Лекция 7

- Именно в тот момент, когда у тебя оказываются все козыри, ты вдруг понимаешь, что с тобой играют в шахматы…

Прошу учесть, что данное замечание не имеет никакого отношения к циклу лекций под названием: «Молот ведьм – роковая книга средневековья»!

Знаменитый Цезарий Гейстербахский[1] рассказал как одна дама из Хасселта[2], вылетевшая из бочки задом-наперёд, выкрикнула: «Вот я из власти Бога передаю себя во власть дьявола», как сатана тут же подхватил её, а собравшийся люд, изумлённо наблюдал, как она понеслась над долами и лесами. Тот же Цезарий приводит случай с французским рыцарем, который за одну ночь пропутешествовал по воздуху из своего дома в Индию и обратно, транспортируемый одной лишь дьявольской мощью. По скорости полёта с ним мог конкурировать разве что крестоносец, всего лишь за час преодолевший расстояние из Иерусалима до Льежа и обратно. Только в этом случае для передвижения использовался заколдованный конь. Однако и в те времена пассажиры, путешествующие по воздуху, тоже  терпели крушение. Так, за башенную иглу в Изенбурге зацепился, летевший на чёрном быке, пономарь. Гораздо счастливее оказался любекский монах, поднявшийся намного выше куполов всех городских церквей.

Но не только знаменитый Цезарий приводит несомненные доказательства ночных полётов. Ему вторит серьёзный и авторитетный доминиканец Фома из Кантимпрэ[3]. В книге «Пчелиное государство» он сообщал, что полёты были делом настолько обыденным, что некоторые даже зарабатывали, выступая в роли перевозчиков. Духовные рыцари переносились этими путеводителями на волшебных конях, из городов Европы в Палестину и обратно. Тот же Фома упоминает, как в 1256 году в Брабанте опасно заболевшие женщины были забираемы из кроватей дьяволом, заменявшим их тела «ложными». Последние умирали, их хоронили, а улетевшие женщины продолжали спокойно жить в других местах.

Но по воздуху летали не только ведьмы и крестоносцы. Епископ Антидий[4] всего за несколько часов совершил ночной перелёт из Безансона в Рим и обратно. Это чудесное путешествие он описал в книге «Житие». Любопытно, что в том же XI веке, аналогичным опытом поделились Викентий из Бове[5] и уже упомянутый хронист Зигберт из Жемблу[6].

Полётам наяву верили беспрекословно. Иначе и быть не могло! Коль дух человека приводит в движение его собственное тело, то как можно отрицать способность дьявола переносить людей? Ведь дух дьявола намного сильнее человеческого, а значит то, что доступно последнему, тем более, доступно первому. Сомневающихся отсылали к Библии. «Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв за волосы головы его, поставил его в Вавилоне надо рвом силою духа Своего[7]» и к Евангелию: «Потом берёт Его дьявол в святой город и поставляет Его на крыле Храма[8]». «Опять берёт Его дьявол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их[9]».

***

необязательный фрагмент. «С-ТЕСТ. Расшифровка результатов
Прочтите ниже характеристику, соответствующую вашему общему С-показателю. Но не ограничивайтесь только ей, прочтите и другие. Не исключено, что определённая вами характеристика окажется не похожей на вас, тогда вы сможете подобрать себе другую, более вам подходящую… В любом случае результат теста не приговор, а всего лишь показатель, и только на текущий момент.

От 551 запредел - ГиперОмега. Ваша жизнь - сплошной ад боязней, страхов и ужасов. Вы живёте в непрерывном ожидании катастрофы, жизнь и смерть для вас равно страшны. Без лечебной поддержки не обойтись».

***
[1] (ок. 1180 - ок. 1240), приор монастыря Ордена Бернардинцев («Белых монахов») в Гейстербахе, близ Кёльна, немецкий писатель, теолог. Его сочинения, написанные средневековой варварской латынью, демонстрируют выдающуюся для того времени начитанность. Особенной популярностью пользовались «Беседы о чудесах» (Dialogi miraculorum) - сборник рассказов о необычайных событиях и явлениях, о которых автору пришлось слышать либо от самих свидетелей, либо от тех, кто общался непосредственно с очевидцами.

[2] Has selt - столица бельгийской провинции Лимбург, расположенной на востоке северной части Бельгии - Фландрии. Население - около 70 000 жителей. Через город протекает река Демер (Demer) и проходит канал Альберта (Albertkanaal).

[3] Thomas de Cantimpre (1201-1270 гг.), монах, проповедник, был учеником врача, также доминиканца Альберта фон Лауингена (Albert von Lauingen,1193-1280 гг.), графа Больштедт, одного из самых эрудированных людей Средних веков. Кроме всего прочего Фома Кантимпре оставил потомкам книгу «Liber de natura rerum», которая способствовала распространению знаний о лечебном действии растений и получению из них лекарств.

[4] [лат. Antidius] (умер ок. 411г.), архиепископ Безансонский, отличался благочестием. Прославился тем, что чудесным образом умножил запасы хлеба в осаждённом варварами городе. Антидий был захвачен вождем вандалов Хроком, ярым гонителем христиан и, отказавшись отречься от веры, принял мученическую кончину в г. Рюффек (Центр. Франция). В 1042 или 1044 г. его мощи были перенесены в безансонский храм св. Павла (обретены в 1360).

[5] (1190 - 1264). Прославился созданием одной из первых энциклопедий Средневековья – «Speculum majus» («Отображение главного»). Этот тракта состоит из: «Speculum naturale» - естественнонаучное знание (в средневековом понимании); «Speculum doctrinale» включает теологию, философию, астрономию, геометрию, педагогику, право, медицину и другие области знания; «Speculum historiale» - всемирный исторический обзор до 1250 года и «Speculum morale», добавленная неизвестным автором в XV веке.

[6] Sigebert of Gembloux (Sigebertus Gemblacensis) (1030 - 1112), средневековый автор богословских книг и исторических хроник стран Европы, Средиземноморья и Болгарии с IV века по XII вв. В раннем возрасте стал монахом в бенедиктинском аббатстве Gembloux (провинция Намюр, Бельгия).

[7] книга пророка Даниила ст.36 гл.14.

[8] Евангелие от Матфея ст.5 гл.4.

[9] Там же ст.8.



16. ИССЛЕДУЯ НЕИЗВЕСТНОЕ НИКОГДА НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО ОБНАРУЖИШЬ


Рецензии