Город, первое знакомство

    Юность. Самое прекрасное время в жизни молодёжи. Это время, когда каждый человек вступает в самомтоятельную жизнь. Закончилась школьная жизнь и встаёт вопрос, как жить дальше? Для кого-то это вопрос давно решённый - родители определят его в институт. Будет учиться пять или шесть лет, потом женится и начнётся самостоятельную жизнь.

   Но в шестидесятых годах многие юноши и девушки росли с одной матерью, потому, что отцы не вернулись с фронта. И свою судьбу они должны были устраивать сами. И юношеским мечтам не суждено было сбыться. Они оставались при родителе, выходили замуж или женились, и вся их последующаяя жизнь протекала в работе, в заботе о детях, престарелом родителе.

    Но многие юноши и девушки, выросшие в деревне и познавшие тяжёлый деревенский труд уже не хотели следовать за своими родителями и мечтали о жизни в городе. Ходить в татры, кино, поступить учиться в какое-нибудь учебное заведение. Те, кто чувствовал себя подготовленным, сдавали экзамены в институты, в техникумы.

   Но кому-то не хотелось пять лет учиться и жить на нищенскую стипендию они шли работать. Работы в те годы хватало всем и все работали, потому, что закон предусматривал ответственность за тунеядство.

    До окончания школы я жил с матерью в деревне и город мне казался чем-то сказочным и нереальным. В шестом классе мы ученики вместе с  нашей заведующей Ниной Петровной выехали на экскурсю в город Новосибирск. На открытой автомашине  доехали до станции Коченёво, а оттуда на пригородном поезде выехали в Новосибирск.  Уже темнело, но ярко освещённые дома, огни стоявших на Оби пароходов завораживали. Мне никогда не приходилось видеть столько огней.

    Мои школьные товарищи были поражены увиденным не меньше меня. Всей группой мы пришли к знакомой  Нины Петровны.   Открылась дверь квартиры первого этажа и яркий свет  ламп ослепил нас. Такого яркого света я никогда не видел. Поразило меня и то, что при входе не было высокого порога, как в деревенских домах.

    Нам предстояло несколько дней жить в помещении, которое посёлок арендовал для  приезжих из Петровска. Комната, не более восьми квадратных метров и нары из досок. Больше ничего не было. Но деревянные нары нас ни  сколько не удивили и не испугал. Нам приходилось спать и не в таких условиях Уставшие за день, мы вповалку завалились спать. Лежать могли только на боку, поскольку теснота не позволяла лежать даже на спине. С одноко края лежали девочки, а мы -ребята -с другого. В тесноте, да не в обиде. Жалоб не поступало, потому, что другого помещения нам никто предложить не мог. Спали мы крепко, потом, нас прходилось будить всех по очереди.

   Утром, после завтрака мы отправились на экскурсию по городу. И первым нашим объектом был зоопарк. Мы смотрели на живых зверей широко открытыми глазами. Ходили между клеток, обсуждая каждое живтное. Особенно долго стояли у клеток собезьянами и верблюдом. Но когда мы собрались выходить из зоопарка, оказалось, что одной ученицы нет. Волнение педагога передалось и нам. Стали искать по всему зоопарку. К нашему счастью вскоре незнакомая женщина привела к нам беглянку.

     Не обнаружив нас у клеток с животными, она решила, что её забыли и одна самостоятельно ушла искать нас. После зтого случая  нам было строго на строго запрещено покидать группу. Обедали мы в городской столовой. Какой же вкусной показалась мне тогда рисовая каша с маслом. Дома моя мать такую не варила. Да и риса-то у нас в сельском магазине никогда не было. Кто-то не доедал свой обед, чему несказанно был рад мой друг Генка. Он с удовольсьвием доедал остатки каши. Я стеснялся, мне было неудобно перед девчатами.

     Особенно запомнился поход в Оперный театр. Поражало всё: огромный ярусный зал, сцена. Яркое освещение и великолепная игра артистов. Шла опера Пиковая дама. Ни черта мы тогда не поняли, что к чему, но восторгу от увиденного не было предела.

     Интересный случай произошёл со мнлой в трамвае. В набитый до отказа вагон трамвая мы влезли с трудом. Я почему-то задержался и отстал от своих. На остановке, расталкивая стоявших взрослых, я толкнул высокого мужчину, он возмутился. Наверное посчитал, что я пытался залезть к нему в карман. К стати, кражи в транспорте были обычным явлением в городе в пятидесятых. Ещё долгие годы велась борьба с преступностью. Через шесть лет, будучи членом БСМ, потом дружинником и позднее членом комсомольского оперативного отряда, я неоднократно участвовал в задержании правонарушителей. Что в итоге и определило моё решение после армии поступить работать в милицию.

    С раскрытыми от страха глазами я смотрел на него, ни чего непонимая. К счастью, вся группа вышла и мы удалились от остановки. Я никому об этом случае  не рассказывал, было стыдно, что меня заподозрили в воровстве.  Несколько дней прлетели быстро.  Деньги кончались и последние дни мы обедали хлебом с сахаром.

    По возвращении мы заехали к нашему педагогу Виктору Валентиновичу-учителю немецкого языка. Он жил в райцентре. Он покатал нас на лодке по Оби. Эта первая поездка мне запомнилась надолго ещё и потому, что я впервые увидел город. Его широкие улицы, непрерывное движение транспорта и непрекращающиеся сигналы автомашин и трамваев. Город меня не испугал. Он ещё больше укрепил моё желание, после окончания школы уехать учиться в город.
 2024г.Март.



   

   


Рецензии