Вязьма

                Вязьма. Административный центр в Смоленской области. Город воинской славы.  Первое упоминание в летописях относится к 1239 году.  Удивительная судьба у этого небольшого городка. Сколько исторических событий коснулось его, оставив глубокий след…

                В марте 1943 года советские войска освободили Вязьму. Город был разрушен и сожжён до основания. Из 5,5 тысяч зданий целым остался 51 дом. Из почти 35 тысяч жителей в довоенной Вязьме, погибло около 28 тысяч, 5 тысяч насильственно  были угнаны в Германию. От населения осталось не более 2 тысяч человек, которым удалось укрыться в землянках, силосных ямах, развалинах домов.

                Наша группа посетила Вязьму по дороге из Хмелиты. На протяжении 2,5 часов экскурсовод Ольга Нилова  знакомила нас с достопримечательностями родного города. Надо отметить, что интересно слушать экскурсовода, который любит свой город и старается показать его таким образом, что равнодушным не остаётся никто. Так вот Ольга Владимировна очень эмоционально, с огромной любовью рассказывала нам о Вязьме.

                В самом начале экскурсии мы услышали, что в Вязьме  названия улиц не переименовывались в соответствии с разными историческими веяниями. Купеческий городок второй половины XIX века был очень красивым. Двух-, трёхэтажные добротные дома украшали улицы уездного центра. Немецкие бомбардировки осени 1941 года, а затем советские в 1942 году практически сравняли город с землёй. Красивый, пряничный город был безвозвратно потерян. Сохранились несколько домов, которые восстановлены и по их облику можно представить, какой была Вязьма…

                Миновав Преображенский храм, мы узнали о том, что патронировали его купцы Лелюхины, у которых была своя кузнечная мастерская. Для  храма в этой мастерской была выкована чугунная ограда неописуемой красоты. А поскольку такое чудо  кузнецам было под силу, что говорить о том, чтобы подковать лошадь. Работали кузнецы без отдыха, не зная устали.
На одном из перекрёстков установлена башенка с часами. Когда-то здесь был вход в городской парк, где на духовых инструментах играли пожарные Вяземской пожарной дружины. Вход в парк был платным, и таким образом, пожарные зарабатывали себе на обмундирование и оснащение. А дружина была имени князя Долгорукова, губернатора Смоленска.

                Наш микроавтобус остановился на Торговой, или Советской площади, откуда началась пешеходная экскурсия.  На площади установлена стела «Вязьма — город воинской славы». В 2009 году указом Президента  РФ Вязьме одной из первых было присвоено звание города воинской славы. Краеведы Вязьмы выступали в тот момент против этой чести, так как считается, что слава — это победа или оборона. Здесь  — «Вяземский котёл».  Четыре армии… По словам историков, 942 тысячи погибших и попавших в плен за две недели в октябре 1941 года.  И это списочный состав, на деле же речь может идти совсем  о другом количестве. Поимённо назвать всех просто невозможно.  Тем не менее, декабрьское наступление под Москвой начиналось как раз осенью в полях под Вязьмой. Здесь остался весь цвет московской интеллигенции, потому что ополченские дивизии пали под Вязьмой. Несмотря на всю скорбь, Вязьма носит звание города воинской славы наравне с остальными 45 городами на территории  Российской Федерации.  Надо вспомнить, что через этот славный город прокатилась не только Великая Отечественная война. Была ещё война с Наполеоном...

                Рядом с Советской площадью находится церковь Рождества Пресвятой Богородицы, купол которой наклонён, что вызывает вопросы. Оказывается, это неспроста. Французы в первый раз вошли в Вязьму  14 августа 1812 года. Вязьма того времени представляла собой городок, дома которого выглядели приблизительно одинаково – первые этажи каменные, а те, что выше  — деревянные. Во время войны пожары уничтожали деревянные постройки, а на бывшей Торговой площади были торговые ряды. Сгоревшие остовы домов вокруг площади, сгоревшие торговые ряды… Чернота вокруг,  и между руинами  — две свечки куполов церквей. В начале XIX века в городе было 37 церквей. 19 деревянных сгорели, а 18 каменных устояли.  Купола церквей были позолоченными, и, если в Смоленске в ту пору было два купца первой гильдии, то в Вязьме их было четверо. В экономическом плане уездный город несколько опережал Смоленск. Соответственно, храмы сияли позолотой… Французы, конечно, не могли оставить без своего внимания такую красоту.  В Богородицком храме, видимо, изначально был допущен некий архитектурный просчёт, ибо под ногами мародёра купол стал проседать на одну сторону. Рискнуть довести начатый грабёж до конца вандал не смог, купол только наполовину остался без позолоты…

