Дальше дороги нет

Крис Джеймс "Без названия", холст, масло.

Картина без названия. Таких картин в интернете множество, художнику не хочется называть картину, он оставляет это нам, зрителям, чтобы мы субъективно соединили с его работой какое-то свое понятие.

Давайте, соединять!

"Зимний пейзаж"? "Пейзаж с деревьями"? "На закате"?

Нет, всё не то! До заката еще далеко. Какие деревья? Это не деревья, а по сути одни стволы, палки, отбрасывающие на снег длинные тени, которые по закону перспективы идут от центра в стороны. Как рельсы, которые, как водится, на горизонте сходятся.

Аксонометрия, - скажете вы. - Эти перспективные линии можно мысленно продолжить, и они обязательно сойдутся в одну точку.

Нет, не сходятся! Сюрприз картины состоит в том, что тени от деревьев не сходятся ни на горизонте, ни в одной точке. Две центральные тени, как мы хорошо видим, сходятся сразу же у подножия стволов, другие, более боковые - или ниже, или выше горизонта - как получится. И это создает определенный живописный эффект.

Страсть люблю этих художников! Они всегда выкинут что-нибудь такое. У них не бывает тривиальных лесных или речных пейзажей, как у наших русских живописцев, которые, если им надо изобразить уходящую вдаль дорогу, то дотянут эту дорогу до самого леса, до горизонта, до неба. Человеческая перспектива, по их разумению, уходит далеко в бесконечность.

А здесь не так. Здесь человеческая перспектива (тени) заканчивается на линии деревьев. А до горизонта еще далеко. Там еще целое поле, там лес и горы, там целая страна. И солнце тоже там. Всё - там! А здесь - на переднем плане - только эти прямые тени, которые как семь путей ведут человека туда, но только путь его заканчивается на линии деревьев - и дальше дороги нет.

ПОРОГ

Я назвал бы эту картину "Порог", под которым подразумевается Порог духовного мира. И за Порогом этим, разумеется, что-то есть, что-то огромное, прекрасное, многоплановое, но нам туда нельзя с нашим земным сознанием.

- Почему нельзя? Можно же спокойно пройти между деревьев, пересечь поле и идти хоть на край Земли!

Да, кажется, что можно. Тем и хороша картина, что она тебя не пугает какой-то недостижимой далью. Пожалуйста, иди! Твой Порог всего в нескольких шагах. И ничего тебе не мешает сделать еще несколько шагов в открытое поле, если у тебя хорошая обувь и горячее стремление узнать, что там есть.

Но ты не дойдешь и буквально через пару шагов повернешь обратно, и уже никогда больше не осмелишься подходить к Порогу. И будешь потом всем говорить, что там ничего нет, что рельсы сходятся на горизонте, но дойдя до того места, где они должны сойтись, поймешь, что до горизонта так же далеко, как и раньше. То есть, будешь твердить всем, что того мира, который за горизонтом не существует.

- Почему я поверну обратно через несколько шагов, если моя цель не до горизонта дойти, а до того чернеющего вдали массива, что расположен на картине за снежным полем?

Потому что придется идти против солнца. Оно будет слепить. А если оно зайдет (что произойдет весьма скоро), то в полной темноте. Ведь мы, земные люди, привыкли идти к своей цели, пока впереди маячит какая-то тень. Мы живем здесь в мире теней. А за Порогом никаких теней нет, не на что ориентироваться. И увидев, что там нет уже привычных теней, мы возвращаемся обратно и говорим всем, что и света того тоже нет.

Кто думает, что ему все можно, становится материалистом. А материалистов туда не пускают - нельзя!

- А если у меня есть снегоход с прожектором и солнцезащитные очки?

Все равно нельзя. Потому что дойдя до дерева, ты встретишься с самим собой. Это объективная необходимость. То старое дерево, которое бросает тебе тень - это и есть ты. А как ты можешь оставить себя и отправиться в мир, где тебя нет?

- Ну, ты Майкл и накрутил! Скорей всего, художник, который написал эту картину, ничего такого не думал и даже не знал про Порог.

Конечно, не знал и не думал. Он просто соблазняет нас своей красивой картинкой, чтобы кто-то вроде меня ее украл, подумал и составил себе понятие, что это такое. Конечно, и этому ландшафту, и этим деревьям, запечатленным художником на холсте, и ему самому, и его картине глубоко безразлично, что я про них думаю и с какими понятиями соединяю.

Художник просто дает пищу для моего субъективного творчества. Он творит объект - который объективно застывает в материале - а я творю субъективно и совершенно свободно. Никто мне не указывает, как думать. Я соединяю с картинами свои субъективные мыслительные понятия и, таким образом, вплетаю в ткань духовного мира что-то от моего "Я", что в следующей жизни тоже станет чем-то объективным. Своим осмыслением произведения искусства я создаю будущего себя, ту самую жизнь за Порогом, нашу с вами жизнь в будущем веке, когда нас старых уже не станет.

По сути, в нижней части картины представлено то объективное, что было когда-то создано нами в прошлом, исходя из нашей субъективности, и стало теперь тенью нашего старого "Я". Надеюсь, понятно выразился?
А в верхней части - это мир субъективного, который мы создаем сейчас, когда рассматриваем картину, когда восхищаемся туманными горами на горизонте, когда соединяем с художественными образами свои субъективные мысли и чувства.

Так мы изменяем наш старый мир, так мы строим свой новый мир. И кто это делает, кто не боится соединять с произведениями мастеров собственные, казалось бы, ни на чем не основанные идеи, тот уже при жизни переходит Порог. Живет уже в той счастливой горней стране.
      


Рецензии
Ну ты Майкл и накрутил! - расписался иронией Михаил под обзором "шедевра" современной живописи. Первое, что увидел ещё не читая - Лесопосадка. И это хорошо подходит как название картины. В ней понравился лишь колорит и твоё вИденье, которое художник вряд сам видел и мыслил, если только художник не собственно Майкл(Андреев)!
Удач-успехов желаю, уважаю, ЭФ.

Эдуард Фетисов   20.03.2024 22:28     Заявить о нарушении
Я люблю этих западных художников за то, что в их картинах есть какая-то неидеальность. И они ее не пытаются скрыть. Наши же русские художники стремятся к идеалу, чтобы картина была, например, идеально абстрактной (Кандинский), или идеально красивой (Левитан), или идеально соответствовала библейским источникам (Иванов). Конечно, автор картины не я!
С уважением, МА

Майкл Андреев   24.03.2024 10:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.