Крым
Путь из Прохладного в Бахчисарай пролегал через так называемые вади - высохшие русла рек и одно из них, реки Альмы, было внушительной ширины – можно было представить себе какой мощный поток воды несся по нему в период дождей. По дороге нам попадались разные селения со странно простыми, какими-то исскуственными названиями типа «Прохладного». Это было результатом выселения крымских татар после войны, обвинённых в массовом пособничестве врагу – даже названия их селений поменяли когда заселили эти места русскими и украинцами, правда названия гор и рек остались тюркскими, мы, например, двигались по тропе к Роман-Кош - самой высокой горе горного Крыма. Тропа проходила через живописные развалины расположенной на горном плато древней крепости Чуфут-Кале, где мы увидели хорошо сохранившиеся караимские надгробья с надписями на иврите. На установленном в этом месте стенде мы прочитали, что караимы жили в крепости во времена Крымского ханства и исповедовали иудаизм. По одной из версий историков караимы и крымчаки (другая местная еврейская народность) являлись потомками Хазарского каганата. Жило их в Крыму довольно много и в 1920-е годы большевики даже приняли постановление о создании в Крыму еврейского национального очага (советская альтернатива Палестины, также как и Еврейская автономия в сибирском Биробиджане) и туда переехали тысячи еврейских семей из разорённых гражданской войной местечек Украины и Белоруссии. Во время фашисткой оккупации Крыма караимы и крымчаки избежали расправ нацистов – им удалось доказать, что они не евреи по происхождению и немецкие антропологи это подтвердили какими-то своими замерами лиц. Зато после войны их выслали вместе с татарами за сотрудничество с оккупантами. В крепости мы познакомились с работавшими над раскопками девушками, студентками-археологами из Москвы и даже пообедали с ними на полевой кухне. Одна из этих девушек, Лена, вызвалась быть нашим гидом по Бахчисараю. Наш Толик так влюбился в неё, что потом из Алушты к ней вернулся и проработал на раскопках всё оставшееся время до начала занятий.
Тропа к бывшей столице Крымского ханства Бахчисараю вела круто вниз. Старая часть города состояла из кривых улочек с типичными крымско-татарскими домами почти без окон (как мы узнали от Лены, ревнивые мусульманские мужья не хотели, чтобы с улицы видели их красавиц-жён.) После выселения крымских татар в Среднюю Азию в сталинские времена, в этих домах жили преимущественно семьи переселенцев из других регионов Советского Союза, завербованных на работу на местных предприятиях. Зелени в городе было очень мало из-за дефицита воды. Лена повела нас в Ханский дворец, комплекс зданий которого занимал громадную территорию и очень хорошо сохранился. Она объяснила, что недавно прошла реставрация дворца и он обрёл свою первоначальную красоту. Всю вторую половину дня, до вечера, мы бродили по роскошным залам дворца, посмотрели здание гарема, знаменитый «Фонтан слёз», о котором писал Пушкин в своём стихотворении «Бахчисарайский фонтан», музеи искусств и оружия. На ночёвку мы вернулись в крепость, а утром опять вышли на тропу к Алуште. Перед нами была гора Чатыр-Даг известная своими многочисленными карстовыми пещерами. Подъём на гору был не очень крутым и вскоре мы добрались до плато с пещерами. Там мы увидели группы туристов и присоединившись к одной из них пошли в пещеру «Мраморная». У входа в пещеру валялось полно самодельных факелов, которыми мы и воспользовались. Пещера поражала своими просторами, повсюду были видны столбы и «сосульки» сталактитов и сталагмитов из сверкающего в свете наших факелов кальцита, в одном из залов они образовали нечто похожее на грандиозный театральный занавес.
Передвигаться по склизким камням было довольно трудно, да и страх заблудиться и никогда не выйти отсюда всё время нас преследовал, так что часа через полтора мы выбрались на поверхность и пошли по тропе к Алуште. Вскоре горы закончились и мы постепенно оказались в настоящих субтропиках, которые встретили нас буйной зеленью усыпанных спелыми ягодами кустарников кизила и ежевики. Мы набросились на вкуснейшие ягоды и наелись ими до отвала. Только к ночи мы добрались до моря и от души поплавали в тёплой спокойной воде. Спать завалились здесь же прямо под сверкающими звёздами. На следующее утро я отправился на поиски горкома комсомола – он оказался в самом центре Алушты. Я там рассказал о пропаже паспорта и денег, подтвердил это справкой из милиции и к моей великой радости мне выдали там аж 25 рублей – довольно весомую сумму по тем временам (для сравнения билет до Москвы в общем вагоне поезда стоил всего лишь 7 рублей). Погуляв по Алуште мы расстались с Толиком и вдвоём с Андреем поехали на автобусе в Ялту – надо было добираться до Туапсе.
В порту Ялты мы узнали, что там стоит большой круизный корабль «Казахстан», который вскоре отправится в поход по Чёрному морю с остановкой в Туапсе, правда все билеты на него уже были давным-давно распроданы. Хитроумный Андрей придумал очень простой план как нам попасть на корабль: мы подошли к проверявшему билеты матросу и сказали ему, что хотели бы просто посмотреть на это диковинное судно, никогда мол такую красоту не видели, сунули ему в руку пять рублей и не дав ему опомниться проскочили на палубу смешавшись тут же с толпой пассажиров. Мы провели на корабле замечательные три дня круиза: спали на палубе под парусиной; ели бесплатно в ресторане, называя официантам наобум номер кают; ходили на вечерние представления и танцы, в портах мы правда не могли выходить и оставались на судне.
Андрей, вопреки нашим планам и словно забыв, что мы на корабле не совсем легально, вдруг заявил что хочет продолжать поездку до Батуми – он познакомился на танцах с красавицей-студенткой из Киева, которая путешествовала со своими родителями, и очень уж не хотел с ней расставаться. Я хорошо знал его подружку в Москве, Настю, которая училась в мединституте и проходила летнюю практику в институте Склифосовского и мне стоило больших трудов вразумить его сойти в Туапсе, где наши летние приключения и закончились.
Свидетельство о публикации №224032001809