                Второй раз французы вошли в Вязьму после Бородинского сражения.  Пойти по сытой калужской дороге у французов не получилось, так как русские войска направили их по разграбленной старой смоленской дороге. Вошли в город 22 октября 1812 года около часа пополудни.  Наши войска под командованием Михаила Андреевича Милорадовича подошли к Вязьме  на час - полтора позже. Осень. Темнеет рано. Милорадович отдал приказ не предпринимать никаких ночных штурмов, которые чреваты гибелью солдат. Командующий заботился о жизни своих подчинённых.  Однако, двум полкам не донесли распоряжение командующего. Два полка, Перновский и Кексгольмский под командованием Павла Николаевича Чоглокова развернулись на манёвр,  и пошли в атаку на штурм города.  На тот момент французов было 36 тысяч и 25 тысяч русских на восемь километров линии соприкосновения. 

                Ольга Владимировна предложила нам представить тот день: «Закат багровый, морозец под минус десять. Перновцы ровными рядами с барабанным боем, на эполетах отражается золото заката. На примкнутых штыках тоже играет солнце. Развёрнуты знамёна.  Полк входит в город, и раздаются первые залпы французов.  Первые погибшие и раненые среди русских, а дальше, стройные ряды рассыпались. В условиях города началась схватка штыковая и рукопашная. В рукопашную русские бросились с криками «Ура!». Время около четырёх пополудни. Наполеон, увидев происходящее, сел в карету и отправился в Смоленск. Он всегда был со своей армией, и под Бородино, и в Москве,  а раньше в Италии, Испании, Египте — полководец был со своей армией. Впервые  в Вязьме, практически на закате войны, Наполеон  бросил свои войска и бежал в Смоленск.  Историки, оценивая события той поры, говорят, что бой 22 октября 1812 года в Вязьме стал переломным. Дух наполеоновской армии был сломлен. До Вязьмы это была отступающая армия. После Вязьмы — это был сброд разуверившихся, брошенных своим императором солдат. После Вязьмы не было ни одного крупного сражения. Березина? Там их добивали. Пришло в Россию около 600 тысяч французов, а ушло около тридцати тысяч. Колоссальные потери, и не столько в боях, сколько потом холод, голод, инфекции… Но дух непобедимой наполеоновской армии остался навсегда в октябре 1812 в Вязьме».

                Спустя 25 лет после победы в Отечественной войне 1812 года в Вязьму приехал Николай I, и первое, что его поразило — плачевное состояние города. Полуразрушенные дома, каменные остовы, сгоревшие деревянные постройки. Николай I даёт купцам беспроцентную ссуду на строительство в городе каменных домов. Началось плановое строительство в Вязьме.   Вокруг Торговой площади появились каменные дома, построенные благодаря той ссуде, и поныне их называют николаевскими.

                В это же время возрождается Перновский полк.  В полку погибло 194 человека. Двести два остались живы, и все они были награждены: офицеры  — оружием и офицерскими наградами, солдаты — солдатскими медалями. Редкий случай в истории войны, когда ни один участник не остался не отмеченным наградами…

                Празднование победы. На Торговой площади выстроился Перновский полк. Июль. Цветут липы, запах ладана, идёт молебен. Голос батюшки. Царь стоит, невольно ощущая присутствие павших рядом с живыми. Оглянувшись на церковь, он увидел наклонённый купол и сказал: «Гляньте, так ведь и храм склонил  голову в молитве по погибшим». Николай I приказал оставить купол в этом состоянии, а храм  именовать памятником войны 1812 года. Это не просто красивая легенда. Николай I издаёт  именной императорский указ о присвоении храму Рождества Пресвятой Богородицы титула памятника.

