нами была гора Чатыр-Даг известная своими многочисленными карстовыми пещерами. Подъём на гору был не очень крутым и вскоре мы добрались до плато с пещерами. Там мы увидели группы туристов и присоединившись к одной из них пошли в пещеру «Мраморная». У входа в пещеру валялось полно самодельных факелов, которыми мы и воспользовались. Пещера поражала своими просторами, повсюду были видны столбы и «сосульки» сталактитов и сталагмитов из сверкающего в свете наших факелов кальцита, в одном из залов они образовали нечто похожее на грандиозный театральный занавес.
Передвигаться по склизким камням было довольно трудно, да и страх заблудиться и никогда не выйти отсюда всё время нас преследовал, так что часа через полтора мы выбрались на поверхность и пошли по тропе к Алуште. Вскоре горы закончились и мы постепенно оказались в настоящих субтропиках, которые встретили нас буйной зеленью усыпанных спелыми ягодами кустарников кизила и ежевики. Мы набросились на вкуснейшие ягоды и наелись ими до отвала. Только к ночи мы добрались до моря и от души поплавали в тёплой спокойной воде. Спать завалились здесь же прямо под сверкающими звёздами. На следующее утро я отправился на поиски горкома комсомола – он оказался в самом центре Алушты. Я там рассказал о пропаже паспорта и денег, подтвердил это справкой из милиции и к моей великой радости мне выдали там аж 25 рублей – довольно весомую сумму по тем временам (для сравнения билет до Москвы в общем вагоне поезда стоил всего лишь 7 рублей). Погуляв по Алуште мы расстались с Толиком и вдвоём с Андреем поехали на автобусе в Ялту – надо было добираться до Туапсе.
В порту Ялты мы узнали, что там стоит большой круизный корабль «Казахстан», который вскоре отправится в поход по Чёрному морю с остановкой в Туапсе, правда все билеты на него уже были давным-давно распроданы. Хитроумный Андрей придумал очень простой план как нам попасть на корабль: мы подошли к проверявшему билеты матросу и сказали ему, что хотели бы просто посмотреть на это диковинное судно, никогда мол такую красоту не видели, сунули ему в руку пять рублей и не дав ему опомниться проскочили на палубу смешавшись тут же с толпой пассажиров. Мы провели на корабле замечательные три дня круиза: спали на палубе под парусиной; ели бесплатно в ресторане, называя официантам наобум номер кают; ходили на вечерние представления и танцы, в портах мы правда не могли выходить и оставались на судне.
Андрей, вопреки нашим планам и словно забыв, что мы на корабле не совсем легально, вдруг заявил что хочет продолжать поездку до Батуми – он познакомился на танцах с красавицей-студенткой из Киева, которая путешествовала со своими родителями, и очень уж не хотел с ней расставаться. Я хорошо знал его подружку в Москве, Настю, которая училась в мединституте и проходила летнюю практику в институте Склифосовского и мне стоило больших трудов вразумить его сойти в Туапсе, где наши летние приключения и закончились.


Рецензии