Автокалендарь. 20 марта Имени маркиза
Граф французский, даже маркиз. Родился Жюль Феликс Филипп Альбер де Дион де Вандонн 9 марта 1856 года в Нанте и, прожив 90 лет, умер в Париже уже после Второй мировой. Был этот дядечка человеком внушительных габаритов, богатым, знаменитым и не выносившим скуки. Чтобы развеяться, силач де Дион мог учинить погром на рынке, сбросить в Сену полицейского, расстрелять роскошную люстру в «Кафе де Пари», прокатить в карете обнаженных девиц по Булонскому лесу или жахнуть тростью по башке президента республики. Исключительно от скуки граф Альбер издавал журнал «Желтый гном», дрался на дуэли, писал в ежедневные «Фигаро» и «Матэн», избирался в парламент, яростно обвинял в шпионаже капитана Альфреда Дрейфуса и основал крупнейшую во Франции спортивную газету «Экип».
Как мог такой человек запатентовать более 40 изобретений? Хороший вопрос. По всей видимости, все началось с того, что однажды в витрине парижской мастерской научных приборов 25-летний граф увидел действующую модель паровой машины. И заказал такую же. Через два года вместе с владельцами мастерской Жоржем Бутоном и его шурином Шарлем Трепарду де Дион основал «Трепарду и Ко, инженеры-конструкторы», которая занялась разработкой легкого котла и на рубеже веков стала крупнейшим в мире производителем автомобилей.
Правда, до этого она дважды меняла вывеску – названная сначала именем единственного в этой троице дипломированного инженера, в 1887-м фирма превратилась в «Де Дион, Бутон и Трепарду» и занялась производством паромобилей. 28 апреля того же года в Париже состоялось организованная газетой «Велосипед» первая в мире автогонка – паровик с Бутоном и де Дионом на борту стартовал у моста через Сену в Нейи и финишировал через два километра у Булонского леса. Первым и… единственным. Поэтому победу графу не присудили, а само состязание не принято считать первой в мире гонкой.
Зато через семь лет на старт заезда Париж-Руан вышли два десятка экипажей. Де Дион со своими друзьями восседал в полуприцепе-карете, которую тащил 20-сильный паровой тягач. И снова финишировал первым. И снова победу (и пять тысяч франков призовых!) у графа отняли – на этот раз под дурацким предлогом, дескать, паровому экипажу «Де Дион, Бутон и Трепарду» требовался кочегар.
Мы уже немного знаем характер графа, а потому не будем удивляться, что де Дион очень обиделся. Только не на организаторов гонки, а на паровой котел и с этих самых пор стал разрабатывать двигатель внутреннего сгорания. Тут, в свою очередь, разобиделся Трепарду, считавший бензиновый мотор слишком слабым и ненадежным для решения серьезных транспортных задач. Тогда де Дион объявил, что в будущем их фирма будет выпускать только бензиновые автомобили. Подумать только, какой-то граф не желает слушать аргументов настоящего инженера! У которого за плечами три года Императорской школы искусств и ремесел в Анже! Который только что придумал весьма оригинальную систему подвески задних колес! Который возглавляет транспортную комиссию и является заместителем мэра! Взбешенный подобными аргументами, де Дион выставил Трепарду вон и стер его фамилию из названия фирмы.
Как ни странно, граф оказался прав, а инженер ошибся. В 1900-м «Де Дион-Бутон» выпустила 400 автомобилей и 3200 бензиновых моторов, которые закупали более полусотни компаний по всему миру – открылось представительство и в Санкт-Петербурге.
А что же с подвеской де Дион? Придумал ее действительно Трепарду, и запатентовали ее именно при нем. Но после ухода Шарля доводил до ума конструкцию де Дион и именно он впервые применил ее в 1899-м на своем автомобиле. Картер дифференциала и главной передачи был жестко укреплен на раме, а колеса насажены на изогнутую ось-трубу. Так получалось серьезно снизить неподрессоренные массы, а значит, улучшить управляемость без затрат на сложную независимую подвеску. Но по достоинству оценить все плюсы новинки смогли только в конце 30-х, когда конструкторы гоночных машин искали замену зависимой задней подвеске. И попробовали «ось де Диона». Получилось отлично.
А почему имени маркиза? Тут все просто: когда в 1901 году умер отец де Диона, титул перешел к Альберу, и граф стал маркизом.
Свидетельство о публикации №224032000808