                К слову, по дороге в Хмелиту мы видели красивый строящийся монастырский комплекс.  Строительство началось в 2008 году по инициативе Патриархии. Официально Одигитриевский женский монастырь  — храм –памятник осени 1941 года.

                Рядом с Богородицким храмом  находится памятник, увенчанный двуглавым орлом, но головы расположены не так, как на гербе, а с разворотом в 90 градусов. Это символ Перновского полка,  и  открытие памятника состоялось в 16 часов спустя столетие после той битвы перновцев с французами. На открытии присутствовали три потомка участников офицерских династий. Средства на памятник собирали воины – перновцы.

                Постамент под этим памятником  — классический, советский. В 1942 году немцы демонтировали памятник, и как трофей он был увезён в Германию на дачу к одному из военачальников.  В 1949 году памятник был возвращен в  Советский Союз и хранился в запасниках музея до 1962 года, когда к 150-летию битвы было принято решение его восстановить.

                Не случайно Богородицкий храм называется памятником. Вокруг него много знаковых мест. Остановились мы у «Сердца матери», — памятника, на котором высечены имена вязьмичей, погибших при выполнении служебного  долга в «горячих» точках. Растут молодые деревца на аллее памяти, рядом таблички с именами воинов. Появлению аллеи способствовала инициатива начальника милиции Владимира Ульяничева, когда  случилась Бесланская трагедия, там, на блок-посту погиб сотрудник и в это же время ещё не стало троих сотрудников, погибших при выполнении служебных обязанностей. Трагедии случаются, появляются новые таблички с именами, растут деревца, а рядом небольшой обелиск с серыми, взмывающими в небо голубями. По древней легенде кривичей души погибших на поле брани превращаются в серых лесных голубей.  Если послушать звуки, издаваемые вяхирями, то можно в  них услышать  печальный  плач погибшей души…

                Прошли мы по старой смоленской дороге, когда-то соединяющей Москву с Европой. На верстовом столбе указатель — 163 версты до Смоленска, 217 — до Москвы.  Смоленская улица. Единственная в Вязьме, которую переименовывали, сначала в улицу Карла  Маркса, а в 1994 году вернулось историческое название.  Стоит на Смоленской улице необычный памятник… лаптю. Сколько было хожено вёрст в этой обуви? Как дань любви своей малой родине стоит «Лапоть» на старой смоленской дороге. Снова оказавшись на Советской площади, увидели мы свадебные кортежи. По традиции вяземские молодожёны трижды проезжают по кольцу площадь, потом останавливаются в самом сердце Вязьмы. Когда-то здесь кипела торговля, на площадью витали невероятные ароматы: масло растительное, сливочное, льняное; сало, приготовленное всевозможными способами; рыба (в реке вылавливали 13 видов рыб) копченая, солёная, жареная; хлеб, калачи, пряники медовые… 

                Медовые вяземские пряники полюбил Григорий Потёмкин, из имения Чижево, ребёнком  приезжавший в детстве  с матушкой в Вязьму.  Пока матушка стояла на молебне в храме, мальчик с дядькой посещал торговые ряды.  Свою любовь к вяземским пряникам  передал и Екатерине Великой. Утренний кофе императрица пила исключительно с вяземскими пряниками.

                Посетили мы Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный в 1536 году. Предыстория возникновения такова: 1405 год, Вязьма, будучи княжеством удельным, всегда входила в княжество Смоленское.  Симеон, в ту пору правивший княжеством Вяземским, был женат на дочери воеводы из Торжка Иулиании. В 1405 году — первое литовское нашествие. На девяносто лет смоленщина становится частью  Литовского княжества.  Исторических следов та эпоха не оставила. Но в год нападения, Симеон с Иулианией бегут в Торжок, на её родину. Жители Торжка приглашают Симеона к себе на княжение. Он принимает приглашение, и становится князем удельным и подчиняется Юрию Тверскому.  Юрий, будучи по натуре человеком злым, жадным, завистливым, увидел  красавицу – жену Симеона, которой в ту пору было за тридцать, (серьезный  возраст по тем временам). Но лицо и стан Иулиания сохранила  девичьи.  Юрий решил добиться расположения чужой жены.  Не в духе древнерусской женщины менять одного мужа на другого: своему мужу перед святым аналоем она клялась в любви и верности…  3 января 1406 года  Юрий даёт указ своим слугам убить князя Симеона.  Убивают  Симеона ударом кинжала в спину, что для князя унизительно, ибо мужчина должен смерть встретить лицом.  Подло убив Симеона, Юрий у его тела пытался овладеть Иулианией, она смогла выхватить у него кинжал, пытаясь ударить в шею, ранила в руку, после чего выбежала во двор.  Там Юрий её настиг и убил — «не мне, значит, никому».   Дальше судьба такова князя и княгини Вяземских такова: Симеона в гробу отправляют в Вязьму. Литовцы и поляки князя похоронили.  Жители Торжка, узнав, что Юрий сделал с князем и княгиней, изгнали его.  Он примкнул к Золотой орде, затем принял постриг в Рязани, вёл очень праведный  образ, и практически при жизни стал святым. Ему все простили.  Иулиания не отпетая, не погребённая, была сброшена в  прорубь реки Терцы.  Спустя несколько лет в апреле, крестьянин во время ледохода  увидел, как среди льдов плывет женское тело в богатой одежде и услышал голос: «Это я, раба Иулиания. Пойди к дьякону Иове, что служит в северном приделе. Пусть меня там похоронят». Так, мощи княгини были обретены через несколько лет  после её гибели, были похоронены в Преображенском храме, и до 1936  могила  считалась чудотворной, исцеляла от женских болезней и была место поклонения.   
В 1406 году жители Торжка и Вязьмы обратились к Патриарху с  просьбой канонизировать князя и княгиню, так как подвиг духовный, нравственный, моральный совершила женщина, она не предала святости семейных уз, пожертвовала жизнью, чтобы сохранить чистоту  брака. По решению Патриарха Иулиания была  канонизирована, как и её супруг. С 1406 года Иулиания и Симеон – местночтимые святые как в Вязьме, так и в  Торжке. Постояли  мы у иконы Иулианы и Симеона, подаренного монастырю смоленскими живописцами, а затем услышали историю возникновения монастыря. К его становлению причастны многие исторические личности: Шуйские, Годуновы, Иоанн Грозный бывал в монастыре четыре раза,  Пётр I, царевич Алексей,  Николай I.  Все они вкладывали немалые средства в процветающий монастырь. Но также безжалостно он был разорён и не раз во времена нашествий.  Возродился монастырь как действующий женский в 1998 году.  Жемчужиной монастыря является храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия»,  построенный в 1660 году — трёхшатровый  белоснежный красавец храм. Рядом с храмом  — могила князя Симеона.

                Таких  храмов в России осталось всего два — в Вязьме и Угличе. Когда во времена царствования Алексея Михайловича Никон приходит к власти, то одним из своих первых указов он  велит все трёхшатровки на Руси убрать, считая их неканоническими. Все храмы были разобраны.  Уцелели только те, которые остались нетронутыми по приказу царя, и это не случайно.  Михаил Романов, овдовев, взял в жёны Евдокию Стрешневу,  которая родила царю две дочери, и несколько лет не могла зачать. Царю нужен был наследник. Доброжелатели (они же злопыхатели) советовали  Евдокию отправить в монастырь и взять в жёны другую.  Михаил любил красавицу  Евдокию, и слушать чужих советов не стал. Евдокия, посетив Иоанно-Предтечев монастырь  и  оставив богатые дары, вернулась в Москву, и спустя несколько месяцев, поняла — будет малыш. Рождённый сын был назван Алексеем. В память о матери сохранил «трёхшатровку» в Вязьме, а об отце – в Угличе…

                Ещё много интересного мы услышали на экскурсии, увидели местные достопримечательности.  Рассказывать об этом удивительном городе можно долго, но хочется оставить недосказанность, чтобы у читателя возникло желание увидеть Вязьму своими глазами.

                Мы возвращались  в Брянск после насыщенного  дня немного уставшими, но довольными  поездкой были все без исключения.  В конце нашего пребывания в Вязьме мы посетили мастер-класс по изготовлению пряников, смогли сами  их сделать  и украсить глазурью; услышали много интересного из истории их создания. Завершился день чаепитием с дегустацией вяземских пряников.
                Сколько в России мест, о которых кто-то, возможно, вскользь что-то слышал, а там нужно побывать!


Рецензии